Новости – В мире












В мире
Затонувший миллиард у Конца земли

«Королевский купец» кисти Джина Уолкера. Источник: fineartamerica.com
Почти четыреста лет кладоискатели пытаются найти останки корабля, перевозившего рекордное количество драгоценностей
23 сентября, 2014 11:32
5 мин
23 сентября 1641 года в 60 км от Великобритании затонул корабль «Королевский купец», на борту которого находились золотые и серебряные слитки и монеты общей стоимостью около $1 миллиарда по современным расценкам.
Судно «Королевский купец» водоизмещением 700 тонн было построено в Лондоне в 1627 году и принадлежало английским торговцам. Трансатлантические рейсы в испанскую колонию в Вест-Индии Сан-Доминго корабль совершал под командованием капитана Джона Лимбри. В январе 1637 года вооруженное 32 бронзовыми пушками судно, несмотря на обветшалость, успешно добралось до Кадиса и встало на ремонт.
За десять лет капитан Лимбри сколотил немалое состояние — £100 тысяч в драгоценных камнях, которое возил с собой на «Королевском купце». Как и многие буканьеры, он был одержим жаждой золота и не мог упустить лишнего шанса обогатиться. Летом 1641 года судно, нанятое Испанией для доставки серебряных монет, золота и слитков 30 тысячам испанских солдат, находившимся тогда во Фландрии, загорелось. Лимбри, чье судно было готово к возвращению в Лондон, немедленно вызвался отвезти драгоценности в Антверпен. Доверенный ему груз составлял £300 тысяч серебром и £100 тысяч золотом — треть всей испанской казны.
В августе «Королевский купец» покинул Кадис и взял курс на Нидерланды. Его сопровождал корабль аналогичного типа «Дуврский купец». Когда судно капитана Лимбри было уже недалеко от цели, погода на море сильно испортилась, и «Королевский купец», в чьем корпусе снова образовалась течь, начал тонуть. Помощь пришла со значительной задержкой, и 18 человек из экипажа погибли, однако 40, включая капитана, удалось спастись на «Дуврском купце».
Новости о катастрофе потрясли Европу: сообщение о затонувшем корабле было на первых полосах газет, а в Англии на некоторое время даже прервали заседание палаты общин. Согласно свидетелям крушения, «Королевский купец» затонул примерно в 60 км от мыса Лендс-Энд («Конец земли». — РП).

Во время колонизации Ямайки британцами
Во время колонизации Ямайки британцами. Изображение: uvawise.edu
Несмотря на то что капитан Лимбри потерял все свое состояние, он снова вернулся в море, а затем сыграл важную роль в колонизации Ямайки.
Подробности о крушении можно узнать из памфлета «Грустные вести с морей», опубликованного через несколько недель после гибели «Королевского купца». Он сохранился благодаря книжному торговцу Джорджу Томасу, коллекционировавшему подобные вырезки. Памфлет рассказывает о последних часах жизни корабля: после образования течи команда круглосуточно выкачивала воду из трюмов с помощью насоса, но ночью погода испортилась, и делать это стало намного труднее. В какой-то момент обе цепи насоса сломались и упали в механизм. Пока их чинили, уровень воды на корабле сильно поднялся. Выбивавшимся из силы матросам удалось его удержать, но выкачать набранную воду они уже не могли.
Люди поняли, что оставаться на корабле небезопасно и стали спускать на воду баркас. В это время капитан Лимбри пытался убедить в необходимости эвакуации одного из своих пассажиров, который нажил в Испании £10 тысяч и не хотел с ними расставаться. В итоге капитан признался, что нет большой разницы, спускаться в баркас или тонуть на корабле, так как в спасательной лодке все равно нет ничего для выживания в открытом море, и они несомненно погибнут.
Согласно автору памфлета, капитан корабля-спутника недолюбливал капитана Лимбри и незаметно для него слегка изменил свой курс, чтобы суда разошлись не сразу, а отдалялись друг от друга постепенно. Кроме того, была плохая видимость из-за погоды.

Клад с испанского корабля Nuestra Señora de las Mercedes
Клад с испанского корабля Nuestra Señora de las Mercedes. Фото: Odyssey Marine Exploration / AP
Когда команда тонущего судна заметила вдалеке огни «Дуврского купца», им пришлось 30 раз выстрелить в его сторону для привлечения внимания. Спасатели не рискнули подходить вплотную к гибнущему кораблю, и его команда перебиралась на баркас с помощью лебедок. Лимбри покинул судно последним.
Пока остальные думали, как бы скорее выбраться с корабля, семь человек спустились на нижнюю палубу за сундуком с золотом и утонули.
Найти остов «Королевского купца» пытались многие кладоискатели, но этого до сих пор никому осуществить не удалось. В мае 2007 года американская компания Odyssey Marine, занимающаяся поиском затонувших кладов, объявила об очередном обнаруженном ей корабле, с борта которого было поднято 17 тонн золотых и серебряных монет общей стоимостью в $500 тысяч. Находку окрестили «Черным лебедем».
Некоторое время предполагалось, что Odyssey Marine отыскала того самого «Королевского купца», поскольку компания скрывала точные координаты своего открытия. Позже оказалось, что «Черный лебедь» — это испанский корабль Nuestra Señora de las Mercedes (исп. «Богоматерь милосердная»), затонувший у берегов Португалии в 1804 году.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости