По состоянию на 8 июля 10:30
Заболевших700 792
За последние сутки6 562
Выздоровело 472 511
Умерло10 667
В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Вокруг солнечного света

Созданный для кругосветного путешествия самолет на солнечных батареях совершил первый полет

Артем Асташенков
2 июня, 2014 20:54
3 мин
Испытательный полет самолета Solar Impulse 2 в Швейцарии. Фото: Denis Balibouse / POOL / EPA / ИТАР-ТАСС
Самолет Solar Impulse 2, по утверждению разработчиков, способный находиться в воздухе бесконечно, впервые взлетел в понедельник, 2 июня, сообщает Би-би-си. В свой первый полет Solar Impulse 2 отправился с летного поля в черте швейцарского города Пейерн в 05:35 по местному времени (07:35 мск). Под управлением летчика-испытателя Маркуса Шердела самолет поднялся на 1,8 тысячи метров и произвел несколько тестовых маневров для проверки устойчивости конструкции. Всего воздушное судно провело в небе два часа, используя исключительно энергию Солнца.
Solar Impulse 2 (HB-SIB) стал развитием концепции бестопливного самолета Solar Impulse («Солнечный импульс», HB-SIA), дебютировавшего в 2009 году. В 2010 году он совершил первый в истории пилотируемых летательных аппаратов на солнечных батареях ночной полет. Одновременно HB-SIA установил три рекорда, в том числе по продолжительности полета — 26 часов 10 минут 19 секунд — и его высоте — 9 тысяч 235 метров.
Летом 2012 года прототип HB-SIA совершил первый трансконтинентальный перелет из Швейцарии в Марокко и побил еще два рекорда по дальности полета. В 2013 году солнечный самолет пересек США от побережья до побережья. На это понадобилось более двух месяцев и шесть 20-часовых «прыжков» с большими перерывами.
Первый Solar Impulse был пробной моделью. Целью разработчиков с самого начала был самолет, способный совершить кругосветное путешествие. По этой причине HB-SIA, при всей его революционности, представлял собой лишь инновационное применение уже существующих технологий. Для создания HB-SIB пришлось разработать принципиально новые материалы.
Практически весь корпус HB-SIB изготовлен из нового типа углеродных волокон. Это позволило добиться относительно небольшой массы при огромных размерах: размах крыльев Solar Impulse 2 составляет 72 метра, что больше, чем у Boeing 747-8I (ширина HB-SIA была «всего» 63,4 метра — больше Airbus A330).
Масса HB-SIB составляет 2,3 тысячи килограмм. 633 из них приходится на литиевые батареи, энергоемкость которых также была увеличена за счет принципиально новых электролитов. Оставшаяся масса приходится на крылья, покрытые 17 тысячами фотоэлектронных ячеек, четыре двигателя, позволяющие развить скорость до 140 километров в час, и одноместную кабину объемом 3,8 кубического метра.
В идеале самолет на солнечных батареях должен лететь выше облаков, чтобы всегда вырабатывать электричество. Однако это потребует герметизации кабины и поддержания постоянного давления, что, в свою очередь, увеличит массу летательного аппарата. В случае HB-SIB конструкцию и материалы пришлось существенно изменить всего лишь ради того, чтобы на борту хватило места для откидывающегося кресла, — продолжительность полета HB-SIA была серьезно ограничена выносливостью пилота.
Когда Solar Impulse 2 отправится в свое кругосветное путешествие, он по-прежнему будет лавировать между облаков, а авиатору придется делать регулярные передышки на земле, хотя уже не так часто. На этот раз пилот будет находиться в воздухе до шести суток подряд, чтобы пересечь два океана.  Ему предстоит выносить перепады температуры от -40 до +40 градусов, а из «удобств» кабина вместит лишь шесть баллонов с кислородом, парашют, спасательный плот и запас пищи и воды на неделю, а также кресло, трансформирующееся в мат для зарядки или надувную кровать.
Кругосветный полет начнется в марте 2015 года и займет пять месяцев. Авторы проекта, Бертран Пиккард и Андре Боршберг, планируют преодолеть 35 тысяч километров за 500 часов. Пилоты будут сменять друг друга во время передышек в Индии, Мьянме, Китае, США и Южной Европе либо Северной Африке. Они намерены уложиться в десять «пересадок». Путешествие начнется и закончится в одной из стран Персидского залива.
темы
3 мин