Новости – Общество
Общество
Электронное ОСАГО станет обязательным
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
ЦБ поинтересовался у страховщиков, почему они массово саботируют электронную продажу полисов
25 февраля, 2016 14:00
6 мин
Российский мегарегулятор уведомил Российский союз автостраховщиков (РСА) о необходимости поэтапного перевода услуги по заключению договора ОСАГО в электронный формат. Как следует из письма ЦБ, начиная с 5 марта все компании, входящие в РСА, должны представить сведения об оказании этой услуги онлайн, а также о мерах, направленных на ускорение ее внедрения. Саботаж и откровенное мошенничество страховых компаний с полисами автогражданки, похоже, все-таки приобрели такие масштабы, что даже Центробанк с его политикой минимального вмешательства в дела рынка не смог остаться в стороне.
Проблемы за счет клиентов
Продажа электронного ОСАГО была легализована в июле 2015-го. До этого несколько лет государство относилось к подобной практике негативно. Страховые компании же, напротив, воспринимали Сеть как возможность добраться до вожделенных клиентов, а потому изобретали способы обойти формальные запреты на заключение электронных сделок.
В результате была придумана онлайн-продажа полисов с доставкой на дом. И автовладельцам, и страховщикам от этой идеи настали сплошное удобство и польза: одни без особого труда увеличивали клиентскую базу, другие страховались, не покидая квартир и офисов. Да и государство не сказать чтобы сильно возражало.
Однако по мере того, как автоюристы навострились отстаивать интересы автовладельцев, а подскочившие курс доллара и стоимость ремонта иномарок существенно увеличили расходы страховщиков, позитивное отношение к онлайн-продажам полисов начало угасать. Внезапно обнаружилось, что при оформлении электронного полиса ОСАГО онлайн (при условии, что все делается по-честному) доходы страховой компании заметно съеживаются по сравнению с доходами от той же сделки, заключаемой при личной встрече агента с автомобилистом.
Например, навязать так называемые дополнительные страховые услуги, которые в изобилии и, разумеется, на добровольной основе предоставляются доверчивым клиентам после личного общения, в режиме онлайн почти невозможно. А уж шантажировать клиента через стандартную интернет-анкету, да еще и отчитываться об этом в Центробанк, — дело и подавно гиблое. Естественно, на этом фоне страховщики радикально пересмотрели свое отношение к продажам полисов онлайн. Для них миллионы автовладельцев, страхующих машины без всяких «допов», не что иное, как масло, снятое с хлеба.
Ошибка ввода
Под шквалом жалоб со стороны автомобилистов на навязывание услуг правительство все-таки приняло пакет поправок к закону об ОСАГО, узаконивший онлайн-продажи. Сторонники новшества не скрывали, что хотят помешать страховщикам втюхивать ненужные дополнения, по сути, увеличивающие стоимость обычного полиса.
Однако стремление страховщиков к обогащению явно недооценили. С июля 2015-го по январь текущего года воспользоваться услугами онлайн-страхования смогли только 37 тысяч автовладельцев. Это при том, что полисы ОСАГО ежегодно покупают 42 млн россиян. Сами страховщики констатируют, что в онлайн-формате сейчас приобретаются всего 2% полисов.
Секрет такой «непопулярности» страховых интернет-сервисов очень прост. Из более чем 80 компаний, продающих полисы обязательного автострахования в России, сервисы онлайн-продаж запустили только 14. Да и те, если судить по многочисленным отзывам автовладельцев, в большинстве своем не работают адекватно.
По свидетельству пользователей, одним из самых частых «обломов» при попытке оформить онлайн-полис является срыв процесса под самый конец процедуры. То сайт не может сверить данные, то выпадающий перечень регионов в специальной строке оказывается представлен только Москвой и Московской областью — наиболее дорогими для страхования субъектами РФ. А временами при нажатии кнопки «оформить страховку» вообще происходит «неизвестная ошибка» со сбросом всей введенной информации.
Техподдержка разных контор при обращениях заявляет примерно одно и то же: сайт работает нормально, проблем нет. Или же есть, но ведется техобслуживание. Нужно просто немного подождать. Сколько продлится это «немного», остается только гадать.
Не дать заиграться
Господам страховщикам стоило бы знать, что попытки играть с государством в саботаж рано или поздно оборачиваются репрессивными мерами в отношении саботажников. Лучше других об этом знают представители банковского сектора: уже несколько лет любая попытка обналичить левые средства и даже намеки на подобные финты оборачиваются отзывом лицензий у кредитно-финансовых учреждений. Отбирать лицензии — одна из немногих вещей, которые наш Центробанк научился делать быстро и хорошо.
В ситуации со страховыми компаниями очевиден серьезный конфликт интересов. Страховщики хотят оставить себе максимум средств, и с их точки зрения было бы прекрасно, если бы граждане поголовно страховались от попадания в голову метеоритов и аналогичных «вероятных» угроз, а страховки можно было бы не выплачивать. Именно этим объясняется их нытье о неодинаковой доступности интернета в регионах РФ, невозможности синхронизировать электронную базу Союза автостраховщиков с базой ГИБДД и прочие отговорки, всплывшие в ответ на письмо Центробанка.
Но государство — точно так же, как и общество, интересы которого оно представляет, — низкие доходы страховых компаний, мягко говоря, волновать не должны. Более того, чем больше страховщики отдают, тем лучше. Деньги, с которыми они расстанутся, отправятся в авторемонтные мастерские, на закупку деталей, в ритейл, отчасти в российский автопром. Это, конечно, не производство атомных реакторов и биомедицинского оборудования, но все-таки рабочие места, налоги и работа реальных предприятий.
Поэтому государству стоило бы пойти дальше и самому начать продажу полисов, бланки которых печатаются на Гознаке. Ведь всего один работающий сайт может заменить 80 плохо работающих контор, а вся маржа, которую сейчас снимают страховщики, отправилась бы прямиком в бюджет.
Но для этого ЦБ, к сожалению, не созрел.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости