Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Общество

Идеолог авиации. Какое наследие России оставил Генрих Новожилов?

Наша страна ещё не одно десятилетие будет эксплуатировать машины, созданные великим учёным
Алексей Капустин
27 октября, 2020 12:08
7 мин
Генрих Новожилов
Фото: Narodna-pravda.ua

95 лет назад в интеллигентной московской семье родился гениальный отечественный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов, будущий идеолог гражданской и транспортной авиации СССР, создатель нескольких поколений советских самолётов.

Отец Новожилова Василий Васильевич Соколов был по специальности военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова — военнослужащей. Мальчика с детства интересовала техника, особенно — авиационная. Однако в 1939 году, будучи подростком, он повредил ногу, перенёс несколько операций, что лишило его возможности исполнить детскую мечту стать лётчиком.

Эвакуацию в период Великой Отечественной войны Новожилов провёл в Пензе, где закончил школу. В августе 1942 года будущий авиаконструктор вернулся в столицу и устроился на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института. Спустя год он стал студентом самолётостроительного факультета МАИ, с которого выпустился в 1949 году.

В 1948 году Новожилов проходил преддипломную практику в опытно-конструкторском бюро при заводе №240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Руководителем ОКБ в тот момент был легендарный авиаконструктор Сергей Ильюшин. Впоследствии данное предприятие было названо в его честь (сейчас — ПАО «Ил»).

Первым детищем Новожилова считается ближнемагистральный самолёт Ил-14. В 1953 году постановлением Совета министров СССР Ил-14П был запущен в серийное производство. Помимо Советского Союза, самолёт выпускался в Чехословакии и ГДР. Машина эксплуатировалась до конца 1980-х годов

В 1950-е годы в коллективе других инженеров-конструкторов он создавал штурмовик Ил-40, реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия Ил-46 и последнюю модель «ильюшинского» бомбардировщика Ил-54, предназначавшуюся на замену Ил-28.

Самое активное участие Новожилов принял в разработке турбовинтового пассажирского самолёта Ил-18. Лайнер эксплуатировался на всём восточноевропейском пространстве и до сих пор находится в парке Минобороны РФ и некоторых зарубежных государств.

Ил-18 был первым самолётом, спроектированным с «чистого листа», то есть не на основе военного образца. Позже на базе данной машины появились разведывательный самолёт Ил-20 и противолодочный Ил-38, которые сейчас используются российской армией в модернизированном виде.

Новожилов стремительно продвигался по карьерной лестнице. В 1958 году он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, а спустя шесть лет — главным конструктором бюро и первым заместителем Сергея Ильюшина.

Важнейшим проектом Новожилова в 1960-е годы стал дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62 и его модернизированная версия. Благодаря этой машине советские граждане получили возможность выполнять межконтинентальные рейсы и совершать беспосадочные перелёты из европейской части страны на Дальний Восток.

Ил-62 немного уступал по качеству зарубежным аналогам, но для своего времени имел достаточно экономичный расход топлива, надёжный корпус, комфортный салон для пассажиров и экипажа. Система автоматического управления позволяла эксплуатировать самолёт в условиях видимости взлётно-посадочной полосы менее 300 метров.

Лайнеры семейства Ил-62 серийно выпускались в 1966—1995 годах на авиационном заводе в Казани. В общей сложности было построено 289 самолётов. Из СССР эти машины поставлялись в Анголу, Венгрию, ГДР, Китай, Кубу, Польшу, Мозамбик, Северную Корею и Чехословакию. «Аэрофлот» отказался от эксплуатации Ил-62М только в 2005 году.

Ещё одним детищем Новожилова стал широкофюзеляжный Ил-86, на основе которого был позже спроектирован Ил-96. Данный самолёт является бортом №1 и лишь 2013 году был выведен из парка «Аэрофлота». Последние годы на фоне санкций ПАО «Ил» разрабатывает дальнемагистральный Ил-96-400М

Этот самолёт должен «подстраховать» Россию в случае перекрытия поставок Boeing и Airbus или отказа западных государств от продажи комплектующих. Производство модернизированного Ил-96 должно развернуться на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО). На самолёт будет устанавливаться двигатель ПС-90А, но в будущем он обзаведётся агрегатом нового поколения ПД-35 с тягой 33-40 тонн.

Настоящим хитом, созданным Новожиловым, является транспортный самолёт Ил-76, получивший репутацию «рабочей лошадки» МЧС и Минобороны РФ. Машина по-прежнему в строю и продолжает модернизироваться ПАО «Ил». В Вооружённых силах Ил-76 используется для перевозки грузов, военной техники, десантирования и как топливозаправщик.

Люди, которые помнят Новожилова, отмечают его смелость, решительность и настойчивость. После распада СССР он сделал, наверное, всё возможное, чтобы сохранить в эксплуатации машины марки «Ил». В частности, его напор позволил продлить жизнь Ил-86.

«Мне заполнилось его яркое и аргументированное выступление на совещании в ГСГА (Государственная служба гражданской авиации. — РП) России, проходившее именно по вопросу запрета на эксплуатацию Ил-86. Генрих Васильевич, как гениальный конструктор, взвесил все обстоятельства, прекрасно оценил риски и, тем не менее, поддержал взвешенное решение о продолжении эксплуатации Ил-86», — отметил глава Росавиации Александр Нерадько

Об активной жизненной и гражданской позиции Новожилова говорит тот факт, что свою выдающуюся конструкторскую деятельность он совмещал с работой в кресле депутата — с 1974-1989 годы учёный являлся членом Верховного Совета СССР. Также он входил в Государственный комитет обороны и госбезопасности при нём.

Генриха Васильевича не стало 29 апреля 2019 года. Как говорилось в день смерти на сайте Кремля, учёный «внёс неоценимый вклад в укрепление оборонной и технологической мощи страны». В марте 2016 года Путин наградил Новожилова орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Генрих Васильевич прожил долгую и насыщенную жизнь. Его талант и умение добиваться поддержи со стороны государства позволяли нашей стране не отставать в развитии авиации от западных государств. Наследие Новожилова Россия будет эксплуатировать ещё не одно десятилетие.

Однако в день рождения Генриха Васильевича невольно становится грустно по поводу того, что в постсоветской России на горизонте так и не появился столь же яркий и талантливый конструктор, человек, которого можно было бы назвать идеологом научно-технического прогресса в авиационной отрасли

Наследие Новожилова не вечно и когда-нибудь всё равно останется историей. Страна нуждается в конструкторах и машинах нового поколения…

темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ