Новости – Общество
Общество
Государственная идеология против идеологии ДАИШ
Мусульмане у московской Соборной мечети. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Борьба с радикальным исламизмом возможна лишь при наличии сильной альтернативной идеологии
28 января, 2016 16:45
7 мин
Эффективная борьба с радикальным исламизмом, в первую очередь с запрещенной в РФ террористической организацией ДАИШ, возможна, лишь если имеется сильная альтернативная государственная идеология, которая представляет собой синтез традиционных российских духовных корней и современных, новых форм. Такие предложения звучали на прошедшем в Оренбурге международном семинаре «Противодействие ИГИЛ (ДАИШ. — РП.): опора на традиции и новые молодежные инициативы», организованном автономной некоммерческой организацией «Содружество народов Евразии» и Духовным управлением мусульман Оренбургской области.
Его участники обсудили меры по противодействию идеологии и практике организации ДАИШ, ведущей активную вербовку россиян и трудовых мигрантов из Средней Азии. «Мы должны активизировать усилия мусульманских религиозных, общественных организаций, направленные против экстремизма», — считает организатор семинара, руководитель «Содружества народов Евразии», доктор исторических наук Веналий Амелин, назвавший проблему «очень острой для всего евразийского пространства».
Место проведения мероприятия выбрано не случайно: Оренбуржье — пограничная территория на стыке Европы и Азии, «сердце Евразии» и неформальная столица евразийского пространства, как позиционируют регион местные власти. Организаторы собрали для обмена опытом как местных имамов, так и представителей Духовного управления мусульман соседнего Казахстана, а также экспертов Кавказского геополитического клуба, Института востоковедения РАН, Антитеррористического центра стран СНГ и Общественной палаты РФ.
Очевидно, что выработка эффективной стратегии противостояния радикальному исламизму, не говоря уже об обсуждении вариантов идеологического ответа на подобные вызовы, возможна только в соработничестве как религиозных (мусульманских и православных) деятелей, так и светских специалистов. Однако в реальности духовные лидеры, экспертное сообщество и правоохранительные органы, как правило, существуют сами по себе. Эти три составные части общественных процессов зачастую встречаются только на формальных мероприятиях, а то и в зале суда, тогда как обмен опытом, информацией и обсуждение возникающих проблем в рабочем порядке могли бы принципиально снизить их количество. К сожалению, плодотворной совместной работе все еще мешают разнообразные стереотипы. Оренбургская попытка усадить религиозных и общественных деятелей за один стол с экспертами вполне удалась, став хорошим примером координации усилий в поиске ответов на болезненные вопросы современной повестки дня.
Семинар «Противодействие ИГИЛ: опора на традиции и новые молодежные инициативы». Фото: «Русская планета»
При этом проблема исламского радикализма отнюдь не является для региона первоочередной. Трудовые мигранты из Средней Азии приезжают сюда в первую очередь работать и зарабатывать, а не вести религиозную пропаганду. Однако, как сообщил заместитель губернатора Оренбургской области Дмитрий Кулагин, по данным правоохранительных органов, «без малого два десятка наших земляков уже находятся там и с оружием в руках отстаивают мнимые идеалы ДАИШ». По этим фактам возбуждено 15 уголовных дел. Возможное возвращение боевиков на родину весьма тревожит областное руководство. «С чем они приедут в Оренбуржье? — задался вопросом вице-губернатор. — Что у них будет в сердцах и головах? Как они будут себя вести после того, как пройдут страшную военную мясорубку ДАИШ? Эта тема нам глубоко небезразлична».
Он прямо связал распространение деструктивных идей с ослаблением идеологической работы. «Нам вместе надо думать над тем, какова будет идеологическая составляющая нашего государства, — призвал Кулагин. — Ничего не бывает вечного, в том числе и текст Конституции. В нее нужно внести изменения» (в настоящее время обязательная идеология запрещена Основным законом).
С этим тезисом невозможно не согласиться. Государство и общество проигрывают в битве за умы именно потому, что им нечего противопоставить идеологии ДАИШ на идейном уровне. Вопрос, безусловно, дискуссионный, но, судя по всему, эффективно противостоять религиозной идеологии может лишь другая религиозная идеология. Традиционный ислам, увы, пока не справляется с этой задачей — он слишком «традиционен», часто чрезмерно формализован и заорганизован, чтобы отвечать потребностям молодежи. Православная церковь в ее нынешнем состоянии тоже не способна увлечь молодых пассионариев. Светское общество тем более не может предложить ничего конкурентоспособного. Не считать же прорывными идеи «потребления ради потребления» или «развития нанотехнологий», о которых, впрочем, давно благополучно позабыли.
Костяк боевиков ДАИШ с территории бывшего СССР составляют молодые люди, которые родились и выросли в условиях не просто отсутствия государственной идеологии, но и конституционного запрета на нее, падения уровня образования, слома социальных лифтов и размывания жизненных перспектив. Наличие большого количества свободного времени и отсутствие сферы приложения усилий не для простого зарабатывания денег, а для подвига предсказуемо приводит наиболее энергичную часть молодежи к радикализации. Поэтому, хотя массово поднять российских мусульман «на джихад» не удастся (собственно, уже ясно, что не удалось), формулировка идеологической альтернативы в общероссийском масштабе остается важнейшим пунктом повестки дня.
На каких путях ее искать? Главный федеральный инспектор по Оренбургской области Сергей Гаврилин, отметив, что «дорога в ДАИШ выстлана духовной неграмотностью» и призвав к развитию «собственной созидательной системы ценностей», напомнил, как вдохновило все российское общество, в том числе молодежь, всенародное празднование 70-летия Великой Победы. Этот позитивный посыл заметили не только в РФ, но и во всем мире. К сожалению, он, как и всеобщий патриотический подъем, вызванный возвращением Крыма в Россию, не был подхвачен, развит и перенаправлен в новое русло на благо государственных интересов. Но вектор приложения будущих усилий вполне очевиден.
Что касается практической стратегии идеологического противоборства, то ее реализация упирается в недостаточно высокий уровень религиозной и общеполитической подготовки большинства представителей традиционного ислама. Социологические данные говорят о малой авторитетности российских имамов для значительной части верующих, в особенности все той же молодежи, и так составляющей основную группу риска в плане возможной радикализации. Вопрос повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей стоит достаточно остро. К сожалению, соответствующие курсы пока не в состоянии решить проблему. «Расскажите о происхождении ДАИШ, откуда оно взялось?» — спросил на оренбургском семинаре один из молодых имамов… Но, если посмотреть с другой стороны, этот наивный вопрос можно расценивать вполне позитивно: значит, проблема для местного исламского сообщества неактуальна, и этому, безусловно, можно только порадоваться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости