Новости – Люди












Люди
Импорт не замещается

Продажа электроники и бытовой техники в магазинах России. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Объемы импорта радиоэлектроники в Россию сократились на 20%
1 апреля, 2016 13:30
6 мин
О сокращении объема импорта радиоэлектроники в Россию на 20% по итогам 2015 года говорится в письме за подписью замминистра промышленности и торговли Глеба Никитина, направленном в правительство. Впрочем, на этой цифре хорошие новости для отечественной радиоэлектронной отрасли и закончились: несмотря на то что мы стали ввозить меньше продукции из-за границы и начали выпускать больше своей (рублевые прибыли наших предприятий за год выросли на 13,5%), доля иностранцев на российском рынке практически не сократилась и составляет 80%. Несмотря на значительное удорожание импортной техники ввиду падения курса рубля, спрос на нее в России остается стабильно высоким, и за целый год импортозамещения отечественным производителям удалось отвоевать всего лишь 1% внутреннего рынка.
Таким образом, все усилия правительства по замещению импорта в этой критически важной для экономики отрасли, мягко говоря, не увенчались особым успехом. Причина — в отсутствии экономических стимулов для развития производства и хронической неконкурентоспособности отечественной электроники.
Какие планы — такие и результаты
План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, подписанный министром промышленности Денисом Мантуровым в апреле 2015 года, содержит 173 проекта по созданию телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, специального технологического оборудования и проч. Для его реализации на период до 2025 года необходимо финансирование в размере 122,4 млрд руб.; из них, как предполагается, 50,2 млрд руб. будут бюджетными, 51,9 млрд руб.— заемными, и еще 20,3 млрд руб. вложат сами компании, участвующие в проектах. При этом они могут претендовать на возмещение государством процентов по кредитам или ежегодную компенсацию до 400 млн руб. на каждый проект. В обмен компании-участницы обязаны наладить серийный выпуск и продажу техники внутри страны.
СПРАВКА: Рынок радиоэлектроники охватывает весьма обширный круг товаров разного назначения: начиная с телевизоров, телефонов, смартфонов и компьютеров и заканчивая промышленным оборудованием, торгово-фискальными аппаратами, оборудованием электропитания и системами безопасности, медицинской электроникой и т.п.
Однако вопреки правительственным планам пока что ни в одном из сегментов рынка у наших производителей заметных успехов нет. Как подсчитали авторы совместного исследования, проведенного «Деловой Россией», «Центром современной электроники» и GS Group, объем рынка электронной аппаратуры в России превышает 36 млрд долларов, и 80% этих денег утекает за рубеж. Это означает, что вследствие неконкурентоспособности российской радиоэлектроники экономика страны недополучает минимум 2 трлн рублей внутреннего валового продукта ежегодно.
Рубль упал зря
Надо сказать, что стимул для развития отечественная радиоэлектроника (как, впрочем, и производство в целом) получила еще раньше — в 2014-м, вместе с резким падением курса рубля. Сборка электроники в Китае стала значительно дороже для российских производителей. «Уже в начале 2015-го отечественные заказчики бросали готовую продукцию на складах в Гонконге, Шеньжене и Шанхае в состоянии частичной предоплаты, чтобы не выкупать товар целиком с гарантированным убытком», — рассказал директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков.
С дальнейшим падением курса рубля для российских компаний, фактически являющихся сборочными производствами, почти в два раза подорожали оснастка, подготовка пресс-форм и смежные процессы для сборки электроники в Азии. Альтернатива размещения сборочного производства в России стала еще более привлекательной. В итоге отечественные предприятия стали получать запросы на развертывание контрактной сборки устройств и компонентов, которые раньше импортировались. Но пока что только сборкой все и ограничилось. Техника собирается в России, но из иностранных компонентов. А доля локализации производства электроники в нашей стране осталась примерно на прежнем уровне.
Что самое печальное, даже после перемещения сборки с китайских предприятий на отечественные продукция российских компаний практически ничего не выиграла в плане конкурентоспособности. Обнуление ввозных таможенных пошлин на электронные компоненты в сентябре 2015 года должно было как-то поправить ситуацию, однако дальнейший рост курса валют и, соответственно, стоимости импортных комплектующих мгновенно нивелировал все потенциальные преимущества российских сборочных производств. По цене их продукция практически сравнялась с импортной, и потребители продолжили делать выбор в пользу последней.

Сборка электроники. Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Начинать с головы
Безусловно, создание полностью российских производственных цепочек — процесс небыстрый и нелегкий, однако это никак не оправдывает провал кампании по импортозамещению, связанный прежде всего с действиями — а вернее, с бездействием — правительства и Центрального банка. Помимо падения курса рубля (которое допустил российский мегарегулятор), импортозамещению мешает и жесткость денежно-кредитной политики, а именно недоступность финансовых ресурсов для большинства предприятий. В таких условиях меры по развитию отечественного производства, применяемые государством, практически бесполезны, несмотря на немалый объем вложенных в них средств.
К тому же, объявив войну импорту, Россия вместе с тем продолжает выполнять требования ВТО о сохранении нулевых таможенных пошлин на ввоз готовой продукции. Это бессмысленно. Для поддержки импортозамещения необходимо сформировать протекционистскую таможенно-тарифную политику: как полагают эксперты, пошлины на ввозимую электронику надо поднять вплоть до 60%. Аналогичные схемы поддержки отрасли реализованы в Китае, Франции, Бразилии и других развитых и развивающихся странах и уже позволили создать там условия для развития собственных предприятий и глубокой локализации зарубежных производств.
Но это все в теории. На практике зарубежные производители электроники давно рассматривают российский рынок как исключительно свою территорию, а немногих отечественных производителей считают не более чем вымирающими «мастодонтами», которым не поможет никакая господдержка. Для того чтобы у нас появились свои Samsung и Apple, для начала нам нужен новый ЦБ (а заодно и новый МЭР, и новый Минфин) — с другим руководством и другим отношением к национальной экономике.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости