Новости – Люди












Люди
Гражданин Сноуден против гражданина Хэйдена

Эдвард Сноуден. Кадр из фильма «Терминал F». Источник: YouTube
В Москве прошла премьера документального фильма об Эдварде Сноудене «Терминал F»
14 апреля, 2015 14:57
7 мин
«Совсем недавно я жил довольно комфортной жизнью при зарплате около $200 тысяч в год, снимал дом на Гавайях вместе со своей девушкой. Я готов пожертвовать всем этим, потому что не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу интернета и основные свободы людей во всем мире с помощью этой громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают». Именно так объяснял свои мотивы Эдвард Сноуден, сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ), передавая СМИ секретные данные о слежке американских спецслужб за гражданами иностранных государств. Несмотря на то что Сноуден действовал, руководствуясь европейскими понятиями свобод и законности, организованные им утечки информации не нашли одобрения не только у правительства собственной страны, известного «экспортера свободы и демократии» в мире, но и у западноевропейских властей, преступления против которых обнародовал экс-сотрудник АНБ. Все это вынудило Сноудена искать убежища в стране, которую с Соединенными Штатами связывают исторически непростые отношения и бегство в которую многие должностные лица в Вашингтоне расценили как подтверждение его предательства.
«Честно говоря, я был несколько удивлен, когда узнал, что американское правительство аннулировало мой паспорт именно тогда, когда я находился на территории государства, которое с США связывают не самые теплые отношения», — улыбается с экрана бывший агент АНБ. Московская публика, присутствующая на пресс-показе в МИА «Россия сегодня», в ответ смеется и аплодирует. Создатели фильма «Терминал F», немецкий журналист Джон Гётц и датский документалист Пол-Эрик Хельбут, несмотря на сложность темы, не побоялись немного разбавить картину легкими комментариями. Фильм назван в честь одного из зданий аэропорта «Шереметьево», где Сноуден в ожидании получения временного убежища в России провел 39 дней. Это уже вторая картина о разоблачителе АНБ за год. Чуть раньше свою версию истории бывшего агента сняла Лора Пойтрас. Ее фильм «Гражданин четыре» в феврале получил премию Американской киноакадемии «Оскар».

Майкл Хэйден. Фото: Kevin Wolf / AP
В центре сюжета «Терминала F» два интервью, две точки зрения на одни и те же события, две фигуры, на противостоянии которых и строится история. С одной стороны, конечно же, Сноуден, с другой — Майкл Хэйден, глава АНБ с 1999 по 2005 год, человек, создавший ту систему, сокрушительный удар по которой и нанес американский агент. Хэйден не пытается прятаться за тонкие дипломатические формулировки, в его речи нет присущего правительственным чиновникам пафоса, и при этом он вовсе не кажется привыкшим идти напролом военным. Майкл Хэйден не отрицает, что действия АНБ нарушали американскую конституцию, просто говорит, что «этот человек поставил свои личные совесть и чувство нравственной ответственности выше позиции своих коллег, своего руководства». «Если бы американское руководство не попыталось поймать разрушителя системы, таким образом оно предало бы доверие всех американских граждан, положившихся на государство как на гаранта их безопасности. Мы не могли не принять жестких мер по его поимке», — продолжает рассуждать Хэйден.
Под «жесткими мерами» он подразумевает давление США на те страны мира, куда Сноуден подал заявку на предоставление убежища. «Жесткие меры» воплотились в запрет самолету президента Боливии Эво Моралеса, летевшего из Москвы, заходить в воздушное пространство Франции, Италии, Испании, Португалии и других европейских стран. Он был введен после появления слухов, что Сноудена на этом самолете тайно пытаются вывезти из России в Боливию, где ему было предоставлено политической убежище. Согласно Венской конвенции 1961 года, самолет главы государства является территорией этого государства и имеет право пересекать границы других стран. Тем не менее помешанные на законности европейцы посадили самолет Моралеса в Вене и досмотрели его в поисках беглеца.
«Мы показали наш фильм во Франции, — рассказал во время дискуссии создатель ленты Пол-Эрик Хельбут, — и что там больше всего поразило аудиторию, это как всего один звонок из США может полностью закрыть воздушное пространство. Тогда в зале воцарилась полная тишина».
«Подавляющее количество граждан Европы считают Сноудена героем. В Германии начато расследование фактов, открытых им. Огромное большинство немцев хотят дать ему убежище, — отметил Джон Гётц, и, сделав небольшую паузу, добавил: — но при нынешнем правительстве это, конечно, нереалистично».

Кадр из фильма «Терминал F». Источник: YouTube
Парадокс всей ситуации заключается в том, что один из главных защитников западноевропейских ценностей, человек, действия которого, по словам создателей фильма, поддерживают 70–80% граждан в одной только Германии, смог найти убежище в стране, которую в отдельных западных СМИ сравнивают чуть ли не с преисподней и всячески обвиняют в цензуре и давлении на свободную прессу.
В связи с этим имеет смысл привести слова одного из журналистов, который во время обсуждений фильма сравнил Сноудена с Солженицыным. «Брежнев не отрицал ГУЛага, как власти США и Германии не отрицают правоты Сноудена, но тем не менее пытаются его арестовать, — сказал этот репортер. — У Брежнева тоже был выбор: арестовать Солженицына или выслать его на запад. Брежнев выбрал второй вариант. Обама же выбрал для Сноудена ГУЛаг. Вот разница между Обамой и Брежневым». Аналогия может показаться не совсем уместной, ведь Солженицын не открывал секреты своей страны, которые он под присягой клялся хранить в тайне. Но, как заметил Майкл Хэйден, «Сноуден не предатель, он перебежчик». «Сноуден не продавал наши секреты, а сделал их достоянием гласности. ФСБ предлагало ему сотрудничество, но он отказался. Впрочем, трудно было бы представить, что русские даже не попытаются», — смеется бывший глава АНБ.
Но на решение властей США об аресте Сноудена эти слова, как и весь фильм, вряд ли как-то повлияют, как не повлияют на него и уличные демонстрации по всему миру в защиту бывшего сотрудника АНБ, и символические памятники, которые ему воздвигают деятели культуры западных стран. Как с сожалением отметил основатель Wikileaks Джулиан Ассанж, принимавший непосредственное участие в операции по вывозу Сноудена из Гонконга, где ему грозил арест, в Москву, западное общество лишь на словах оказывает поддержку людям, которые борются за идеалы свободы. Из всех изданий, которые публиковали интервью и материалы Сноудена, только Wikileaks оказал ему реальную помощь. Ни влиятельная британская Guardian, ни авторитетная американская Washington Post ничем не помогли и никак не защитили свой источник информации. Зато убежище ему предоставила страна, которая не получила от этого ничего, кроме головной боли, очередного витка ухудшения отношений и, быть может, чувства национальной гордости и удовлетворения чувства справедливости.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости