Новости – Общество
Общество
Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Алексей Квашнин. 1710 г.
Чудо, исчезновение и двойники: над историей этого образа Божией Матери ученые ломают головы до сих пор
6 ноября, 2015 07:00
5 мин
6 ноября Православная церковь чествует образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Чудотворная икона исчезла при советской власти, и сейчас специалисты спорят, в каком из храмов Москвы и Петербурга находится ее оригинал.
Чудотворица
Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась чудотворением в 1688 году. Предание так повествует об этом: у патриарха Иоакима жила в Москве сестра Евфимия, долгое время страдавшая от тяжкого недуга (сказание об иконе говорит, что это была незаживающая рана в боку).
Евфимия просила исцеления у Богородицы и однажды во время молитвы услышала голос: «Евфимия, отчего ты в страдании твоем не прибегаешь к общей Целительнице всех?» Изумленная женщина спросила: «Где же найти мне такую Целительницу?» И тогда прозвучал ответ: «Ее найдешь ты в образе Моем, который именуют "Всех Скорбящих Радость". Образ этот есть в храме Преображения Сына Моего — стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, получишь ты исцеление». В заключение голос добавил: «Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».
Вскоре Евфимия узнала, что в храме Преображения на Ордынке в указанном месте действительно стоит икона «Всех Скорбящих Радость». Она позвала священника с образом к себе в дом и после молебна получила исцеление.
Это событие вызывало большой резонанс. Вероятно, из-за того что случилось с родственницей патриарха. Почти сразу же были составлены молитва и служба иконе и написано «Сказание» о явленном образом чуде.
История
Доподлинно неизвестно, каким образом икона «Всех Скорбящих Радость» попала в Преображенский храм на Ордынке и кто был ее автором. Историки приходят к выводу, что икона, вероятнее всего, оказалась в этой московской церкви в 1685 году — в этот год деревянный прежде храм перестроили и сделали каменным.
Вопрос о том, кто написал чудотворный образ, остается открытым. Автором первой иконы с таким названием был Иван Артемиевич Безмин, придворный живописец и дворянин. Полагают, что он заимствовал этот тип изображения Богоматери у западных иконописцев. С 1668 года Безмин трудился над украшением царских покоев, принимал участие в росписи некоторых московских храмов и рисовал картины на евангельские сюжеты для загородных резиденций царя.
На иконе в полный рост изображена Богородица с младенцем Христом на руках, которую окружают люди, обуреваемые недугами и скорбями. Над головой Марии в облаках восседает Господь (иногда — Божественная Троица), а по бокам от нее парят два ангела. Справа и слева Богоматерь окружают святые: на оригинальном образе это Сергий Радонежский и Феодор Сикеот слева и Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский — справа.
Эксперты подчеркивают: иконография «Всех Скорбящих Радость» имеет множество вариантов. Так, в ранних изводах не было изображений страждущих людей, а один из поздних вариантов иконы называют «Всех Скорбящих Радость с грошиками». Название связано с событиями 23 июля 1888 года в Петербурге. В этот день в городе случилась сильная гроза. Молния выжгла одну из часовен города, где уцелел лишь образ «Всех Скорбящих Радость». В полотно иконы пожаром было впечатано 12 медных монет из кружки для подаяний. В память об этом событии на некоторых списках иконы стали специально изображать монеты.
Следы
Известно, что при переезде царского двора в Петербург в 1711 году икону «Всех Скорбящих Радость» увезла с собой царевна Наталия Алексеевна. Ученые спорят: по одной версии, царевна забрала с собой оригинал иконы, известной своим чудотворением; по другой, в новую столицу уехал ее список.
Икона, оставшаяся в Москве, хранилась в храме на Ордынке до 1930-х годов. За это время церковь дважды перестраивали: в XVIII столетии перестройкой занимался архитектор Василий Баженов, а в XIX веке здание восстанавливал после пожара 1812 года Осип Бове. Советская власть закрыла храм, в нем разместилось фондохранилище Государственной Третьяковской галереи, и судьба чудотворного образа в этот период достоверно неизвестна.
Считается, что тот чтимый образ Богоматери, который находится в храме сейчас, и есть настоящий — тот же, что был до закрытия церкви. Однако некоторые исследователи говорят, что в годы закрытия храма икону изымали. Образ, сегодня находящийся в церкви на Ордынке, по этой версии, подарил храму в 1948 году патриарх Московский и всея Руси Алексий I, и это — точный список с чудотворного образа.
Судьба иконы, вывезенной в Петербург, тоже остается неясной. Царевна Наталия Алексеевна, привезя образ в новую столицу, поставила его в домовом Вознесенском храме за Литейным двором на Шпалерной улице. Когда храм в советское время закрыли, икона исчезла. Считается, что сейчас образ находится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Однако исследователи говорят, что это тоже список с оригинала, причем не самый точный. Сохранились описания и литографическое изображение чудотворной иконы, и они не совпадают с образом из Спасо-Преображенского собора.
Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)
Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург). Фото: wikipedia.org
Несмотря на запутанную историю, икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость» остается одним из самых почитаемых образов у православных. К нему обращаются за заступничеством и помощью в исцелениях, находят утешение и надежду. Богородица — наш ходатай перед Богом, отмечал Иоанн Кронштадтский. И даже если иконы в Москве и Петербурге — это копии чудотворного образа, это не мешает людям, к ним приходящим, находить в Богородице радость.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости