Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Выставка работ Гелия Коржева в Третьяковской галерее на Крымском валу. Фото: Alexander Zemlianichenko / AP / TAСС

Гелий Коржев: народный художник СССР — великий художник России

В Третьяковской галерее открылась большая выставка Гелия Коржева
Григорий Шугаев
26 марта, 2016 11:00
7 мин
В этом году Государственная Третьяковская галерея  по-настоящему радует зрителя. Выставки этого года стали такими большими культурными и общественными  событиями, о которых мы, честно говоря, стали уже забывать. Выставка к 150-летию Валентина Серова произвела грандиозное впечатление.  Значительный резонанс получила экспозиция  «Писатели глазами скульпторов XX века. К году литературы в России». 27 марта заканчивается чудесная выставка Федора Степановича Рокотова. 
Событием явно станет и открывшаяся 24 марта монографическая выставка Гелия Коржева. В экспозиции представлены произведения, охватывающие весь творческий путь художника — с 1943 по 2011 годы. Такой большой выставки у мастера не было никогда.  Как отмечает критик Константин Агунович, «даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия. Больших выставок Коржев избегал, может быть, как окончательного суждения».
Гелий Коржев
Гелий Коржев. Фото: Виктор Великжанин / ТАСС
Более того, эта экспозиция готовилась целых десять лет. В 2007 году, еще при жизни Гелия Коржева,  выставка главного художника «сурового стиля» с огромным успехом прошла в американском Миннеаполисе, где в частном собрании коллекционера находятся около тридцати  полотен мастера. Это событие рассматривалось тогда, как первая часть большого проекта, вторая часть которого должна была завершиться в Третьяковке. Этому замыслу суждено было реализоваться лишь через почти десять лет. Кажется, это объясняется не столько различными организационными проблемами, сколько осмыслением творчества своеобразного, уникального художника, которого называют и последним реалистом, и советским постмодернистом, и недопонятым автором. 
«Я не помню другого проекта, к которому мы бы относились с такой страстью, будучи столь вдохновлены и имея столь разные позиции и интерпретации», — отмечает куратор выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она мечтала, что это событие состоится при жизни автора, но этому не суждено было случиться.
В аннотации к выставке авторы  проекта отмечают: «Коржев — последний  великий русский реалист  XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.
Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов. Первая масштабная выставка художника станет настоящим прорывом в исследовании его творчества, откроет для наших современников невероятный мир образов в произведениях Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века».
У Гелия Коржева (7 июля 1925 г.  — 27 августа 2012 г.) интересная судьба. Уже в 1966 году — лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина. В 1968–1975 годах занимает пост первого секретаря Союза художников РСФСР. В 1970 становится академиком Академии Художеств СССР.  Дважды, в 1966 и 1987 годах, получает Государственную премию СССР. Он был совершенно официальным художником, задававшим тон в творческом пространстве советских художников. Одной из его основных тем была Великая Отечественная война.  При этом он сам, как говорят в Третьяковке, разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину. Коржев очень точно отразил время, которое проживал и переживал вместе со всей страной.
 «Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — говорил о себе великий художник.
Гелий Коржев, пожалуй, последний художник, писавший героев. Его творческое наследие — эпос. На его картинах, как можно было бы ожидать от «начальника» советских художников эпохи официального соцреализма, вы не увидите счастливых доярок и энергичных строителей коммунизма. Это портреты людей,  «на которых оставила отметину их собственная жизнь. Людей увечных, пораженных зримой травмой».
 «Знакомство с произведениями Коржева — сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы, — продолжают авторы проекта, — трагедия Великой Отечественной войны, тектонические сломы социальной и политической реальности в конце столетия, разочарования и одиночество, драма жизни и неизвестность того, что ждет человека за ее гранью. Искусство Коржева обнажает историю человеческих травм и возрождения, являет примеры удивительной силы духа, воли, желания жить и победить. На выставке Коржев предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к "вечным" темам и общечеловеческим историям, всегда оставаясь сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком, который нес людям свое послание и, возможно, единственный мог говорить этому миру правду».
«Характерные пластические приемы мастера — blow up, укрупненный масштаб, подчеркнутый натурализм, избыточная живописность — обостряют смысловую наполненность и мощь изображаемого. Коржев предложил некую особую версию фигуративного искусства. Характерные для него активная художественная подача, прямое высказывание вызывают сильнейший эмоциональный отклик зрителя», — в этом видят кураторы выставки художественную уникальность Гелия Коржева.
Несмотря на то, что само имя Гелия Коржева до сих пор,  мало что говорит обывателю, почти каждый когда-нибудь видел его картины. Стоит только взглянуть одним глазом на любую работу и каждый поймет — он не только видел картины этого художника, он знает этих героев, потому что они живут рядом, по соседству, конкретно в каждой русской семье. И любой расскажет об их судьбе, потому что все знают судьбу русского народа, — ту, настоящую, непридуманную, трагичную, тяжелую, часто страшную, редко счастливую, иногда святую. 
Портреты  вызывают вначале трепет, даже порой шок, иногда неудобство и нежелание «это видеть». Искалеченные, одноглазые, ущербные, со своеобразным землистым цветом лица люди, особенно в наш век гламура и всеобщего «камеди клаба», оказываются героями полотен Коржева и заставляют, требуют, чтобы на них смотрели. Потом наступает другое чувство — трепета и восхищения, осознания правды. Правды о стране, о себе, об этом мире. И эта правда не ужасает, несмотря на сюжет того или иного произведения — она очищает.
«Коржев выделялся на фоне современников невероятным масштабом и глубиной осмысления того времени, в котором он жил, — говорит директор музея Зельфира Трегулова, — Активно выставляясь в советское время, он в 1980-е годы стал отшельником и еще больше осознал свою роль как пророка и как художника, который ставит перед обществом то зеркало, в котором отражается истина».
Поделиться
ТЕГИ
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ