По состоянию на 4 июля 10:30
Заболевших674 515
За последние сутки6 632
Выздоровело 446 879
Умерло10 027
В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Воздушный авианосец

Американские военные хотят разработать летательный аппарат, способный нести на себе беспилотные самолеты
Михаил Карпов
11 ноября, 2014 15:28
4 мин
Кадр из фильма «Мстители». Источник: Marvel Studios
Агентство перспективных исследований МО США (DARPA) объявило конкурс на лучший проект «летающего авианосца», способного нести на себе другие летательные аппараты. Военные предполагают, что это оборудование будет использоваться для «перемещения, запуска и возвращения на базу» беспилотников.
Обычно в военных операциях используются крупные пилотируемые самолеты. В зоне вооруженного конфликта возможна как потеря летательного аппарата, так и гибель пилотов. Небольшие беспилотные аппараты дешевле и позволяют избежать таких рисков, но при этом обладают существенным недостатком — они медленно летают и имеют ограниченный радиус действия.
По мнению специалистов DARPA, разработка летающего авианосца позволит применять комбинированный подход в таких ситуациях. Это увеличит расстояние, которое беспилотник сможет пройти, повысит безопасность и снизит затраты на разведку. Агентство предлагает взять за основу для проекта один из уже существующих транспортных самолетов, например Lockheed C-130 Hercules.
Как говорит руководитель проекта Дэн Патт, в DARPA ждут «новаторских концепций установок для запуска и возвращения беспилотных аппаратов, в которых будут учтены последние разработки в области перевозки легких грузов и технологий взаимодействия». Под «технологиями взаимодействия» имеется в виду объявленная в мае этого года инициатива DARPA по созданию программного обеспечения для дронов, которое позволит им автоматически координировать действия относительно друг друга.
Предложение должно удовлетворять трем параметрам: во-первых, в конструкцию транспортного самолета предлагается вносить минимум изменений; во-вторых, авторы проекта должны определить, в каких ситуациях систему можно будет использовать; и в-третьих, ее разработка и внедрение не должно занять более четырех лет. Агентство заинтересовано не только в заявках профессионалов, но и готово рассмотреть предложения общественности.
Кадр из фильма «Мстители». Источник: Marvel Studios
Кадр из фильма «Мстители». Источник: Marvel Studios
Идея летающих авианосцев не нова — в начале XX века в качестве «кораблей-маток» использовались дирижабли. Например, в 1930-е годы на вооружении ВВС США были два цеппелина Akron и Macron, оборудованные ангарами, в которых могли находиться несколько бипланов Curtiss F9C Sparrowhawk.
Самолеты запускались и заходили на борт дирижабля с помощью специальной трапецеидальной балки. F9C был оснащен «вешалкой», цеплявшейся за крюк на подъемном механизме. Как и многие другие цеппелины, Macron и Akron погибли не в бою, а попав в бурю.
В июне 1931 года начались работы над советским проектом «Звено». В его рамках разрабатывалась система, позволяющая тяжелым самолетам доставлять несколько легких истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия. В качестве авианосцев в «Звене» использовались бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Они могли нести до пяти истребителей, крепившихся на крыле, под крылом и на фюзеляже.
Подобные «Звену» проекты разрабатывали в США и Германии, но они были признаны небезопасными, после чего их свернули. В 1950-х годах идея вывода истребителей на позиции с помощью тяжелого самолета вновь рассматривалась американскими вооруженными силами. Эти проекты, впрочем, были закрыты после успешной демонстрации возможности дозаправки в воздухе.
Многие могут в связи с описанной выше инициативой DARPA, вспомнить так называемый геликарриер из фильма «Мстители» — морской корабль-авианосец, оборудованный четырьмя турбинами, поднимающими его в воздух. Как пояснили в Пентагоне, пока подобный аппарат создать не получится.
По словам неназванного официального лица из Командования авиационных систем ВМС США, на разработку и поддержание такого корабля нужно будет такое огромное количество денег, которых просто нет в американском военном бюджете. «Величина турбин, необходимых для подъема авианосца, их количество, топливо, необходимое для его движения, — все это в сумме делает создание такой системы невозможным», — цитирует его издание Livescience.
темы
4 мин