Новости – Люди












Люди
«Великая отечественная война длилась меньше — я уже другой человек»

Андрей Гривцов. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
Приговор по делу о рекордной взятке в $15 млн вынесут 25 июня
6 июня, 2014 15:44
8 мин
Бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления тогда еще Следственного комитета при прокуратуре Андрей Гривцов и его защита 6 июня выступили в прениях по делу о вымогательстве рекордной взятки в $15 млн (части 3 статьи 30 и пунктов «а, в, г» части 4 статьи 290 УК). Накануне гособвинитель в своем выступлении попросила приговорить его к 9 годам колонии строгого режима.
По версии обвинения, Гривцов рассчитывал получить взятку с президента концерна «Росэнергомаш» Владимира Палихаты, которому грозило уголовное преследование по делу о рейдерских захватах ОАО НИИЭМИ и ЗАО «Инфико». За это дело следователи взялись еще в 2005 году. Тогда его вел бывший зампрокурора ЦАО Руслан Паркин, бывший руководитель Гривцова, который в настоящее время находится в федеральном розыске.
В 2009 году в Россию был экстрадирован еще один фигурант уголовного дела, генеральный директор ООО «Бизнес-контракт» Николай Нестеренко (на данный момент осужден условно), бизнес-партнер Палихаты. Гривцов в то время находился в командировке в Санкт-Петербурге в составе следственной группы под руководством следователя Олега Пипченкова по делу лидера «Тамбовской ОПГ» Владимира Барсукова-Кумарина. После экстрадиции Нестеренко Гривцов вернулся в Москву и занялся расследованием его дела. Паркин на тот момент уже уволился из правоохранительных органов, работал адвокатом и оставался с Гривцовым в дружеских отношениях.
По версии следствия, в ноябре 2009 года бизнесмен Сергей Киримов, который недавно исчез, познакомился с Паркиным. Они вступили в переговоры с Палихатой и его адвокатом Михаилом Вытновым. Экс-прокурор гарантировал им, что они не будут привлечены к ответственности по делу Нестеренко. В качестве взятки Паркин потребовал $15 млн якобы для следователя Гривцова. По версии обвинения, всю информацию о ходе следствия Гривцов передавал Паркину, а тот, в свою очередь, Киримову. Однако, как только переговоры о сумме закончились, Палихата обратился с заявлением в правоохранительные органы.
Последующие разговоры свелись к тому, что Палихата выплатит сумму в два транша. Первую часть в $8 млн потерпевший положил в банковскую ячейку на имя Киримова. Задержан он был при снятии этих денег ($59 тысяч были настоящими, остальные оказались муляжом).
Второй фигурант, которого прокурор просила лишить свободы на 6 лет, экс-начальник центра «Э» ГУВД по Москве Сергей Хацернов, по версии следствия, организовал слежку за участниками сделки, чтобы проверить, не ведется ли за ними контрнаблюдение.

резидент концерна «Росэнергомаш» Владимир Палихата. Фото: Валерий Левитин / РИА Новости, архив
Президент концерна «Росэнергомаш» Владимир Палихата. Фото: Валерий Левитин / РИА Новости, архив
В пятницу в защиту Гривцова первой выступила адвокат Лариса Иванова. Она отметила, что из всех фигурантов бывший следователь был знаком только с Паркиным, а с Хацерновым и Киримовым познакомился только в суде. Об этом свидетельствуют детализация телефонных соединений фигурантов и прослушка разговоров, которые имеются в материалах дела.
Привлечь Палихату к ответственности действительно имелись все основания. По словам Ивановой, у экс-следователя имелись сведения, что Нестеренко был доверенным лицом Палихаты (работал охранником предпринимателя, а через год после увольнения стал управлять крупным бизнесом), а за рейдерскими захватами якобы стояла инвестиционная компания «Сфера», которую возглавлял потерпевший. Этим и было обосновано проведение следственных действий. Об этом, в частности, говорилось в материалах проверки, которая проводилась в рамках дела Гривцова. На Палихату указывали и потерпевшие от рейдерских захватов, выступившие в качестве свидетелей.
И в то время, пока Палихата, Киримов и Паркин обсуждали денежные суммы, Гривцов проводил расследование. Все его действия были последовательны с процессуальной точки зрения, отметила адвокат. Все вопросы, связанные с ходом расследования, он обсуждал как с коллегами, поскольку дело было резонансным и освещалось в СМИ, так и с непосредственным руководителем Пипченковым. Тот, в свою очередь, докладывал о деле вышестоящему руководству. То есть фактически Гривцов не принимал самостоятельных решений по делу, сказала Иванова. А позиция руководства была однозначной. В одной из записей разговоров Пипченков говорил Гривцову, что «Палихата такой же главарь, как и тот, по которому мы работаем по Питеру» (Барсуков — РП).
Кроме того, Паркин досконально знал материалы дела Нестеренко, и, как опытный бывший прокурорский работник, мог предугадывать действия Гривцова. «Знал ли Гривцов о том, что делает за его спиной Паркин? Убеждена, что нет», — заключила Иванова.
Далее к трибуне вышел сам Гривцов, который заявил, что все обвинение построено только «на предположениях и ошибочных выводах». Так, потерпевший Палихата и адвокат Вытнов знают о том, что взятка предназначалась Гривцову только со слов Паркина и Киримова. Последний же в переговорах адресатом денег называл лишь Паркина.
Он отметил, что в деле также имеются расшифровки разговоров между следователем, который изначально вел его дело, и Киримовым. Этот следователь сообщал, что «доказательства вины обвиняемых отсутствуют, а обвиняемого Паркина следователи не разыскивают умышленно, поскольку в противном случае придется прекращать уголовное преследование в отношении остальных». Именно из-за отсутствия доказательств вины в феврале 2010 года Мосгорсуд отпустил Гривцова под подписку о невыезде (подсудимый провел в СИЗО всего один месяц). И именно поэтому в октябре 2012 года коллегия присяжных Мосгорсуда единогласно его оправдала, сказал Гривцов.
Нестеренко же сразу после задержания Гривцова отпустили из-под стражи. «Я же показания никогда не менял, начал их давать в шоковом состоянии, — рассказал подсудимый. — Показания начал давать через час после задержания. Все результаты ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий) подтверждают, что я не был знаком ни с Киримовым, ни с Хацерновым». Гривцов также обратил внимание, что на записях, имеющихся в деле, он не подозревал, что его записывают.
Напоследок подсудимый отметил еще несколько фактов, связанных с первым траншем. Дело в том, что $8 млн, которые передал Палихата, были заложены не в одну, а в восемь ячеек — по миллиону в каждую. Киримов принимал участие в закладке этих денег, и все они, как он рассказывал позднее, были подлинными. А когда получил доступ к ячейкам, чтобы распорядиться деньгами, открыл первую, и в ней оказались только $59 тысяч, все остальное — белая нарезанная бумага в прозрачных полиэтиленовых упаковках. Вторую ячейку он открыть не успел, так как был задержан. Гривцов также обратил внимание, что оперативники после задержания Киримова даже не пытались задержать с поличным его самого.
На этом подсудимый попросил оправдать его и передал слову защитнику Хацернова. Адвокат Владимир Рудовский отметил, что в деле нет ни одного материала о том, что Хацернов вообще должен был получить какую-то сумму. Потерпевшие также не смогли привести ни одного факта причастности Хацернова. Далее адвокат перечислил заслуги своего подзащитного. Так, оказалось, что он участвовал в поиске террористов, устроивших взрыв в метро «Рижская», задержал смертницу, на которой был пояс шахида, а затем еще шестерых таких подозреваемых. Хацернов, по его словам, принимал участие в поиске убийц судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, спас от огня бывшего председателя Хамовнического суда, когда ее захватили и пытались сжечь. «Это было до Данилкина, — отреагировал на смех в зале Рудовский. — Про него книжки писать надо, а не сажать».
Сам Хацернов заявил, что никогда не был причастен к вымогательству каких-либо взяток и также попросил оправдать его.
Наконец, судья предоставила подсудимым право выступить с последним словом. Гривцов отметил, что находится под следствие уже 4,5 года. Когда дело началось, ему было 28 лет, теперь уже 33 года. «Великая отечественная война длилась меньше, — вздохнул подсудимый. — Теперь я уже совсем другой человек». Он рассказал, что его ребенок родился ровно через 9 месяцев после освобождения из-под стражи. «Говорят, я опытный следователь, не знаю, насколько опытный, но таких дел я не видел никогда», — сказал Гривцов. Своей главной победой он назвал единогласное оправдание присяжными заседателями. Подсудимый поблагодарил судью за нейтралитет, который она показала в ходе процесса. «Я не знаю, какое будет ваше решение, надеюсь на положительный для себя исход», — заключил он.
Приговор судья Марина Фильченко пообещала огласить «ориентировочно» 25 июня.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости