Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Готовое решение

В России началась борьба с «решебниками»
Владимир Лактанов
2 мин
Фото: Thomas Eisenhuth/ТАСС
В Министерстве образования и науки продолжают отбирать издательства, которые получат право выпускать учебную литературу. На прошлой неделе разгорелся неожиданный скандал: два издательства были отстранены от участия в конкурсе. Выяснилось, что они пытались замаскировать под методические пособия обычные «решебники» — сборники, где просто публикуются готовые решения и ответы к заданиям школьных учебников. Не секрет, что такие издания традиционно очень популярны среди учеников. В свою очередь, педагоги считают: «решебники» давно пора запретить. Остается лишь понять, как вывести псевдопособия за рамки правового поля.
Контрольная закупка
Заявки на включение в перечень издательств, выпускающих учебную литературу, принимались с 1 сентября по 9 октября. Желающих было немало: всего поступило 93 заявки из 37 регионов. И это не удивительно, ведь достаточно попасть в список, как у издательства появится прекрасный рынок сбыта — госзакупки. «Ситуация, когда школа на государственные деньги закупает "решебники", в которых содержатся только готовые решения к задачам без методического сопровождения, недопустима, — цитирует сайт Минобразования первого заместителя министра Наталью Третьяк. — Такие издания не могут быть признаны частью учебного процесса, поскольку полностью убирают мотивацию к освоению материала и подменяют процесс обучения и контроля за его качеством банальным списыванием».
СПРАВКА: «Решебники» пишутся под конкретные учебные пособия. «Готовые домашние задания», которые ученику остается просто переписать в тетрадь, продаются в книжных магазинах, пользуются огромной популярностью, являются неплохой подработкой для их авторов — учителей и репетиторов — и приносят неплохую прибыль издательствам.
Невольно возникает вопрос: неужели в школьной библиотеке в принципе могут появиться «решебники»? Да еще за государственный счет! Ситуация только на первый взгляд кажется абсурдной. В то время как одни издательства откровенно рекламируют свои «решебники», другие пытаются закамуфлировать их под классические учебные пособия. Именно так и поступили 2 из 93 конкурсантов. Теперь на место в федеральном перечне претендует 91 издательство. Экспертизы еще проводятся.
Впрочем, чиновникам, скорее, надо не возмущаться популярностью «решебников», а запретить их. «Для этого нужно, чтобы министерство выпустило соответствующий нормативно-правовой акт, — сказал РП адвокат, доктор юридических наук Александр Арутюнов. — Юридически запретить выпуск того или иного издания можно».
Но это теоретически. На практике чиновники не могут разобраться даже с «действующими» учебниками. Например, весной прошлого года разразился скандал, когда в перечень рекомендованных учебников не попали самые известные издания. В частности, не нашлось места в списке некоторым учебникам по русскому языку Генриетты Граник, по математике — Людмилы Петерсон и Бориса Гейдмана. Тогда между министерством и ведущими издательствами страны разгорелся нешуточный конфликт.
Во время проведения единого государственного экзамена
Во время проведения единого государственного экзамена. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Учебный процесс
В такой ситуации возникает вопрос: если чиновники не в состоянии разобраться с известными учебниками, по которым дети учились не один год, то смогут ли они отличить банальный «решебник» от сборников задач с решениями, многие из которых выпущены очень известными педагогами? «Например, в 1970-е годы в Москве, в физико-математической школе №2, которая сейчас известна как "Вторая школа", преподавал знаменитый математик Израиль Сивашинский, и создавший "решебники", — рассказал РП директор центра образования №109 Евгений Ямбург. — Потом его методики обучения стали перенимать и зарубежные коллеги. В частности, в Китае и США». По словам Ямбурга, надо отличать работы серьезных педагогов, где публикуются неординарные задачи с готовыми нестандартными решениями, от примитивных изданий, где просто даются готовые решения заданий школьных учебников, иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.
И все же ключевая роль в борьбе против «решебников» заложена в самой системе образования. Популярность готовых решений росла по мере роста стандартизации в образовании. С введением единого госэкзамена детей планомерно отучали думать. «Был в ЕГЭ по литературе такой вопрос: "Любил ли Онегин Татьяну?" Ответы — "да", "нет", "когда как". Так вот, правильным был ответ "когда как"», — приводит  пример эксперт.
Школьники поняли: чтобы поступить в хороший вуз, нужно просто получить хороший балл по ЕГЭ, и все. Обучение превратилось в гонку за показателями, в натаскивание на решение стандартных задач, на умение быстро найти конкретный ответ на короткий вопрос. И все это на фоне постоянной перегрузки в школе. «Решебники» стали экономить время и силы и при этом давали отличный результат — гарантированно высокую оценку.
Соответственно, чтобы такие издания исчезли с полок магазинов, нужно устранить причину, вознесшую их на учебный олимп. Учителя не должны довольствоваться плоскими ответами из сборников готовых заданий. Рынок есть рынок, и он диктует свои законы. Даже если полностью запретить продажу печатной версии «решебников», еще не факт, что дети перестанут списывать задания — в Интернете имеется множество электронных аналогов.
Вообще же способ решения проблемы есть. «Если ответов из "решебника" учителю будет достаточно, то их популярность продолжит расти, — резюмирует Евгений Ямбург. — Если же учитель будет давать нетипичные задания, вовлекать ученика в дискуссию, сам придумывать увлекательные задачи, то книжки с готовыми заданиями станут просто бесполезны. Следовательно, их никто не будет покупать».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин