Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Герой, затерянный в снегах

Фото И.Е. Негенбля /ag24.intechosting.ru/
16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа американских истребителей летевших по трассе «Алсиб»
Полина Виноградова
21 ноября, 2015 11:00
9 мин
У воздушной трассы, которая была открыта в ноябре 1942 года, несколько названий — «Алсиб», «Аляска — Сибирь», «Красноярск — Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса». Три года Великой Отечественной войны ее существование держали в строжайшей секретности, поскольку по ней перегоняли из США в Россию самолеты, поступающие по ленд-лизу.
Маршрут в Красноярск из города Грейс-Фолс в штате Монтана пролегал через Берингов пролив, Чукотку, Колыму и Якутию. Советским летчикам из специально сформированной 1-й перегоночной авиадивизии союзники передавали самолеты в городе Фербенкс на Аляске, и им доставалась самая сложная часть пути, пролегавшая через полюс холода, вечную мерзлоту и бескрайнюю тайгу. Чтобы пролететь более 6 тыс. км, пилоты сменяли друг друга, передавая самолеты по эстафете.
Первая группа американских истребителей приземлилась в Красноярске 16 ноября 1942 года. Всего за время существования Алсиба по трассе было доставлено 8 тыс. 94 боевых и транспортных самолетов. Прилетали они в Сибирь с бесценным грузом: авиамоторами, золотом, слюдой, медикаментами, протезами, иголками для швейных машин и, конечно, продуктами.
За три года работы трассы не добрался до пункта назначения 81 самолет, погибло 115 пилотов. Но о подвиге советских летчиков, огибавших более половины земного шара в нечеловеческих условиях, долгие годы никто не знал. Всех причастных к Алсибу заставили дать подписку о неразглашении. Лишь в 1992 году были опубликованы первые воспоминания пилотов и техников. РП вспомнила вместе с историками, как они совершали подвиг во имя Победы.
Аэродромы в вечной мерзлоте
Решение о создании Алсиба Госкомитет обороны СССР принял в ноябре 1941 года. Американские самолеты не могли пролететь более 700 км без посадки для дозаправки и техобслуживания. Поэтому вдоль всего пути нужно было построить новые аэродромы, причем в нереально короткие по мирным меркам сроки.
Строительство началось весной 1942 года. В нем принимали участие как жители близлежащих деревень и поселков, так и заключенные ГУЛАГа. На их плечи легла основная часть работы.
– Выжившие в Дальстрое вспоминали, что невиданной эффективности труда начальство достигало просто, — рассказывает корреспонденту РП историк Иван Савельев. — Зимой 1941–1942 годов, когда Сталин поставил задачу запустить Алсиб, никто не считался с потерями — фронту были нужны самолеты, трассу приходилось запускать любой ценой.
К октябрю 1942 года 17 новых аэродромов были готовы. Также были реконструированы уже существующие аэродромы в Якутске и Красноярске. И 7 октября 1942 года первая партия истребителей вылетела из Фербанкса. До Красноярска они добирались 33 дня, потеряли в пути один самолет вместе с экипажем. Но начало воздушному мосту через Берингов пролив было положено.
Холодная зима 42-го
Самой тяжелой в истории Алсиба оказалась первая зима, 1942–1943 годов. В подавляющем большинстве аэродромы на трассе Алсиба не было оборудованы теплыми ангарами. Техникам и механикам приходилось без конца ремонтировать самолеты, приводить их в рабочее состояние, круглосуточно обогревать, чтобы не перемерзли.
 Работать приходилось на улице без освещения, при свете карманного фонарика.
– Механикам и техникам в первый год работы Алсиба пришлось совершать подвиг каждый день, — говорит Иван Савельев. — Летчики переставали летать, когда столбик термометра опускался ниже –50 C°, а у технического персонала выходных не было в любую погоду. Ампутация обмороженных пальцев стала обычным делом, часто фиксировались случаи обморожения легких. Морозы стояли такие, что при вдохе из зубов выпадали пломбы. Всего за один день, когда температура опустилась до –68 C°, замерзло 11 человек.
«Мы летим, ковыляя во мгле…»
Пилотам приходилось не легче, чем тем, кто обслуживал самолеты. Летать по трассе Алсиба, проходившей через глубокий тыл, было не менее опасно, чем на фронте. Если бомбардировщики еще были рассчитаны на то, чтобы пролетать дальние расстояния, то истребители — изначально нет.
Видимость на трассе Алсиба была плохой. Облака часто стояли слоем в несколько километров, через них приходилось буквально пробиваться. При перелете через Верхоянский и Черский хребты в Якутии летчики вынуждены были подниматься на высоту в 5–6 км, и воздуха для кислородных масок часто не хватало. Карты местности были неточными. На гигантских безлюдных просторах не было привычных для летчиков ориентиров — железных дорог, городов и поселков. А помочь им сориентироваться с земли никто не мог: радиопередатчики были маломощными, радиус их действия не превышал 100–150 км. Радиомаяков не было, как и пеленгаторов на аэродромах. Из-за магнитных бурь пилоты не могли получить метеосводку, и не были готовы к перепадам высот. Плюс подвесные бензобаки с запасом топлива для дальнего перелета ухудшали аэродинамику и затрудняли пилотирование. В таких условиях часто гибли даже опытные полярные летчики с довоенным стажем экстремальных полетов.
– До войны каждый полет в этом районе не без оснований считался подвигом и большим достижением советской авиации. Имена полярных летчиков, которые на это решались, знала вся страна, — продолжает Михаил Кагарлицкий.
Космонавт Алексей Леонов на церемонии встречи самолета времен Великой Отечественной войны Douglas DC-3, совершившего перелет «Аляска – Сибирь-2015» через Берингов пролив. Фото: Марина Лысцева / ТАСС
У новичков же не было навыков слепых полетов.
– Большинство даже не умело летать на одном моторе, что уж говорить о слепых полетах, — поясняет Михаил Кагарлицкий. — Со временем летчики приобрели нужный опыт, но ценой больших потерь. Именно поэтому большинство катастроф пришлось на первый год работы Алсиба — тогда было потеряно 58 самолетов. За два последующих года работы трассы — всего 23, хотя погода и потом не баловала. В декабре 1944 года, например, за весь месяц было всего три летных дня, однако летчики успели перегнать 111 самолетов.
Прыжок в никуда
Когда самолеты теряли ориентацию, а топливо заканчивалось, приходилось выискивать опушку в лесу или островок среди тундры, чтобы посадить самолет. Везло редко: ведь кругом были или болота или тайга.
– Прецедентов, когда после вынужденной посадки удавалось спасти и самолеты, и экипаж, было немного, — рассказывает Иван Савельев. — Первый такой случай произошел вскоре после начала работы Алсиба, в феврале 1943 года. Командиром 1-й перегоночной авиадивизии был легендарный полярный летчик, участник спасения папанинцев, герой Советского Союза Илья Мазарук. В этот раз он вел группу из 12 истребителей — самолеты всегда летели клином, как журавли. И вот на Колыме начался такой сильный туман, что двигаться дальше не было никакой возможности. Самолеты удалось посадить на песчаную косу у реки.
К счастью, неподалеку оказался поселок. Бортмеханика отправили за помощью. Местные рыбаки принесли брезент, укрыли им самолеты, всю ночь топили под ним железные печки, не давая замерзнуть двигателям. Накормили летчиков, приютили их на ночь. Утром разъяснилось, и самолеты смогли взлететь. Обычно в аналогичных ситуациях они были обречены.
Если просто заканчивалось топливо, шансы выжить еще были. А когда из-за мороза или технических неполадок отказывал мотор — уже нет. Пилотам оставалось одно — прыгать с парашютом. Но спастись так было практически невозможно: самостоятельно дойти до ближайшего населенного пункта летчики не могли — не те расстояния. Экипажи других самолетов, летевших рядом, не имели права прийти на помощь товарищам: летчикам был дан приказ лететь на Запад, не оглядываясь, что бы ни произошло. Поэтому любая поломка, как правило, стоила жизни.
Союзники поддерживали советских летчиков.
– В декабре 1942 года на аэродромах Чукотки и Якутии скопились десятки самолетов. Они не могли лететь дальше из-за того, что слишком сгустилась жидкость в гидросистемах. И тогда американские химики из университета Аляски буквально за двое суток нашли заменитель одному из компонентов, сумев сделать жидкость более морозостойкой, — говорит Михаил Кагарлицкий.
Летчики Алсиба были рады любой помощи и поддержке, в том числе в виде часов, сигарет, которые они находили в бардачках самолетов. Ежедневно рискуя жизнью, они получали такую же зарплату, как в европейской части России — все северные надбавки осенью 1942 года были отменены. И даже при таком скудном довольствии летчики Алсиба сумели, отказывая себе буквально во всем, собрать более 58 тыс. рублей на строительство дома для детей партизан, более полумиллиона рублей на постройку танковой колонны, регулярно отправляли на фронт посылки с вещами и продуктами.
Никто не роптал и не жаловался на трудности. Все понимали — нужно терпеть и делать все, чтобы американские самолеты попали на фронт и помогли громить врага.
– Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин с весны 1943 года летал на поступившей через Алсиб «Аэрокобре». На этом истребители он сумел сбить 48 гитлеровских самолетов, — говорит Иван Савельев. — А когда Красная Армия освобождала Европу, под командованием Покрышкина летал уже целый полк, а потом и дивизия. И все до одного — на «Аэрокобрах», доставленных летчиками Алсиба.
За героизм, проявленный при перегонке боевых самолетов из США на фронт 30 января 1945 года, 1-й перегоночной авиадивизии было вручено Красное знамя «как символ воинской чести, доблести и славы».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ