Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Елки зеленые

Фото: Шоломович/РИА Новости
Традиция отмечать Новый год в России не раз оказывалась под угрозой
Илья Носырев
31 декабря, 2015 06:50
11 мин
Новый год в России отмечали и до Петра Первого, но отнюдь не в начале января: до 1492 года «первый день во году» приходился на март, а с 1492 года — на сентябрь. Традиция празднования Нового года весной и осенью характерна для многих традиционных обществ, чей годовой цикл жизни определял сельскохозяйственный календарь. Установленная Иваном Третьим дата смены лет соответствовала Дню Симеона Летопроводца (Семенову дню), когда завершается лето и начинается пора осенних полевых работ. 1 сентября с подданных страны взыскивались подати, хозяева собирали со своих крепостных оброк: словом, день для большинства жителей страны был не то чтобы праздничный.
В 1699 году Петр Первый заставил Россию жить по европейскому времени, одним махом приняв несколько изменений в календаре. Прежде всего, летоисчисление теперь стали вести не от сотворения мира, как прежде, а от Рождества Христова — и дата реформы была выбрана очень удачно: вскоре Россия вступила в новое, XVIII столетие. Впрочем, изменение летоисчисления приняли не все — так, старообрядцы еще и в последующие века продолжали вести счет лет от сотворения мира. Кроме того, Петр утвердил в России юлианский календарь, по которому жила Западная Европа, и начало года сдвинулось на 1 января. А 1 января 1712 года Петербург увидел первый в России новогодний фейерверк, устроенный по распоряжению губернатора города — «светлейшего князя» Александра Меншикова и символизировавшей начало новой эпохи в жизни России, вызванной победами в ходе Северной войны.
Традицией наряжать на Новый год елку мы тоже обязаны Петру Первому. Правда, император предписывал украшать дома не целыми деревьями, а еловыми или сосновыми ветвями, и не внутри, а снаружи. Скорее всего, этот обычай царь увидел в своем путешествии по Европе 1698–1699 годов. Между тем у немцев уже существовала самая настоящая традиция рождественской ели (она называлась у немцев «рождественским деревом» — Weihnachtsbaum), и именно благодаря немцам эта традиция была принесена и в Россию.
Однако это произошло чуть позже, а после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. Курьез: более прочих его блюли в основном питейные заведения, и благодаря таким украшениям кабак можно было увидеть издали. Даже само слово «елка» стало синонимом трактира: в обиходе прижились выражения «поднять елку» (выпить), «идти под елку» (идти в питейное заведение»), а самих пьяных именовали просто «елкиными».
Праздник для всех
Настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние елки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы. Поскольку главными проводниками традиции рождественских и новогодних елок были немцы (есть даже версия о том, что обычай ставить в доме елку привила в России прусская принцесса Шарлотта — супруга Николая I), то и сами елочные игрушки купцы возили из Германии. Лишь позже возникает кустарное производство русских елочных украшений в подмосковном Клину: сообразительный местный клинский мужик был начеку и довольно быстро понял, что делать эти игрушки ему вполне по силам. «Немецкие» игрушки из Клина точно копировали оригинальные: их можно было продавать со скидкой и куда успешней тех, что действительно привезли из Германии. А когда правнук и тезка Александра Меншикова открыл стекольный завод в своем имении Александрово близ Клина, начинается широкое производство отечественных игрушек. Появились и подлинно российские игрушки, с национальным колоритом: так, вскоре на заводе начали изготовлять одну из сложнейших в исполнении игрушек — самовар. Причем многоуровневый — с заварником.
Новогодняя и Рождественская елка в Царском Селе
Новогодняя и Рождественская елка в Царском Селе. Фото: feb-web.ru
Несмотря на то что праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству, отмечали его с размахом: в царских чертогах — Зимнем дворце — в новогодние праздники устраивались публичные маскарады, на которые могли попасть все желающие. «К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались, — вспоминал эти праздники писатель Владимир Соллогуб. — Милости просим, кому угодно! Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было. Посетителей всех видов и сословий собиралось более 30 000. О полиции и помина не было. Народные массы волновались по сверкавшим покоям чинно, скромно, благоговейно, без толкотни и давки. К буфетам редко кто подходил». Праздник был трогательный, торжественный, семейный, полный глубокого смысла: царь и народ сходились в общем ликовании. В моде была тема русскости — так, дворянки приезжали на праздник в кокошниках и русских платьях. «Театр был превращен в сверкавший бриллиантовый шатер из граненых стеклышек, между собою плотно связанных и освещенных сзади. Магический свет разливался по амфитеатру... Во время ужина играла музыка», — пишет Соллогуб. В 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале была установлена первая в России публичная елка.
В то же время Новый год был и домашним праздником: после застолья члены семьи и гости участвовали в разнообразных увеселениях — от живых картин до маскарадов и игр. Дочь живописца Федора Толстого — русская писательница Мария Каменская — вспоминала домашние маскарады, которые ее отец устраивал на Новый год. «Дяди и тетки мои оделись королями и дамами четырех мастей карт, спины их были покрыты какой-то материей, разрисованной под карточный крап; необыкновенно хороши и верны вышли их костюмы… Очень умно и мило был наряжен "старым, 1834 годом" скульптор Рамазанов. Он изобразил из себя древнего седого старца в рубашке, обвешанного с головы до ног старыми объявлениями и газетами за прошлый год, и печально, с старенькой поломанной дубинкой в руке бродил по нашей зале в ожидании Нового года. Как только зашипели часы, чтобы начать бить полночь, в залу влетел "Новый, 1835 год", Нестор Васильевич Кукольник (популярный в то время писатель. — РП.), одетый в новенький, с иголочки, светло-серенький фрак, с большим букетом свежих роз в петлице фрака. Влетел и прямо кинулся весело обдирать со старого, 1834 года все отжившие свое время объявления и новости, а самого беззащитного старца схватил поперек сгорбленного туловища и без церемонии выкинул за дверь залы». Обычными блюдами на новогоднем столе были поросенок, икра, сыры, семга, пирожки.
На протяжении XIX столетия традиция встречи Нового года в каждом крупном городе обросла собственными, неповторимыми деталями. Так, в конце века москвичи непременно смотрели фейерверки на Воробьевых горах, который с 1891 года устраивал ресторатор Степан Крынкин. Благодаря расположению трактира яркие пиротехнические зрелища мог видеть весь город. Отметим, что, хотя самые шикарные елки устраивались для дворян и крупных фабрикантов, в конце XIX — начале ХХ веков широко распространились и благотворительные елки для бедных детей: дамы-дворянки шили для сирот одежду, покупали им конфеты и игрушки. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих знаменитые братья Нобели.
Новый год против старого быта
В 1920-е годы Новый год едва не пал жертвой коммунистических идеологов: после революции елка воспринималась как вредный религиозный и буржуазный пережиток. «Боролись со старым бытом — не встречали Новый год», — пишет в своем дневнике 31 декабря 1929 года Лиля Брик. Новый год воспринимался как праздник классовый и религиозный, как одно из проявлений нэповского мещанства. «Пролетарский поэт» Демьян Бедный не утруждал себя объяснением, чем же праздник не угодил новой власти — просто не советский, да и все тут:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
Возвращением новогодней елки мы обязаны… Сталину: после социально-конструктивистских опытов 1920-х новогодние празднества вернулись в числе многих, казалось бы, навсегда забытых имперских атрибутов. 28 декабря 1935 года в «Правде» вышла статья секретаря ЦК КПСС Павла Постышева с призывом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Автор писал: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах...»
Новогоднее собрание 31 декабря 1941 года
Новогоднее собрание 31 декабря 1941 года. Фото: Виктор Кинеловский/РИА Новости
Новогоднюю атрибутику, правда, пришлось несколько адаптировать: так, Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную красную, место ангелочков на елке заняли планеры и самолеты (тема авиации в то время была популярной), на карнавалы дети одевали костюмы Чапаева, Стаханова, Чкалова. Больше всех повезло Деду Морозу: благодаря тому, что этот языческий персонаж был свободен от коннотаций с православием, в советскую эпоху он был выдвинут на передний план: уже в январе 1937 года Дед Мороз и его внучка Снегурочка приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов. Именно с этого года в стране возрождается традиция широкого празднования Нового года: в Москве впервые за долгое время были установлены две большие елки – в Парке культуры и отдыха имени Горького и на Манежной площади. В Доме Союзов проводился бал-маскарад отличников учебы. Елку в Колонном зале Дома Союзов даже хотели провозгласить «Главной елкой страны», но против этого высказался Сталин, в то время демонстрировавший показной демократизм: когда Каганович спросил его, где ставить главную елку, Сталин ответил: «У нас все елки главные».
Осознав безуспешность «борьбы со старым бытом», советские идеологи решили «приручить» старый детский праздник и после небольшого ребрендинга вернули его гражданам, уже без Христа в яслях, зато с Дедом Морозом. Снова заработало производство в Клину, где сказочные стеклодувы издревле изготавливали новогодние украшения. Изготовление игрушек освоили и советские артели, где из ваты вручную лепились фигурки парашютистов, зверей и птиц, муляжи фруктов и овощей. Сценарии для детских новогодних представлений в Доме Союзов придумывали советские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков. Даже в годы Великой отечественной войны празднование Нового года не прекращалось. В 1947 году указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января было объявлено нерабочим днем. После смерти Сталина новогодние елки стали проводиться в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, куда впервые допустили широкую публику.
К 1970-м годам формируются те атрибуты Нового года, с которыми мы не расстаемся и сейчас: салаты оливье, сельдь под шубой и «мимоза», холодец и заливная рыба на столе, «голубой экран», у которого собираются члены семьи. Интересно, что многие из таких слагаемых праздника оказались хорошо забытыми старыми: так, запах мандаринов ассоциировался с новогодними торжествами и у тех, кто родился до революции… Этот праздник пережил все гонения.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ