Новости – В мире












В мире
«Выбирать между "за" и наручниками»

Очередь на избирательном участке в Каире. Фото: Maya Alleruzzo / AP
Египтяне голосуют за новую конституцию, подготовленную военными и светскими либералами; эксперт: свергнувший экс-президента Мурси генерал Сиси станет «серым кардиналом»
14 января, 2014 15:40
11 мин
Во вторник в Египте начался референдум по проекту новой конституции, страна определяется как «исламское государство с гражданским строем и правительством». Очереди к охраняемым избирательным участкам выстроились еще накануне дня голосования, передает Al Jazeera.
Референдум стал первым пунктом «дорожной карты», обнародованной военными после свержения летом исламистского президента Мохаммеда Мурси. Власти пригрозили «нулевой терпимостью» в случае попытки сорвать двухдневное голосование. По данным правительства, всего около 53 млн египтян имеют право голоса.
Голосование контролируют несколько сотен местных наблюдателей и 83 международных, чья работа оплачена Соединенными Штатами. На улицы страны выведены почти 200 тысяч военных и полицейских. Несмотря на повышенные меры безопасности, за два часа до начала голосования в бедном районе Гизы возле здания суда взорвалась бомба, пострадавших нет. Ливанская газета Daily Star сообщает, что в Каире в столкновениях с сотрудниками сил безопасности погиб 25-летний сторонник «Братьев-мусульман».
Предположительно весной в Египте состоятся президентские выборы, наиболее вероятным кандидатом является генерал и министр обороны Абдель Фаттах Ас-Сиси, руководивший в июле 2013 году государственным переворотом. По мнению аналитиков, сегодняшнее голосование станет индикатором показателем популярности Сиси, фотографии с которым сейчас развешаны по всему Каиру.
«Давайте все выйдем и проголосуем с тем же рвением, что мы показали 25 января 2011 года и 30 июня, 3 июля и 26 июля 2013 года (даты свержения власти. — РП). Продолжим выбранный нами революционный путь с конституцией, которая станет трамплином в современное демократическое и гражданское государство», — цитирует Guardian временного президента Адли Мансура.
Критики нового проекта конституции указывают на положения, расширяющие полномочия институтов, сыгравших решающую роль в свержении Мурси: армии, полиции и судебной власти. Оппоненты опасаются, что подготовленная военными конституция позволит судить гражданских в армейских судах, а также урежет права профсоюзов и религиозные свободы представителей сразу трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.

Последствия взрыва около здания суда в Каире. Фото: Khalil Hamra / AP
Последствия взрыва около здания суда в Каире. Фото: Khalil Hamra / AP
Государственная кампания по продвижению нового проекта конституции полностью проигнорировала критику, а противникам просто запретили вести агитацию в средствах массовой информации и на рекламных щитах. «Братья-мусульмане» и умеренная исламистская партия «Сильный Египет» пообещали бойкотировать референдум. Более тридцати активистов «Сильного Египта», агитировавших на прошлой неделе против Ас-Сиси и новой конституции, были арестованы. По данным Human Rights Watch, против семерых уже заведены уголовные дела.
«Это ложный прогресс. В избирательном бюллетене приходится выбирать между „за “ и наручниками», —
сказал лидер партии Мохамед аль-Бакр.
Исламисты видят в Ас-Сиси авторитарного вдохновителя кровавого переворота, который создал условия для самого опасного гражданского противостояния в современной истории страны. По мнению «Братьев-мусульман», с приходом к власти военных Египет стал полицейским государством.
В то же время большая часть египтян устала от политических потрясений, фактически не прекращающихся с начала «арабской весны» в 2011 году и свержения Хосни Мубарака, и они считают Ас-Сиси правителем, который наконец сможет восстановить в Египте стабильность.
Единственной исламистской партией, поддержавшей военных, стала ультраконсервативная салафитская «Аль-Нур», занимавшей второе место в парламенте предыдущего созыва. Эти радикальные сторонники шариата критиковали Мохаммеда Мурси как недостаточно консервативного правителя, но теперь они поддержали проект секулярной конституции — по всей видимости, по прагматичным причинам, так как «Аль-Нур» осталась последней разрешенной исламистской партией, которая играет важную роль на внутриполитической сцене.
«Если бы мы сказали "нет", конституцию все равно приняли, хотя и с меньшим процентом поддержки, а "Аль-Нур" тогда бы пожертвовала своей ролью в "дорожной карте"», —
сказал пресс-секретарь партии Надер Баккар, опровергнув предположения, что шаг салафитов продиктован боязнью репрессий, направленных против оппозиционных партий.
Это уже третий конституционный референдум за три года. В марте 2011 года референдумом были внесены поправки к восьми статьям конституции 1971 года. В декабре 2012 года 64% избирателей проголосовали за проект новой происламистской конституции.
В интервью египетскому изданию al-Masri al-Youm несколько месяцев назад Ас-Сиси говорил, что весь текст конституции должен быть полностью переписан, а не просто «модифицирован».
В разговоре с «Русской планетой» арабист Андрей Коротаев обратил внимание на «загадочный пункт» в проекте новой конституции, видимо, внесенный под влиянием военных: министр обороны, одновременно являющийся главнокомандующим, полностью выводится из-под контроля президента. Для назначения и смещения с этого поста потребуется санкция Высшего совета Вооруженных сил.
«Если бы генерал Ас-Сиси метил в президенты, зачем ему выводить министра обороны из-под контроля президента? Скорее, он планирует править Египтом в качестве „серого кардинала“», — уверен эксперт.
По словам Коротаева, основная борьба в Египте сейчас идет не из-за положений новой конституции. Основной закон «Братьев-мусульман» был «не такой уж и страшный», они проводили минимальную исламизацию и, хотя в новом проекте есть значимые изменения, например, по правам женщин, он не очень сильно отличается от прежней конституции.
«Сегодняшний референдум — это борьба за легитимность», — отмечает собеседник «Русской планеты».
Поэтому даже если бы военные написали в новой конституции, что Коран является основным законом страны, «Братья-мусульмане» все равно отвергли бы ее — они против текущей власти в абсолютно любых обстоятельствах, потому что считают ее незаконной.
«Не содержание конституции сейчас волнует страну, а вообще в принципе — будет легитимизована текущая власть или нет», —
говорит ученый.
Явку и результаты начавшегося сегодня референдума предсказать практически невозможно в силу отсутствия нормальной социологической службы в стране. Максимум, что отражают опросы, — это мнение жителей Каира, Александрии и еще нескольких городов, но не провинции.
«Из-за этого египетское общественное мнение — это тайна за семью печатями. Вот сейчас и узнаем, какие настроения там. Я был в Египте в ноябре и декабре прошлого года. В Каире, конечно, поддержка военных абсолютно зашкаливающая. А сторонники "Братьев-мусульман" сейчас о своей позиции даже говорить не будут. Еще более показателен предыдущий референдум в декабре позапрошлого года. Тогда в Каире сколько ни спрашивал, я не нашел вообще ни одного человека, который бы голосовал за исламскую конституцию. Соответственно, уже тогда Каир был против "Братьев-мусульман"», — рассказал арабист.
На данный момент намечается раскол среди секуляристов и сторонников армии, но пока что он слабый и вряд ли повлияет на результаты референдума. Причиной раскола Коротаев называет «выступающую сразу против всех симпатичную либерально-революционную молодежь».
«Братьев-мусульман» продолжает поддерживать Катар. Один из козырей исламистской организации — катарский медиахолдинг Al Jazeera, который целиком играет за «Братьев-мусульман». По словам Коротаева, их египетский канал Mubasher Misr «систематически валит военных», что компенсирует контроль военных над всеми египетскими СМИ.
Ситуация неравновесная, так как за военных и против «Братьев-мусульман» выступает одновременно три богатых ближневосточных государства — Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. Их совместная денежная поддержка египетским секуляристам больше, чем помощь «Братьям» от Катара, хоть последний и является одной из богатейших стран мира.
«Почему теократический режим Саудовской Аравии вдруг поддерживает секуляристов против исламистов? Ничего удивительного, если вспомнить, что в 1937 году в СССР безопаснее было провозгласить себя славянофилом, чем троцкистом. Та же самая ситуация сейчас в Саудовской Аравии, где "Братья-мусульмане" — это свои троцкисты, по-своему левоисламисты. А поскольку полусоциалистические "Братья" — это реальная оппозиция в Саудовской Аравии и ОАЭ, они представляют угрозу для монархических режимов», — резюмирует эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости