











Гипнотерапия в лечении страхов и фобий

У всех людей есть объекты или ситуации, которые они предпочитают избегать. Страх – часть повседневной жизни и важный естественный процесс, который помогает человеку обезопасить себя. Большинству удается контролировать страхи, заниматься обычными делами, не ограничивать себя в общении и посещении мест.
Для некоторых лиц тревоги не управляемы и постоянны. Нормальные механизмы преодоления неконструктивных эмоций не работают. Потребность избегать объектов или ситуаций, вызывающих боязнь, становится настолько сильной, что затрудняет повседневную активность. Больные фобией осознают, что их тревога беспричинна, а реакция неуместна. Но они вынуждены принимать важные карьерные или личные решения, чтобы избежать фобических ситуаций.
Фобии – это не просто крайне сильный страх. Это иррациональная, навязчивая, неуправляемая эмоция. Это изводящая, лишающая покоя тревога. Это постоянные опасения встречи с пугающим объектом или ситуацией. При этом даже размышления о возможном контакте вызывают паническую атаку с болезненными физическими симптомами. По сути, феномены фобии – это «условный ответ». Это означает, что каждый раз, когда возникает навязчивый страх, человек реагирует привычным способом. Его типичное поведение укрепляет фобию и усиливает симптомы.
Фобии часто начинаются в детстве или подростковом возрасте. Многие страхи чаще встречаются у женщин, поскольку их психический уклад более восприимчивый и хрупкий. Некоторые виды расстройств (например, боязнь крови) чаще распространены среди мужчин.
Самая частая причина – забытый инцидент (сенсибилизирующее событие), который вызвал чрезвычайно сильные эмоции, вытесненные в целях «безопасности» в сферу бессознательного. Переживания настолько могущественны и интенсивны, что природный страж психики – сознание – решает, что они опасны. Скрытые или подавленные воспоминания, непроработанные и невыраженные эмоции рано или поздно вызывают фобию. Навязчивый страх продолжает служить предупреждением о приближении некоторого потенциально «неминуемого и опасного» инцидента.
Для благополучия человека событие и связанные с ним эмоции целесообразно скрыть, сдержать, спрятать вне досягаемости сознания. Этот врожденный механизм объясняет, почему невозможно избавиться от фобий стандартными психотерапевтическими вмешательствами – стратегиями, работающие с осознаваемым пластом психики. Только владение инструментами доступа к подсознанию дает возможность влиять на процесс зарождения, укрепления, проявления фобий. Таким арсеналом обеспечены техники клинической гипнотерапии.
Подавляющее число фобических тревожных расстройств, сотни вариаций страхов хорошо поддаются терапии гипнозом. Гипнотерапия способна преодолеть даже самое абсурдное расстройство – страх перед фобиями, именуемый фобофобия. Программы и методы клинического гипноза очень гибкие, удачно сочетаемые с психотерапевтическими техниками. Гипнотерапия дает возможность найти и высвободить переживания, обнаружить и трансформировать воспоминания, которые изначально сформировали защитную стратегию в виде фобии. Высвобождение старых сковывающий эмоций и искаженных убеждений приводит к полному освобождению от фобии.
Клинический гипноз – это специализированный вид терапии, при котором человек технически находится в состоянии транса. Для людей, не пробовавший ранее гипнотерапию, транс воспринимается как нечто пугающее, опасное. На самом деле погружение в гипнотический транс ничем не отличается от полного расслабления, очень высокого уровня концентрации на предлагаемом стимуле. Это похоже на то, как человек настолько вовлечен в проект или деятельность, что полностью теряет отсчет времени. Он бодрствует и понимает, что происходит вокруг него. Он никогда не теряет контроль над ситуацией или процессом.
Благодаря сильного сосредоточения внимания пациент достигает подсознания – хранилища собственных резервов силы и исцеления. Одним из отличительных признаков клинической гипнотерапии является то, насколько тесно терапевт работает с клиентом, стремясь разработать наилучший индивидуальный план лечения фобии, основанный на сильных сторонах пациента. Все, что делает гипнотерапевт – это направляет человека и показывает, как использовать собственный потенциал, чтобы добиться положительных долгосрочных изменений посредством естественной связи тела и ума. Первый шаг – помочь пациентам почувствовать себя в безопасности, ощутить расслабление и спокойствие, чтобы они могли смотреть внутрь себя. Затем устанавливается происхождение навязчивого страха. Клиенты определяют свои внутренние ресурсы и используют их для исцеления.
Гипноз можно использовать тремя способами: как внушающую терапию, регрессию, для анализа состояния пациента.
· Терапия внушениями. Гипнотическое состояние помогает человеку лучше реагировать на внушения. Следовательно, гипноз может помочь изменить определенное поведение, например, избегать выступления на публике. Он содействует изменению восприятия и ощущений, поэтому особенно полезен для трансформации физических симптомов при панических атаках. Внушение позволяет откорректировать эмоциональное состояние человека, устраняя нефункциональные аффективные реакции, наполняя внутренний мир комфортными переживаниями.
· Регрессивный гипноз. Трансовое состояние позволяет перенестись в любой момент прошлого и определить момент зарождения фобия. Такой возврат в прошлое дает возможность заново пережить психотравмирующую ситуацию, изменить переживания, зафиксировать новые воспоминания, не требующие формирования защитного механизма – страха.
· Когнитивный гипноанализ. Этот подход использует расслабленное состояние для изучения возможной психологической первопричины расстройства или симптома, например, травмирующего события прошлого, которое человек спрятал в бессознательной памяти. Как только травма обнаружена, ее можно лечить с помощью работы с когнициями (мышлением).
Большой раздел фобических тревожных расстройств занимают специфические (изолированные) фобии – патологический страх и иррациональная тревога по поводу конкретной ситуации или объекта. Ранее такие состояния лечились с помощью психодинамической психотерапии, экспонирования в виртуальной реальности(Carlin, Hoffman, &Weghorst). Сегодня лидирующее место в методах лечения занимает гипноз.
DSM IV(Американская психиатрическая ассоциация, 1994 г.) утверждает, что существенная особенность специфической фобии – выраженный и стойкий страх перед четко различимыми, ограниченными объектами или ситуациями. Изолированную фобию сопровождает несколько из следующих функций: тревожная реакция, неконтролируемый страх, поведение избегания, вмешательство в распорядок жизни, профессиональное и социальное функционирование.
Почти всегда специфическая фобия связана со страхом потери контроля. Иногда пациенты опасаются панических атак или публичного смущения. Некоторые больные с фобией предвкушают ущерб здоровью, например, что их поцарапает кошка, они заболеют и погибнут. Многие люди понимают, что их страх иррационален.
Обширный поиск литературы с использованием MEDLINE, PsychInfo иEMBASE 1980-2010выявилряд тематических исследований и клинических испытаний, в которых гипнотерапия использовалась в качестве основного метода лечения специфической фобии. Примеры применения гипноза, как правило, делятся на две части. Это – дискретные категории, которые включают расследование и раскрытие понимания источника фобического расстройства. Вторая группа – методы, которые предусматривают поведенческие линии, уделяя больше внимания стратегиям выживания, использованию систематической десенсибилизации и эмоциональные образы. Однако чаще всего эти подходы сочетаются.
Как правило, фобия животных возникает в детстве (Американская психиатрическая ассоциация, 1994). Несмотря на количество рекламных объявлений в Интернете, утверждающих, что фобическая тревога легко поддается лечению, часто страх является частью более сложной и глубоко укоренившейся проблемы. В литературе есть много примеров, как зоофобия пагубно влияет на самочувствие человека. Некоторые больные вырабатывают и регулярно используют тщательно продуманное поведение избегания, что снижает мобильность и влияет на качество жизни.
Пример из практики. Пациент – молодой человек с пожизненным страхом пауков. Его избегающее поведение усилилось за последние 10 лет. Когда юноша пришел на лечение, он сказал, что даже боится читать газету из-за страха, что неожиданно наткнется на изображение паука. В течение нескольких лет фобия влияла на его выбор места отдыха. На первом сеансе парню было предложено испытать особое место, в котором он мог почувствовать себя в наибольшем комфорте. Ступенчатая десенсибилизация состояла из шагов:
· произнести слово «паук»;
· посмотреть на игрушечного маленького насекомого в углу комнаты;
· взглянуть на настоящего мертвого паука;
· изучить экзотические виды пауков в книге по биологии;
· посмотреть телевизионную программу о паукообразных;
· прикоснуться к пластиковой игрушке;
· зайти в место обитания животных.
Гипнотерапевт и пациент вместе работали над каждым сценарием. Всякий раз, когда молодой человек ощущал тревогу, его возвращали в закрепленное в подсознании безопасное место, чтобы он мог расслабиться и ощутить уверенность. Терапия продолжалась в течение четырех недель. В конце концов парень смог подержать в руке дохлого паука. На заключительном сеансе юноша сообщил, что сходил в поход. Что-то (он предположил, что это был паук) неожиданно поползло по его телу, и это не вызвало у него никаких проблем.
Об интересном подходе сообщил Brown (1996), который при лечении 11-летней девочки, страдающей арахнофобией, использовал систематическую десенсибилизацию и тщательно продуманную технику переосмысления. Перед индукцией гипнотерапевт прочитал рассказ о вымышленном пауке из книги под названием «Паутина Шарлотты» (White, 1980). Это создало идею, что пауки могут быть безопасными и похожими на человека. Возрастной регресс не выявил источника фобии. Поэтому автор постепенно уменьшал чувствительность девочки к паукам, используя персонажей из рассказа. Ее попросили визуализировать Шарлотту и детенышей пауков, одетых в розовую одежду, сделанную из ее паутины. Шарлотта изображалась заботливой матерью и вскоре стала героиней визуализации. На третьем сеансе была организована первая встреча с большим пауком. Терапевт реконструировал переживания пациентки, указав, что это, вероятно, Шарлотта или член ее семьи. Девочка смогла воспринять эту сцену как счастливый опыт, в котором пауки приобрели человеческие качества – заботу, любовь. Она добилась освобождения от фобии за четыре сеанса.
Поведение избегания может стать настолько серьезным, что создает крайне негативные эффекты в мобильности и активности человека. Brough (1965) сообщил о случае 39-летней женщиной с тяжелой апифобией (боязнью пчел и ос). Пациентка была прикована к дому летом. Она потеряла работу, не вела общественную жизнь. Автор не предпринимал никаких попыток перефразировать травмирующее событие, не использовать позитивные образы или визуализацию особого места. Процесс, хотя и был успешным, потребовал значительных затрат времени – 46 сеансов. Поэтому рекомендуется при зоофобиях, если проводиться систематическая десенсибилизация, всегда ее сочетать с гипнозом.
В терапии фобий полезно помочь пациенту изменить его восприятие пугающего животного. Хороший пример описан Scott (1970). Пациентка – 27-летняя женщина, которая всю жизнь боялась птиц. Ее лечение состояло из общего расслабления, погружения и укрепления транса, возрастной регрессии, десенсибилизации, аутогипноза. Во время возрастной регрессии подтвердилось, что в детстве на нее напала курица. Хотя у нее не было сознательных воспоминаний об этом событии, ее мать подтвердила историю. Еще пациентка вспомнила, что видела курицу в темном шкафу дома. Эта сцена преследовала ее каждую сессию. Дальнейшая возрастная регрессия показала, что она в трехлетнем возрасте сильно испугалась, когда увидела пантомиму «Матушка-Гусыня». Затем стало очевидно, что на протяжении всего раннего детства ее старшая сестра, которая сыграла большую роль в ее воспитании, также боялся птиц и передала свою боязнь клиентке. Скотт тщательно проработали ерархию страхов. Позже он призвал клиентку ассоциировать с птицами положительные чувства, например, заботу о них, кормление на улице. Закрепление такой позитивной связи привело к освобождению от фобии. Положительные чувства женщины сохранились после лечения. Она начала кормить птиц в парке.
Van der Hart (1981) также использовал технику, которая поощряла клиента сформировать положительные чувства к объекту страха. В данном случае это была боязнь мертвых птиц. Автор убедил пациентку провести внутренний диалог во время гипноза. Это помогло провести глубокие изменения в ее отношении к пернатым. После индукции женщину попросили объяснить возможную причину возникновения тревоги, на что она ответила, что, возможно, сама была «как птица». После гипнотического воздействия, вызвавшего абреакцию (осознание подавленных событий), терапевт, используя ощущение связи с птицами, постарался закрепить положительные эмоции к объекту страха. Он сделал это, предложив клиентке представить себя в безопасном месте – в парке. Врач предоставил ей возможность «летать», побудив стать птицей. Он инициировал разговор между птицей и «прежней женщиной». Во время этого внутреннего диалога выяснилось, что пациентка боится, что все пернатые умрут. Она также страшилась человеческой смерти. В результате работы клиентка поняла различия между двумя конфликтующими аспектами себя. «Птичье я» согласилось летать осторожно, а «человеческое я» похоронило погибших птиц, а вместе с ними и чувство надвигающейся гибели.
Положительные ассоциации можно вызвать с помощью эмпатической метафоры (Williamson, 2012).Пациенту, который боялся пауков, посоветовали не беспокоиться о приближении насекомого по трем основным причинам. Во-первых, парень был в несколько сотен раз больше, чем паук. Во-вторых, яд большинства пауков в основном безопасен для людей. В-третьих, секрет паутинных желез не может распространиться дальше, чем расстояние его паутины. Затем терапевт спонтанно предложил представить, как паук играет на скрипке и одновременно танцует. Этот образ был создан в воображении пациента, который рассмеялся. Это немедленно уменьшило его беспокойство.
В некоторых случаях необходимо потратить некоторое время на исследование ассоциаций человека с опасным животным. Лучший способ сделать это – путем возрастной регрессии в гипнозе. Погружение в транс может быть использовано, чтобы помочь раскрыть подавленные воспоминания и смириться с психотравмирующими ситуациями. Понимая значение ассоциаций, человек уменьшит тревогу.
Случай, описанный Gustavsson (1981), ясно показывает, как в лечении фобий может использоваться возрастная регрессия. Пациентка была 21-летней женщиной с укоренившемся страхом перед слизнями. Она разработала ряд способов избегания, впадала в панику при мысли о неожиданной встрече с брюхоногим моллюском. На первом сеансе пациентка визуализировала сцены с участием слизней, и это, что интересно, не вызвало у нее беспокойства. В гипнозе терапевт попросил, чтобы ей приснился сон о слизнях, чтобы понять источник фобии. Пациентка сказала, что видела эпизод, в котором мальчика заставили съесть слизня. Используя театральную технику, женщину попросили понаблюдать за сценой, пока врач обеспечивал расслабление и успокоение. Во время этого процесса клиентка отметила, что ее друзья смеялись над ней, когда она плакала. Она сообщила, что опасалась, что ей также придется съесть слизняка. Постепенно она поняла, что моллюски олицетворяют собой страх быть изолированной, одинокой и беспомощной. На следующем сеансе она говорила о непрекращающемся негодовании на родителей, что их отношения были далеки от адекватных, из-за чего она чувствовала себя подавленной, отвергнутой. Кроме того, слизни представляли ранее непринятые чувства. Примирение с этим осознанием было поворотным событием в лечении фобии.
Некоторые авторы (Walters & Oakley, 2006;Williamson, 2008) показали, насколько эффективно использовать технику, в которой старшее и мудрое «я» советует юному «я» более конструктивные способы мышления и поведения. Интересным примером этой методики является исследование, в котором сообщается о лечении56-летняя женщины с боязнью змей. Используя возрастную регрессию, врач вернулся к воспоминаниям о травме. Перед гипнозом дама рассказала ситуацию, когда ее отец вернулся домой пьяный и разбудил ее, войдя в спальню с живой змеей. В трансе ее более старшее и мудрое «я» утешало и обнимало ее. Эта ситуация была отрепетирована. Отреагирование повторялось до тех пор, пока ей стало комфортно думать о змеях.
Техника «Старшее и мудрое я»также успешно использовалась при лечении 25-летней женщины с боязнью птиц (Brann, 2012). Здесь пациентке было рекомендовано посетить«коридоры разума», где она сможет установить причины проблемы. Женщина вспомнила травматическое событие, произошедшее в возрасте трех лет, когда в комнату внезапно залетел петух. Терапевт нормализовал восприятия этого события, в то время как более старшая и мудрая личность утешала ее во время процесса. Клиентке также была предоставлена возможность удалить это воспоминание с ее «внутреннего компьютера». Фобия была разрешена.
Spiegel (1960) сообщил об успешном лечении 16-летней девочки со страхом кошек и собак. В трансе ее боязнь была перенаправлена на львов и медведей. После проведения переадресации у девушки была полная амнезия на постгипнотическое внушение. Изменилось отношение к собакам и кошкам. Пациентка указала, что больше не боится домашних животных, ей страшны лишь дикие звери или обитатели зоопарков. Через несколько месяцев, она купила себе собаку. Страх перед дикими животными тоже утих.
Ситуационный подтип относится к фобиям, которые вызваны определенными событиями, например, попаданием«в ловушку» в закрытых помещениях, общественном транспорте, при вождении автомобиля. Здесь рассматривается страх перелетов, посещения школы, боязнь стоматолога. В связи с тем, что больные впадают в панику в опасной ситуации, эта категория тесно связана с паническим расстройством без агорафобии (Kraft, 2012).
Амаксофобия (боязнь вождения автомобиля) – одна из самых распространенных ситуационных фобий. Многие больные испытывают страх и панику за рулем, но также ощущают тревогу, ожидая управления автомобилем (Wald & Taylor,2000). Однако у других страх сосредоточен на конкретных дорожных ситуациях, например, на езде по автомагистралям (Kraft, 2004), на движении по тихим дорогам, намостах или туннелях (Ehlers, Hofmann, Herda, & Roth, 1994). Это ведет к избеганию или принятию мер безопасности. Чем сложнее стратегии, тем больше это влияет на мобильность и повседневное функционирование человека (Williamson, 2004).
Большая часть литературы посвящена пациентам, у которых развилась амаксофобия в результате дорожно-транспортных происшествий (Deane, 2000) или при близком наблюдении столкновения автомобилей (Munjack, 1984). Однако, связанные с вождением страхи не всегда являются следствием предыдущих несчастных случаев (Taylor & Deane, 1999).
Лица с фобией вождения, как правило, очень мотивированы на лечение, готовы провести необходимые изменения в жизни. Например, в исследовании Morgan (2001)пациентка знала, что для завершения учебы ей необходимо преодолеть страх, поскольку единственный способ добраться до учебного заведения – использовать личный автотранспорт. Установив, что у девушки есть мотивация для выздоровления, важно определить цели лечения. Морган разработал задачи: значительно или полностью освободиться от фобии как водитель, пассажир и пешеход, разработать стратегии выживания и эмоциональную устойчивость. Лечение началось по принципу постепенной десенсибилизации. Первые четыре сеанса состояли из образования в отношении управления стрессом и понимания фобической тревоги, разработки стратегий совладания и когнитивной реструктуризации, подготовки к воображаемому воздействию. На пятом сеансе стало очевидно, что состояние клиентки не улучшается, поэтому терапевт задал стратегический вопрос: «Что мешает вам преодолеть фобию?» На это она ответила, что недостаточно верит в себя. Дальнейшее расследование показало, что семья запугивала ее неминуемыми инцидентами на дороге. Терапевт решил использовать гипноз, чтобы развить у нее уверенность в себе, чувство собственного достоинства, признать предыдущие навыки и имеющийся положительный опыт вождения. Используя образ озера, клиентке было предложено найти три вещи, которые бы символизировали безмятежность, смелость и уверенность. Постгипнотическое внушение состояло в том, что этот личный ландшафт спокойствия мог вернуться, когда она пожелает. Последний сеанс проходил в естественных условиях. С ездой на перекресте она справилась без особого труда.
Hill (2005) использовал мотивацию как «движущую силу»при лечении 37-летней женщины с фобией вождения. Ее мотивация стала основными целями лечения: обрести возможность навещать свекровь за городом, ездить к родителям, живущим в другом городе, водить машину во время отпуска. Как и в предыдущем исследовании, чувствовалось, что пациентке требовалось психологическое образование. С этой целью ей предложили прочитать статью Nash (2001) о гипнозе и его использовании в клинической практике. После ее попросили визуализировать успешное завершение знакомого путешествия, испытать чувство расслабленности и уверенности в своем месте «спокойствия». Во время следующей встречи женщина сообщила, что совершила несколько успешных поездок. В начале каждого сеанса она ставила перед собой новую цель на следующую неделю, например, посетить свекровь. На третьем сеансе, хотя у нее были мыслительные вторжения опасности, клиентка добилась значительного прогресса и не предвкушала трагедию. Терапевт воспользовался этим прогрессом, побуждая ее использовать «особое» место, чтобы прояснить мысли, реализовать цели, решить любые проблемы, которые еще были. Ей также дали возможность в трансе «посмотреть» на небо и представить, что ее нежелательные мысли дрейфуют, как облака. Далее ее попросили визуализировать свои цели, и это было объединено с якорным словом – успех. Быстрый результат терапии (за четыре сеанса) был обусловлен решимостью и мотивацией девушки к вождению, а также ее способностью использовать образы, чтобы уменьшить «отрицательные оценки» управления автомобилем.
Умение визуализировать или проецировать себя в воображаемую ситуацию может стать решающим фактором для преодоления фобии вождения. Это показывает случай, описанный Kraft (2004), в котором пациентка, 55-летняя замужняя женщина, смогла воссоздать яркие сцены в гипнозе с использованием всех сенсорных модальностей. Автор отметил, что это было очень правдоподобно, сродни эффекта воздействия виртуальной реальности. Сначала пациентка без труда визуализировала знакомый маршрут. Затем в ступенчатой иерархии были разработаны более сложные сценарии. Когда ее фобическая тревога уменьшилась, она больше не чувствовала необходимости контролировать ситуацию и описывала приятные мелочи каждого путешествия.
Визуализация также была включена в программу лечения34-летнего водителя, страдающий фобией. Использовался мультимодальный подход, который включал обучение самогипнозу, установку якоря спокойствия, позитивную мысленную репетицию. После первоначального объяснения эффективности гипноза, терапевт Williamson (2004) объяснил, что транс похож на полное погружение в хорошую книгу, когда фокус внимания становится более внутренним, ощущается спокойствие, возникает чувство потери времени. Клиенту помогли создать «особое» место, где он чувствовал умиротворение, безопасность и счастье. После непродолжительного размышления пациент представил мусорную корзину, в которую он поместил все нежелательные эмоции или мысли. Ему дали возможность осмотреться и удостовериться, что весь хлам выброшен. Затем мужчине предложили вернуться в свое безопасное место, которое символизировало спокойствие. Его попросили практиковать самогипноз, чтобы активизировать это спокойствие в течение недели.
Другие терапевты работали с помощью электронной визуализации с использованием кинотехники (Ibbotson&Williamson, 2010). Здесь пациент мог выполнять упражнения, чтобы обрести больший контроль над собой при вождении. Это было удобно. Во-первых, пациент был киномехаником, а во-вторых, он мог режиссировать фильм по собственному желанию и вносить необходимые изменения в каждый сценарий.
Поскольку многие люди, страдающие фобией вождения, сообщают, что имели хотя бы одну аварию, которая вызвала фобическую тревогу, традиционно этот тип страха лечили с использованием регрессивных методов. Однако диссоциация является максимально эффективным способом, и сочетание его с визуализацией и переосмыслением, как в отчете Williamson (2004), помогает пациентам внести соответствующие изменения, чтобы улучшить стратегии выживания и усилить находчивость.
Диссоциативные образы можно использовать, просто попросив пациента представить кого-то еще в этой ситуации. Также это можно сделать с помощью функции «Мой друг Джон»(Erikson, 1964) – метода, который использовалBakal (1981) в лечении фобии авиаполета. Терапевт рассказал, что он шаг за шагом проводил каждого пациента через весь полет, нормализуя все необычные особенности путешествия. Например, он помогал переосмыслить турбулентность, описывая это как поездку по ухабистой дороге. Бакал указал, что сотрудники аэропорта и команда самолета часто непреднамеренно используют отрицательные слова и фразы, которые могут усилить бессознательный страх, например, выражения «последний сигнал», «не тревожиться». Он также объяснил, что пассажиру бесполезно размышлять, как справиться с возможной аварией. Бакал направлял пациента замечать и осознавать эти негативные комментарии, тем самым уменьшая их влияние. Он мотивировал их наслаждаться сценами из окна, воспринимая шум втягивания шасси и движения закрылков, как звуки безопасности.
Epstein (1977) также использовал визуализацию при лечении30-летней женщины с боязнью полетов. После индукции ее попросили представить путешествие в самолете человека, успешно завершившего терапию. Она смогла во всех деталях визуализировать перелет, чувствуя себя спокойной и расслабленной. Однако во время процесса посадки она ощутила беспокойство. Терапевт создал якорь, чтобы уменьшить напряжение, попросив ее прикоснуться ко лбу, произнося слово «расслабься». Ей рекомендовали репетировать визуализации втечении недели. Когда женщина прибыла на последнюю встречу за день до вылета, она сообщила, что смогла уменьшить беспокойство. Терапевт опирался на эти достижения и сказал, что она была бы еще менее напугана, если смогла описать главный фокус ее тревоги. Пациентка сообщила, что боялась потерять контроль, оказавшись в руках совершенно незнакомого человека. В гипнозе терапевт организовал сцену, в которой она встретила пилота. Летчик был описан как уверенный в себе человек и отличный профессионал. Затем он предположил, что «часто выгодно позволить другим контролировать ситуацию». Это понимание помогло полностью устранить фобию. Соответствующее признание зависимости от кого-то другого (пилота), якорь и позитивная мысленная репетиция дали пациентке самообладание, необходимое для перемен.
Боязнь потерять контроль – один из основных компонентов большинства, если не всех, фобий. И для стоматологической фобии нет исключения из правила. Полное доверие врачу – обязательное условие перед выполнением какой-либо серьезной стоматологической работы. Пациенты, страдающие дентофобией, часто испытывают предвкушение трагедии (Kent, 1997). Это приводит к тому, что они избегают регулярных осмотров или стоматологических вмешательств. Многие часто боятся неизвестного, и это усиливает страх. Именно поэтому целесообразно показать пациентам стоматологическое оборудование, объяснить, как используется каждый элемент. В случае, описанном Gow (2006), он смог оказать экстренную помощь женщине с дентофобией .Он использовал визуализацию особых мест со всеми сенсорными модальностями. Гипнотерапевт попросил пациентку повторять слова «спокойный, сдержанный и уверенный». С дополнительным использованием местной анестезии хирург смог без труда извлечь коренной зуб.
Термин клаустрофобия – сложное слово, состоящее из латинского обозначения claustrum, (закрытое место)и греческого phóbos (страх). Многие люди, страдающие этим заболеванием, боятся оказаться в ловушке, например, в метро, лифтах, туннелях, подвалах, людных местах. Страх оказаться в замкнутом пространстве часто связан с травматическим происшествием, поэтому для пациента важно смириться с этим событием во время терапии. Пример этого процесса можно найти в тематическом исследовании, описанном Craft (1973). Пациентка, 57 лет, вдова, заявила, что у нее фобия началась, когда она застряла в поезде 22 года назад. Однако начало ее фобических симптомов совпало со смертью супруга. Ее проблемы обострились, когда она узнала, что у второго мужа роман. В гипнозе она прорабатывала ступенчатую иерархию, путешествуя на автобусе, оставаясь одна в комнатах разного размера с открытой и закрытой дверью, используя лифт. Состояние пациентки значительно улучшилось, и сохранялось стабильным при двухлетнем наблюдении.
Повторное переживание травмирующего события можно безопасно осуществить под гипнозом, используя ассоциативные образы (Williamson, 2008). Интересный подход, который помогает клиентам чувствовать себя отстраненными, а также защищенными от опасностей, является«Техника волшебного пузыря» (Alden, 1995), модифицированная версия которой была описана Brann(2012). Пациентка смогла исследовать источник ее клаустрофобии, который заключался в том, что различные замкнутые пространства ассоциировались с наказанием за сопротивление жестокому обращению. Вход в ее «защитный» пузырь, который убирает неприятные мысли и чувства, позволил без проблем находиться в замкнутых пространствах.
Клаустрофобия может быть серьезной проблемой для рентгенологов, выполняющих МРТ-исследование. Доказано, что от 25 до 37% пациентов испытывают от умеренного до высокого уровня беспокойства во время процедуры. Седация предлагается для некоторых людей, но она требует присутствия анестезиолога и постоянного мониторинга. Использование гипноза снижает любые риски, которые могут возникнуть в результате применения анестетика, например, угнетение дыхания, и, следовательно, является экономически эффективным подходом (Simon, 1999).Кроме того, пациенты, получающие гипноз, могут оставаться неподвижными в течение всего сканирования, что дает возможность получить изображение хорошего качества (Westbrook & Kaut, 1998).
Velloso и его коллег (2010) использовали гипноз с 20пациентами с клаустрофобией. Результаты лечения показали, что 15 из16 клиентов (93,8%) не проявляли признаков страха и смогли пройти МРТ-сканирование без седативных препаратов. В подходе использовались следующие приемы:
· использование безопасного места;
· предложения о неподвижности во время процедуры;
· предложения искажения времени;
· внушения обезболивания;
· перефразирование звуков сканирования;
· предложения по снижению пульса.
Использование гипноза эффективно при лечении других ситуативных фобий. В большинстве случаев транс применяется, чтобы разработать стратегии выживания, научиться извлекать выгоду из находчивости. В некоторых случаях для достижения изменений необходим мультимодальный подход к терапии. В случае, описанномScrignar (1981), например, при лечении фобии заражения и сопутствующего принуждению к мытью рук, первоначальная десенсибилизация мало влияла на поведение пациента и реакцию страха. Клиент имел болезненный страх перед «всем, что исходило от других людей», что включало фекалии, пот, слюну, мочу, микробы, выделения из носа. Врач использовал наводнение воображения, в котором он попросил пациента представить, что он лежит в ванне и смотрит, как мужчина выливает ведро выделений на все тело. После 20 минут этой визуализации его беспокойство утихло, и ему было приказано визуализировать душ. На следующем сеансе, он сообщил, что ежедневное мытье рук значительно сократилось – примерно от 200 раз в день до 12, хотя он все еще не мог дотрагиваться до определенных предметов в доме. Введя в транс, терапевт попросил его прикоснуться ко всему, что, по его мнению, было заражено, без мытья рук. Это немедленно повлияло на поведение человека. Улучшение сохранялось при двухлетнем наблюдении.
Еще один пример того, как гипноз работает с фобиями, представлен Frutiger (1981), который лечил 26-летнюю замужнюю женщину с фобией проникновения. Пациентка не могла вступить в естественную половую связь с мужем и занималась исключительно оральным сексом, что повлияло на ее замужество. В начале лечения она сообщила, что никогда не обсуждала секс, не мастурбировала, не имела добрачных отношений. Ей никогда не удавалось осуществить успешный половой акт, и ее фобия усиливалась с каждой неудачной попыткой. Каждый раз она испытывала сильную тревогу ожидания, из-за чего ее вагинальные мышцы напряглись. В гипнозе Фрутигер использовал принципы десенсибилизации, чтобы уменьшить беспокойство по поводу проникновения. Она систематически работала над воображаемым половым актом. Ей также предлагали выполнять специальные упражнения и практиковать мастурбацию каждую ночь после прогрессирующего расслабления мышц. Интересно, что здесь использовалась дифференцированная иерархия как в психологическом плане, так и на физическом уровне. Десенсибилизация помогла постепенно визуализировать мастерство ее сексуальной жизни, в то время как упражнения улучшили контроль над вагинальными мышцами и повысили уровень сексуального удовольствия.
Многочисленные исследования продемонстрировали, что гипноз эффективен в лечение фобий. В большинстве случаев, когда пациенты смогли получить доступ к внутренним ресурсам, их восприятие контроля изменилось, и они смогли влиять на поведение. Гипнотерапия предлагает быстрое и экономичное лечение фобических тревожных состояний, и рекомендуется как метод терапии первой линии.
Избавление от фобий и психосоматики | Гипнокоррекция жизненных установок