Новости – Общество
Общество
Экономические зоны для неэкономных чиновников
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Механизм ОЭЗ используется для прокручивания государственных средств
1 декабря, 2015 11:00
8 мин
Деньги, которые выделяются бюджетом на развитие особых экономических зон (ОЭЗ) через компанию АО «ОЭЗ» (в 100-процентной собственности государства), оседают на ее банковских счетах. Об этом Владимиру Путину доложили активисты Общероссийского народного фронта. Президент поручил проверить, так ли это. «Русская планета» решила содействовать выполнению этого поручения.
У нас
По словам президента, ОЭЗ — это «чрезвычайно важная вещь с точки зрения развития экономики». Действительно, во многих странах такие зоны, которые чаще называют «свободными» (а раньше — «порто-франко»), действуют вполне успешно и двигают экономику вперед. Впрочем, у других стран нет лучшего в мире главы ЦБ, а также Министерства экономического развития и Минфина, которые способны вывести страну из кризиса только на словах. Минэкономразвития, к слову, и отвечает за работу АО «ОЭЗ», в связи с чем бардак в работе корпорации вовсе не удивителен.
В мире создано несколько тысяч ОЭЗ. При этом универсальных рецептов их успешной организации не существует. Россия сравнительно поздно начала использовать этот мировой опыт — особые экономические зоны развиваются лишь с 2005 года, когда был принят Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Сегодня в России доминируют промышленные ОЭЗ, так как в нашей стране наблюдается дефицит промышленных площадок, обеспеченных современной инфраструктурой. Кроме того, промышленные объекты быстро окупаются: экономический эффект наблюдается, как правило, сразу после запуска конвейера.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает следующие меры государственной поддержки резидентов ОЭЗ:
- ставка налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет (2%), может быть обнулена до 1 января 2023 года;
- налог на прибыль на региональном уровне может быть снижен с 18 до 13,5% (срок не ограничен федеральным законодательством);
- налог на имущество (2,2%) может быть обнулен;
- налог на землю (1,5%) в случае выкупа земельного участка инвестором может быть обнулен;
- страховые взносы могут быть снижены с 30 до 14% до 2017 года, до 21% в 2018 году и до 28% в 2019 году.
Опыт развития ОЭЗ в России крайне неоднороден. Например, туристические зоны в Калининградской области и Краснодарском крае были закрыты из-за отсутствия резидентов. При этом желающие стать резидентами были, но местные власти и бизнес не смогли договориться. Тяжело идет развитие транспортных ОЭЗ в России: аэропортовая зона «Ульяновск-Восточный» смогла найти нескольких резидентов только после полутора лет переговоров. В портово-логистических зонах в Хабаровском крае и Мурманске резидентов по-прежнему нет. Первую из них даже собирались закрыть, однако в итоге правительство приняло решение расширить зону, включив в нее и порт Ванино. Оказалось, что проект в Мурманске изначально имел слабое экономическое обоснование: Байкало-Амурская магистраль, заканчивающаяся в ОЭЗ «Советская Гавань», не могла пропустить столько грузов, сколько закладывалось в концепции.
Основными причинами неудач в развитии ОЭЗ в России являются:
- отсутствие продуманной долгосрочной стратегии;
- слабые связи с учебными заведениями, порождающие отсутствие квалифицированных кадров;
- неудачное географическое положение и инфраструктурные проблемы;
- пробелы в нормативной базе и бюрократические методы управления, неоправданно удлиняющие подготовительный этап создания ОЭЗ;
- отсутствие эффективного руководства.
У них
В мире существуют примеры успешного разрешения перечисленных выше проблем. Яркий пример — Бангладеш, особые экономические зоны которой стали «швейным сердцем» Азии. Филиппины реализовали модель создания ОЭЗ с переходом от более простых стадий к сложным: они прошли путь от производства низкокачественной продукции, требующей низкоквалифицированной рабочей силы (игрушек и одежды), до производства более сложных трудо- и интеллектоемких продуктов (металлов, электроники, химической продукции, машин и оборудования, в том числе медицинского, и программного обеспечения). Знаменитое «китайское экономическое чудо» во многом связано именно с развитием ОЭЗ: сейчас эти территории обеспечивают до 20% ВВП страны. Секретом успеха стало то, что китайцы смогли превратить свои ОЭЗ в так называемые островки безопасности для инвесторов. В условиях плановой экономики, отсутствия качественной инфраструктуры и работающих механизмов защиты бизнеса китайцы сумели на этих территориях избавиться от бюрократии и коррупционных практик.
Особая экономическая зона в Китае. Фото: Zuma / ТАСС
ОЭЗ под контролем
«За десять лет, прошедших с момента вступления в силу 116-ФЗ, хоть какими-то более или менее положительными результатами могут похвастаться только 5 ОЭЗ, притом что их было создано более 30», — говорит Никита Куликов, исполнительный директор юридической фирмы HEADS consulting. По его словам, у нас не компании ищут инфраструктуру, а инфраструктура вынуждена подстраиваться под компании. Возможно, таков российский менталитет, но именно поэтому все проекты, которые были скопированы с иностранных аналогов, в России буксуют и не реализовываются.
Большинство ОЭЗ в России себя не оправдали: они просто стали очередным очагом неэффективного расходования бюджетных средств. А промышленные зоны, в которых производится в основном сборка зарубежной техники, чаще всего автомобилей, быстро окупаются, и, скорее всего, они бы заработали и безо всяких льгот. Что же касается других типов ОЭЗ, то они оказались неуспешными по причине отсутствия серьезной проработки проектов. Такая судьба постигла и портовые ОЭЗ, и многие туристические зоны, которые широко анонсировались, но в реальности появились лишь в нескольких регионах, да и то в усеченном виде.
В ОЭЗ инвесторов привлекает инфраструктура, которая создается за счет государства, а также льготный налоговый период. Возникает вопрос: насколько правильно в сегодняшних условиях тратить деньги на создание инфраструктуры для частного бизнеса, который после этого получает индульгенцию на уплату большей части налогов? И тут же встречный вопрос: почему бы не предложить господам частным предпринимателям, освобожденным от уплаты налогов, за свой счет построить всю необходимую инфраструктуру для своей деятельности? Это избавит бюджет от ненужной нагрузки, равно как и от необходимости поддерживать работу бесполезного АО и других окологосударственных структур, кормящихся за счет псевдоэффективных проектов создания особых экономических зон.
* * *
В конце концов, пора развивать экономику России комплексно, а не по отдельным зонам — так, чтобы условия ведения бизнеса и проживания стали одинаково удобными и привлекательными на территории всей нашей огромной и богатой природными и человеческими ресурсами родины. Под силу ли подобное нашему правительству? Вряд ли. Каждое новое решение кабмина в области экономической политики заканчивается провалом, и неважно, связано это с программой импортозамещения или ГОСТом по размещению рекламных конструкций, введение которого в марте 2016 года может поставить на грань выживания весь рекламный рынок страны. Пора проводить кардинальные изменения не только в АО «ОЭЗ», но и во всей системе управления экономическим развитием страны. Начать стоит с Минэкономразвития.
Пока же, по мнению политолога Антона Закутина, мониторинг особых экономических зон должен быть закреплен за ОНФ и поддержан ведущими общественными организациями. На развитие ОЭЗ планировалось выделить более 230 млрд рублей. Несмотря на серьезный потенциал ОНФ, а это около 5 тысяч активистов, отслеживающих честность госзакупок, необходимо развивать механизмы контроля. Нужно вводить также ответственность чиновников за принятие решений — таких, как выделение денег АО «ОЭЗ» и их целевое использование. Быть может, если бы такие меры были приняты ранее, в России бы вообще не создавались особые экономические зоны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости