Новости – Люди












Люди
Неонацисты посидят за мраморную говядину

Роман Железнов и Алексей Касич в зале Никулинского районного суда, 29 ноября 2013 года. Фото: Алексей Николаев / «Русская планета»
Никулинский райсуд Москвы приговорил двух национал-социалистов к реальным срокам лишения свободы за попытку кражи мяса из магазина
29 ноября, 2013 16:57
8 мин
«Суд истории нас оправдает»
Судебное заседание по делу Романа Железнова и Алексея Касича, обвиняемых в покушении на кражу мяса (статья 30, часть 2 статьи 158 УК) из магазина METRO Cash & Carry началось в Никулинском районном суде около 12:30. Поддержать национал-социалистов пришли около десятка их сторонников. В основном — школьники и студенты. Самому младшему из них совсем недавно исполнилось 14 лет — он не успел получить паспорт, и в зал заседаний его не пустили. Неонацистов в собравшихся почти ничего не выдавало. Девушка Касича заранее просила всех одеваться официально, «без всяких штук, указывающих на правое движение».
«Что же за дело-то такое?» — изумилась судья Валентина Комарова, окинув глазами полный зал, в котором группа поддержки подсудимых заняла почти все скамейки.
Кроме них в помещении сидели еще два человека, похожие на оперативников в штатском. Все слушание они перешептывались с судебными приставами.
«Касич и Железнов вечером 23 мая, вступив в преступный сговор на тайное хищение чужого имущества, прибыли в METRO Cash & Carry, проследовали в мясной отдел и взяли товар на сумму 2296 рублей и 3 копейки», — зачитала судья.
В документах, которые друзья Касича публиковали на его странице в социальной сети «ВКонтакте», уточнялось, что Железнов украл кусок охлажденной говядины весом почти 700 граммов и полукилограммовую вырезку ягнятины. В довесок к такому же куску ягнятины Касич пытался вынести из магазина 800-граммовый рамп-стейк.
Оба подсудимых признали вину и попросили рассмотреть дело в особом порядке. В этом случае суд берет во внимание лишь данные, характеризующие личность, не изучает доказательства вины, полностью доверяя следствию, и не может назначить подсудимым наказание выше двух третей от максимально возможного срока.
Как выяснилось на суде, ультраправые положительно характеризуются по месту жительства. Кроме того, Касичу дали хорошую характеристику на последнем месте работы — в Арбитражном суде Московской области.
— Вы раскаиваетесь в содеянном? — спросила неонацистов судья.
— Да, ваша честь, глубоко раскаиваюсь, — равнодушно ответил ей Железнов, которого вопрос отвлек от разглядывания зала.
— Так точно, — также равнодушно ответил Касич.
Прокурор Жарикова просила признать обоих подсудимых виновными и приговорить обоих к реальным срокам заключения: Касича к полутора годам колонии, а Железнова, уже имевшего судимость за причинение среднего вреда здоровью, к году и семи месяцам.
Адвокат Касича и Железнова Матвей Цзен, часто представляющий интересы ультраправых в судах, просил суд вынести приговор, не связанный с лишением свободы, или существенно снизить запрошенные гособвинением сроки.
«Наказание, которое считает необходимым назначить прокуратура, я считаю излишне тяжелым. Предмет, на который покушались обвиняемые — это четыре куска мяса. Реального ущерба потерпевший, слава богу, не понес», — говорил адвокат.
Цзен также отмечал, что потерпевшая сторона является крупной международной компанией, а исправление его клиентов, которые сидят в СИЗО с начала мая, уже достигнута.
«Повинную голову меч не сечет», — вспомнил русскую пословицу Цзен.

Матвей Цзен. Фото: Елена Горбачева / Коммерсантъ
Матвей Цзен. Фото: Елена Горбачева / Коммерсантъ
В последнем слове подсудимые снова признали вину и выразили раскаяние. Они называли кражу в магазине ошибкой и обещали больше не совершать преступлений.
«Так случилось, что я оступился», — объяснил свои действия Касич.
Приговор судья вынесла примерно за полчаса. Пока она готовила бумагу, подсудимые пытались общаться с собравшимися, но их постоянно осекал конвой.
«Суд истории нас оправдает!» — выкрикнул Железнов. В зале засмеялись.
Вернувшаяся из совещательной комнаты судья приговорила его к десяти месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Касич получил восемь месяцев колонии общего режима. Куски мяса, которые проходят вещдоками по делу, суд распорядился вернуть собственнику. Молодые люди из группы поддержки ультраправых прощались с ними, вскидывая руку в нацистском приветствии.
«Воровать у крупных корпораций — не преступление», — заявил журналистам Железнов после приговора. Он и раньше признавался в кражах из магазина на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
«Освобождение товаров из рук капиталистов — это не воровство. Это перераспределение. Смысл заключается в борьбе против, а не за идеи капиталистического общества», — настаивал он. Манифест Железнова был размещен в качестве комментария к фотографии с наборами суши и горького шоколада.
Воровство в магазинах популярно среди ультраправых. Приятель Железнова Максим Марцинкевич, известный под кличкой Тесак, не только выносит из магазина еду, но и проводит платные лекции о методике магазинных краж, в которых дотошно объясняет, как можно не заплатить в магазинах. Воровство Марцинкевич оправдывает тем, что все торговые сети включают в стоимость своего товара «наценку на кражу».
Сотрудники центра по противодействию экстремизму (центр «Э». — РП) задержали Железнова и Касича 23 мая этого года. Тесак писал о задержании так: «четыре сотрудника насовали в карманы, звучит-то смешно — мраморной говядины. Теперь им предъявляют статью 158, часть 2, через тридцатую. То есть попытку кражи».
Ультраправые начали требовать освобождения Касича и Железнова, называя их «политическими заключенными». Сомнения в виновности национал-социалистов многие обосновывали участием в их задержании оперативников центра «Э» и наличием в уголовном деле документов, свидетельствующих о прослушке телефонных переговоров ультраправых. Также постоянно появлялись слухи о возможном возбуждении на Касича и Железнова других уголовных дел.
В результате обыска в квартирах у нацистов также нашли членские карты общественного движения «Реструкт» (лидером является Тесак), стикеры неонацистского сообщества Wotanjugend, футболки ультраправой рок-группы «Коловрат».
«Разную древнюю макулатуру (издания "Русский порядок", "Под ноль", "Отвертка") не побрезговали прихватить, не говоря уж о куртках и кепках Thor Steinar. К этим трофеям присовокупили несколько ножей и стволов, а также маленький арсенал пиротехники», — жаловался в письме нацистскому порталу «Правые новости» Железнов.
В другом его письме говорилось, что следователи считают их членами Wotanjugend. «На нас хотят повесить серию забоев чурбанья на Северо-Востоке (Свиблово, Медведково, Ботанический сад) с осени 2012. В активной разработке — Wotanjugend (нас считают участниками данной формации). Особо интересуются схемами распространения травматических стволов и механизмами/адресатами помощи нашим узникам», — писал Зухель.

Колонна Wotanjugend на «Русском Первомае». Фото: сообщество Wotanjugend ВКонтакте
Колонна Wotanjugend на «Русском первомае». Фото: сообщество организации «ВКонтакте»
В антифашистской среде уверены, что Касич и Железнов не только состоят в нацистской группировке, но и являются ее активными пропагандистами. Один из членов Wotanjugend Глеб Цыба, знакомый с Железновым и Касичем, сейчас под следствием: его обвиняют в нападении на антифашиста; подельник Цыбы Максим Андреев объявлен в розыск.
Wotanjugend — cетевая группа, наиболее активная в Москве. По данным центра «Сова», первые упоминания о ней относятся к 2010 году. Изначально она была создана как творческое объединение, целью которого являлась «пропаганда национализма». Ее члены позиционируют себя как национал-социалисты и неоязычники. Занимаются организацией публичных мероприятий: митинги, концерты, спортивные турниры по смешанным боям. Вся организация происходит в одноименной группе «ВКонтакте».
Формального членства в группе нет. К Wotanjugend имеет отношение музыкальная группа М8Л8ТХ, играющая в стиле NSBM (национал-социалистический блэк-метал. — РП).
Участники сообщества оказывают материальную помощь ультраправым заключенным. Wotanjugend участвует в серии турниров JungSturm League, дружественных ультраправому лейблу White rex.
Еще в одном письме Железнов упоминал, что полицейские собирались завести против него и Касича уголовные дела за возбуждение ненависти либо вражды по национальному признаку (статья 282 УК) и публичным призывам к экстремистской деятельности (статья 280 УК).
Некое уголовное дело по статье 282 действительно возбуждено, но не против Касича и Железнова, а против неустановленных лиц. В начале ноября в рамках расследования этого дела в московской квартире родителей Марцинкевича прошли обыски. Цзен, который представляет также интересы лидера «Реструкта», говорит, что Тесак проходит по делу свидетелем.
— Где Максим? — возмущалась мать Касича после оглашения приговора.
— Он на Украине и сюда уже не вернется, дело возбудили... — объясняла девушка осужденного неонациста. Телефон Тесака, который недавно публиковал в своих соцсетях фотографию заснеженного Кунцево, а до этого — разных летних пейзажей, был недоступен. Сам Марцинкевич говорил, что покинул Россию.
По информации антифашистов, выпускник юрфака РГГУ Алексей Касич в начале своей политической карьеры был близок к Национал-социалистическому обществу (НСО) и «Формату 18» Тесака. Говорят, что он занимался сбором информации об «антифа» и публиковал ее в открытых источниках. В 2007 году в своем блоге в LiveJournal под ником Антицыган (antigipsyone) Касич опубликовал видеоролик под названием «Казнь таджика и дага». На записи одному человеку отрезают голову, а второму стреляют в затылок. Спустя год выяснилось, что ролик — подлинный, однако никаких обвинений Касичу не предъявляли.
В том же году он привлекался к уголовной ответственности за драку, но дело до суда не дошло — неонацист примирился с потерпевшим. «Чурбана какого-то избил», — вспоминал Касич.
Его подельник Роман Железнов (кличка Зухель), окончивший Высшую школу экономики, также хорошо известен в ультраправой среде, в первую очередь как талантливый пропагандист. Он один из первых писал о важности объединения неонацистов в автономные боевые ячейки, а также призывал своих сторонников нападать на антифашистов. Вместе с Касичем собирал информацию о деятельности «антифа».
В январе 2009 года Железнов расстрелял из травматического пистолета несовершеннолетнего Матвея Таля. В ГУ ВШЭ, где учился неонацист, ходила легенда, что он выстрелил в жертву по дороге на занятия. «Шмальнул антифе в голову из травмата, забрал гильзу и пришел на пары», — пересказывали его историю одногруппники.
Железнова задержали и арестовали. Первое время ультраправый сидел в изоляторе на Петровке, 38, в одной камере с членом «НСО-Север» Максимом Базылевым по кличке Адольф. Базылев покончил с собой 27 марта того же года. Ультраправые называют его смерть странной и считают, что неонациста убили.
Кроме Базылева Железнов был знаком с неонацистом Юрием Тихомировым, осужденным за убийство антифашиста Ильи Джапаридзе. В материалах дела об убийстве Джапаридзе есть их совместная фотография. Тихомиров, по данным «Русской планеты», активно дает показания по делу Боевой организации русских националистов (БОРН), на счету которых серия резонансных убийств, включая покушения на адвоката Станислава Маркелова, журналистку Анастасию Бабурову и судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова. По делу БОРН в Москву недавно был экстрадирован из Сербии лидер «Русского образа» Илья Горячев.
За стрельбу в «антифа» Железнова летом 2009-го приговорили к четырем годам колонии-поселения. Находясь в местах лишения свободы, Зухель подрался с другими заключенными. В ходе драки он получил несколько ударов молотком по голове и оглох на одно ухо. Неонацистский ресурс «Герои воли» сообщал, что одним из атаковавших Железнова был член группировки «Черные ястребы», в которую входили кавказцы, нападающие на наци-скинхедов.
Позднее Зухель признался, что работал в колонии завхозом. Отбывая срок, Зухель дал интервью, в котором сказал, что не раскаивается в содеянном, а жалеет лишь о том, что не добил свою жертву.
«То, за что и как я осужден, считаю, скорее, сведением со мной счетов так называемыми антифа руками так называемых правоохранителей. Была банальная стычка, как случалось не раз. В принципе, я даже, не кривя душой, могу сказать, что проявил редкий по меркам уличных баталий гуманизм к "потерпевшему". Не добил противника, хотя и мог. Тот не оценил», — писал ультраправый.
После отсидки Железнов стал общаться с Тесаком и Антицыганом и снова начал ходить на неонацистские акции. 4 ноября 2012 года и 1 мая 2013 года он возглавлял колонну Wotanjugend на «Русском марше» и «Русском первомае».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости