По состоянию на 27 мая 10:35
Заболевших370 680
За последние сутки8 338
Выздоровело142 208
Умерло3 968
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Гоголь: рождение мифа

На экраны страны вышел художественный фильм «Гоголь. Начало», в котором классик мировой литературы предстает в необычном образе
Кирилл Брагин
2 сентября, 2017 22:45
3 мин
Кадр из фильма «Гоголь. Начало». Фото: продюсерский центр «Среда»
Мы являемся очевидцами рождения новой мифологемы. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь предстает перед зрителем в новом амплуа: медиума и визионера, который свои необычные дарования использует в расследовании серии загадочных преступлений.
На судебного писаря и по совместительству писателя Николая Гоголя (актер Александр Петров) из Петербурга обращает внимание прославленный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и предлагает принять участие в расследовании смерти девушек в далекой Полтавской губернии.
Приехав на Украину, питерские дознаватели попадают в действительность, где не работают законы логики, и чтобы раскрыть преступление, простых человеческих усилий недостаточно. Для решения сверхъестественных задач нужны сверхъестественные способности. Ими как раз и обладает главный герой.
На первый взгляд от Гоголя здесь только нос, роман «Ганс Кюхельгартен» и намек на фобию писателя, оказаться заживо погребенным, но это не совсем так. Гоголь предстает в новом качестве, но это именно Николай Васильевич Гоголь: застенчивый и робкий.
Его физическое общение с женщинами, как и у Гоголя реального, происходит лишь в сонных видениях. Как и подлинный Гоголь, он отмечен необыкновенной печатью причастности к потустороннему миру. Лишь мистически одаренный человек мог создать такие выдающиеся сказочные произведения.
Если бы писатель жил в наше время, он без сомнения стал бы культовым сценаристом или режиссером мистических и хоррор-фильмов. Джорд Ромеро и Фрэнсис Лоуренс снимали бы перед ним шляпу и называли своим учителем. Но Гоголь жил раньше, чем изобрели кинематограф, а потому российские сценаристы ввели Николая Васильевича в привычный для него мир мистики. Он попадает в созданный им мир ведьм, русалок, колдунов и прочей нечисти.
Сюжетная линия первой части картины напоминает «Сонную лощину», но украинский колорит сглаживает это сходство. К тому же от американской киноленты, в которой всего одна загадочная фигура, российскую выгодно отличает наличие большего числа необычных персонажей и красивых обнаженных девушек.
Дикая смесь мистики с детективом дает непредсказуемый результат, не знаешь, какой ход будет следующим, и какое событие происходит наяву, а какое во сне. Может быть, создатели и дали фильму такое название, что отсылает к нолановскому «Началу», в котором сон переплетается с явью?
Гоголь здесь иной, чем в жизни, но это хороший миф, если и наделять историческую личность новыми качествами, то только позитивными. Режиссер фильма Егор Баранов, в отличие от своего коллеги Алексея Учителя пошел по правильному пути.
Одним словом «Гоголь. Начало» довольно зрелищный фильм. Теперь никто не посмеет сказать, что в нашей стране единственный стоящий фильм ужасов – это «Вий» 1967 года.
Во время просмотра вместе с Гоголем хочется воскликнуть: «Соотечественники, страшно!» Эту фразу писатель любил повторять, правда, применительно к несколько к другой ситуации.
темы
3 мин