Новости – Люди
Люди
Инновациям и футболу объявили аудит
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Почему проверка Счетной палаты не выявит серьезных нарушений в скандальных конторах
13 октября, 2015 10:30
10 мин
Счетная палата анонсировала проверки в трех структурах, вызывающих особый интерес у общественности: инновационном центре «Сколково», «Роснано» и компаниях, занимающихся подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Об этом не без удовольствия сообщила глава СП Татьяна Голикова. «Сколково» и «Роснано» будут проверены в результате депутатских запросов, а «футболисты» — в плановом порядке.
Данная новость вызывает, мягко говоря, удивление. В российских условиях проверка, громко анонсирующаяся через СМИ за месяц до ее начала, — это фикция. Это предупреждение своим: правьте отчетность, оставьте мелочь, назначьте виновных. Тем более что опыт такого рода у Счетной палаты уже есть.
Как это делали раньше
Осенью 2009 года случилось мне сидеть в компании со своими бывшими коллегами по одному амбициозному, но не пережившему кризис проекту. Обсуждали, кто куда попал, как работается на новых местах. Одна красавица призналась, что устроилась в оргкомитет «Сочи-2014» на хорошую зарплату. «Ну и как там?» — живо заинтересовались коллеги. «Пилят», — стыдливо улыбнулась она. Это было главным ее впечатлением от новой работы. В сложный для России период на пропагандистско-спортивный проект выделялись огромные средства, а до реальных строек доходило далеко не все.
В январе 2014 года президент Владимир Путин отрицал наличие серьезных нарушений в ходе подготовки к Олимпиаде: «Если у кого-то есть конкретные данные о коррупционных проявлениях в связи с реализацией сочинского олимпийского проекта, мы просим предоставить нам объективные данные. Мы будем рады и благодарны, и мы используем эту информацию для того, чтобы наводить порядок в этой сфере». Судя по всему, данные были предоставлены: три месяца спустя генпрокурор Юрий Чайка сообщил о 55 уголовных делах по фактам нарушений при подготовке к Олимпиаде, 70 заявках на уголовное дело, 710 наказанных в административном порядке. Однако, как подчеркнул Путин, «коррупция — это расхищение государственных средств с использованием государственных чиновников, в руки которых эти средства попадают», а большинство уголовных дел было возбуждено в отношении частных подрядчиков, логику которых президент понимает: «Где в мире вы видели строителей, которые все делают в срок, качественно и по минимальной цене?.. Это нормальная обстановка. Ясно, что есть какая-то граница, за которой уже правонарушения».
Никто не знает точно, сколько денег потрачено на Игры в Сочи. Изначально, в 2007 году, заявлялась сумма в 314 млрд рублей, из которых 156 млрд — бюджетные. Согласно постановлению правительства «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», эти суммы должны были пойти на строительство и реконструкцию как спортивных, так и сопутствующих объектов, то есть речь шла о полной стоимости Олимпиады. В начале 2013 года, за год до Олимпиады, члены Государственной комиссии по подготовке зимних Олимпийских игр в Сочи получили документы, в коих фигурировала уже сумма в 1,526 трлн рублей (почти пятикратное превышение начальной сметы). А потом Счетную палату возглавила Татьяна Голикова и… насчитала всего 325 млрд рублей «прямых расходов», из которых бюджетными оказались менее трети. А вот доходы, напротив, вдвое превысили плановые. Отличный показатель!
Вид на строящийся стадион «Большой» в Олимпийском парке
Вид на строящийся стадион «Большой» в Олимпийском парке. Фото ИТАР-ТАСС/ Артур Лебедев
Как говорят в школах иллюзионистов, «следите за руками». Сперва речь шла об общем объеме вложений, а потом к этой цифре «подтянули» похожую цифру «прямых» затрат, то есть направленных только на строительство спортивных объектов. Создается ощущение, что «какая-то граница, за которой уже правонарушения», была не просто перейдена в ночи, а вытоптана стадом бизонов.
Которых Счетная палата не заметила.
Сколковская роскошь
Инновационный центр «Сколково» — один из немногих проектов президента Дмитрия Медведева, существующих до сих пор. Амбициозная идея создания российской Кремниевой долины пришлась по душе многим чиновникам и ученым, искренне надеявшимся на возрождение научной славы России. Сомнение, правда, вызвало уже место строительства нового центра: престижнейший район Подмосковья. Землю для первой очереди строительства изъяли у государственных структур — НИИ сельского хозяйства «Немчиновка» и ФГУП «Немчиновка», а вот земли вокруг принадлежали разнообразным ООО, в частности «Глория», «Зареченские дачи», «Заречье-Девелопмент». Первое из них принадлежит небезызвестному Роману Абрамовичу, второе — бизнесмену Вартану Галустяну, третье — нескольким кипрским офшорам, которые связывают с тем же Абрамовичем. Не то чтобы это выглядело коррупцией, но факт интересный. В чем смысл помещения научного центра в средоточье обитания российской политической элиты (сплошь щеголяющей научными степенями, но редко способной без заминки умножить 9 на 7), остается загадкой. Проект можно было в разы дешевле и безо всякого ущерба для науки организовать в таких заслуженных наукоградах, как Королев или Жуковский.
В следующий раз «Сколково» угодило в центр внимания после жестоких гонений на свободолюбивого депутата Госдумы Ильи Пономарева. Выяснилось, что по документам Илья Владимирович должен был прочитать десять лекций в рамках проекта «Сколково» за $300 000 и выполнить некую научно-исследовательскую работу за $450 000. Договор был подписан по всем законам, Пономарев задекларировал доход и заплатил с него налог, но следователей смутила неадекватность сумм: не очень ясно, какой мудростью владеет Пономарев, что одна его лекция в небогатой России должна оцениваться в 30 тысяч бюджетных долларов. Надо сказать, что схема вывода средств в виде неадекватно завышенных расходов — одна из самых популярных в практике казнокрадства. Возбуждено уголовное дело, депутат объявлен в международный розыск. Есть подозрение, что подобных договоров о «лекциях» — десятки и сотни, и Пономарев далеко не единственный участник таких операций: его просто подвела оппозиционная деятельность, «благодаря» которой следователи обратили внимание на доходы парламентария. Более осторожные «лекторы» сидят тихо.
Весомых научных результатов от деятельности «Сколково» не видно, но это как раз нормально: слишком молод проект, тут действительно надо стиснуть зубы, финансировать и ждать. Под неусыпным контролем Счетной палаты, но настоящим, а не фиктивным.
Перспективный чемпионат
Основные вопросы по ЧМ-2018 возникают в связи с оценкой средств, которые уйдут на новые стадионы. После победы России в голосовании ФИФА руководство футбольных регионов «придумывало» совершенно фантастические суммы. Скажем, Ростовская область умудрилась запросить больше средств, чем Москва или Санкт-Петербург; справедливости ради скажем, что там приходится строить новый международный аэропорт.
На данный момент нет сведений о серьезных злоупотреблениях в ходе подготовки к чемпионату мира, за одним кричащим исключением. Стадион «Центральный» в Екатеринбурге, совсем недавно открытый после длительной реконструкции на бюджетные деньги, будет практически полностью разрушен и выстроен заново под требования ФИФА. При этом постройка нового стадиона в чистом поле обошлась бы существенно дешевле, но федеральные власти на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова выдвинули региону ультиматум: «Либо строите новый стадион за счет областного бюджета, либо реконструируете "Центральный" за счет федерального». Город снова на несколько лет без стадиона, казна без денег, подрядчики в шоколаде, виновных нет.
Реконструкция стадиона «Центральный» в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году, в Екатеринбурге
Реконструкция стадиона «Центральный» в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Екатеринбурге. Фото: Константин Чалабов/ РИА Новости
Добавим, что занимаются подготовкой к ЧМ-2018 примерно те же граждане, которые творили сочинские чудеса, разве что хоккейных чиновников сменили футбольные да поменялся состав региональных представителей, все равно ничего не решающих. Тем не менее контроль за подготовкой к ЧМ обещает быть куда более жестким, чем в случае с Олимпиадой: денег в стране стало меньше. Однако перспективы казнокрадства тут по-прежнему весьма обширны: завышение стоимости строительства давно стало национальной забавой.
* * *
Нет сомнений, что во всех названных Татьяной Голиковой организациях сейчас кипит работа по приведению отчетности в «нужное» состояние. Опытные казнокрады знают, что несколько злоупотреблений обязательно надо оставить на виду, иначе вопросы возникнут уже к самой Счетной палате, а этого допустить нельзя. Но все главные ходы по выводу денег крысы зароют надежно.
Татьяну Голикову назначили руководить Счетной палаты во многом именно под грядущую проверку сочинских расходов. В компетентности ее сомневаться не приходится: в качестве заместителя главы Минфина Алексея Кудрина она изучила все способы финансовых манипуляций, которые только могли придумать в России и импортировать из-за рубежа. Не удивительно, что замечательный врач Леонид Рошаль, жестко оппонировавший Голиковой в ее бытность главой Минздравсоцразвития, «поздравил» ее с новым назначением следующими словами: «Голикову после проверки Минздравсоцразвития Счетной палатой нужно было снимать с работы. Назначать ее сегодня руководителем Счетной палаты опасно для россиян».
Зато безопасно для «Сколково», «Роснано» и футбольного оргкомитета, добавим мы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости