Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Идеолог авиации. Какое наследие России оставил Генрих Новожилов?

Генрих Новожилов
Фото: Narodna-pravda.ua
Наша страна ещё не одно десятилетие будет эксплуатировать машины, созданные великим учёным
Алексей Капустин
27 октября, 2020 12:08
7 мин

95 лет назад в интеллигентной московской семье родился гениальный отечественный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов, будущий идеолог гражданской и транспортной авиации СССР, создатель нескольких поколений советских самолётов.

Отец Новожилова Василий Васильевич Соколов был по специальности военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова — военнослужащей. Мальчика с детства интересовала техника, особенно — авиационная. Однако в 1939 году, будучи подростком, он повредил ногу, перенёс несколько операций, что лишило его возможности исполнить детскую мечту стать лётчиком.

Эвакуацию в период Великой Отечественной войны Новожилов провёл в Пензе, где закончил школу. В августе 1942 года будущий авиаконструктор вернулся в столицу и устроился на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института. Спустя год он стал студентом самолётостроительного факультета МАИ, с которого выпустился в 1949 году.

В 1948 году Новожилов проходил преддипломную практику в опытно-конструкторском бюро при заводе №240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Руководителем ОКБ в тот момент был легендарный авиаконструктор Сергей Ильюшин. Впоследствии данное предприятие было названо в его честь (сейчас — ПАО «Ил»).

Первым детищем Новожилова считается ближнемагистральный самолёт Ил-14. В 1953 году постановлением Совета министров СССР Ил-14П был запущен в серийное производство. Помимо Советского Союза, самолёт выпускался в Чехословакии и ГДР. Машина эксплуатировалась до конца 1980-х годов

В 1950-е годы в коллективе других инженеров-конструкторов он создавал штурмовик Ил-40, реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия Ил-46 и последнюю модель «ильюшинского» бомбардировщика Ил-54, предназначавшуюся на замену Ил-28.

Самое активное участие Новожилов принял в разработке турбовинтового пассажирского самолёта Ил-18. Лайнер эксплуатировался на всём восточноевропейском пространстве и до сих пор находится в парке Минобороны РФ и некоторых зарубежных государств.

Ил-18 был первым самолётом, спроектированным с «чистого листа», то есть не на основе военного образца. Позже на базе данной машины появились разведывательный самолёт Ил-20 и противолодочный Ил-38, которые сейчас используются российской армией в модернизированном виде.

Новожилов стремительно продвигался по карьерной лестнице. В 1958 году он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, а спустя шесть лет — главным конструктором бюро и первым заместителем Сергея Ильюшина.

Важнейшим проектом Новожилова в 1960-е годы стал дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62 и его модернизированная версия. Благодаря этой машине советские граждане получили возможность выполнять межконтинентальные рейсы и совершать беспосадочные перелёты из европейской части страны на Дальний Восток.

Ил-62 немного уступал по качеству зарубежным аналогам, но для своего времени имел достаточно экономичный расход топлива, надёжный корпус, комфортный салон для пассажиров и экипажа. Система автоматического управления позволяла эксплуатировать самолёт в условиях видимости взлётно-посадочной полосы менее 300 метров.

Лайнеры семейства Ил-62 серийно выпускались в 1966—1995 годах на авиационном заводе в Казани. В общей сложности было построено 289 самолётов. Из СССР эти машины поставлялись в Анголу, Венгрию, ГДР, Китай, Кубу, Польшу, Мозамбик, Северную Корею и Чехословакию. «Аэрофлот» отказался от эксплуатации Ил-62М только в 2005 году.

Ещё одним детищем Новожилова стал широкофюзеляжный Ил-86, на основе которого был позже спроектирован Ил-96. Данный самолёт является бортом №1 и лишь 2013 году был выведен из парка «Аэрофлота». Последние годы на фоне санкций ПАО «Ил» разрабатывает дальнемагистральный Ил-96-400М

Этот самолёт должен «подстраховать» Россию в случае перекрытия поставок Boeing и Airbus или отказа западных государств от продажи комплектующих. Производство модернизированного Ил-96 должно развернуться на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО). На самолёт будет устанавливаться двигатель ПС-90А, но в будущем он обзаведётся агрегатом нового поколения ПД-35 с тягой 33-40 тонн.

Настоящим хитом, созданным Новожиловым, является транспортный самолёт Ил-76, получивший репутацию «рабочей лошадки» МЧС и Минобороны РФ. Машина по-прежнему в строю и продолжает модернизироваться ПАО «Ил». В Вооружённых силах Ил-76 используется для перевозки грузов, военной техники, десантирования и как топливозаправщик.

Люди, которые помнят Новожилова, отмечают его смелость, решительность и настойчивость. После распада СССР он сделал, наверное, всё возможное, чтобы сохранить в эксплуатации машины марки «Ил». В частности, его напор позволил продлить жизнь Ил-86.

«Мне заполнилось его яркое и аргументированное выступление на совещании в ГСГА (Государственная служба гражданской авиации. — РП) России, проходившее именно по вопросу запрета на эксплуатацию Ил-86. Генрих Васильевич, как гениальный конструктор, взвесил все обстоятельства, прекрасно оценил риски и, тем не менее, поддержал взвешенное решение о продолжении эксплуатации Ил-86», — отметил глава Росавиации Александр Нерадько

Об активной жизненной и гражданской позиции Новожилова говорит тот факт, что свою выдающуюся конструкторскую деятельность он совмещал с работой в кресле депутата — с 1974-1989 годы учёный являлся членом Верховного Совета СССР. Также он входил в Государственный комитет обороны и госбезопасности при нём.

Генриха Васильевича не стало 29 апреля 2019 года. Как говорилось в день смерти на сайте Кремля, учёный «внёс неоценимый вклад в укрепление оборонной и технологической мощи страны». В марте 2016 года Путин наградил Новожилова орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Генрих Васильевич прожил долгую и насыщенную жизнь. Его талант и умение добиваться поддержи со стороны государства позволяли нашей стране не отставать в развитии авиации от западных государств. Наследие Новожилова Россия будет эксплуатировать ещё не одно десятилетие.

Однако в день рождения Генриха Васильевича невольно становится грустно по поводу того, что в постсоветской России на горизонте так и не появился столь же яркий и талантливый конструктор, человек, которого можно было бы назвать идеологом научно-технического прогресса в авиационной отрасли

Наследие Новожилова не вечно и когда-нибудь всё равно останется историей. Страна нуждается в конструкторах и машинах нового поколения…

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ