Новости – В мире












В мире
Вмешательство создателя

Фото: Jonathan Ernst / Reuters
Минобороны США потратило $18 млн на манипуляции и пропаганду в Twitter
9 июля, 2014 08:09
5 мин
Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) финансировало многочисленные разработки в управлении распространением информации в социальных сетях, пишет Guardian. Спектр наблюдений и экспериментов далеко выходит за пределы скандальных манипуляций эмоциями пользователей Facebook.
В марте научный журнал Proceedings of National Academy of Sciences опубликовал исследование, в рамках которого ученые изменяли эмоциональные слова в сообщениях, просмотренных в течение недели 700 тысячами ничего не подозревающих пользователей Facebook. Экспериментаторы пришли к выводу, что таким методом можно не только повлиять на психологическое состояние одного человека, но и заставить какую-либо эмоцию распространяться как инфекцию по его кругу общения.
О том, что пользователи станут подопытными, Facebook их не предупреждала. Столкнувшись с критикой, администрация социальной сети сослалась на свое соглашение о предоставлении услуг, но позже выяснилось, что пункт о праве на проведение исследований добавили задним числом — он появился лишь через четыре месяца после эксперимента. На сайте Корнелльского университета, где работают авторы исследования, говорилось о финансировании проекта Министерством обороны США, но позже эта информация была удалена как «ошибочная».
На фоне информации о возможном отношении военных к ситуации вокруг Facebook журналисты Guardian изучили другие проекты Пентагона. Незадолго до скандала агентство DARPA опубликовало отчет от проекте «Социальные медиа в стратегических коммуникациях» (SMISC). Через компанию IBM, Технологический институт Джорджии и Индианский университет DARPA оплатила исследования соцсетей в общей сложности на $18,5 млн.
DARPA больше известна разработкой роботов, экзоскелетов и систем слежения. В стенах агентства начал свою жизнь интернет. Но в данном случае американских военных интересовали методы психологических операций (пропаганды и контрпропаганды), применимые к социальным сетям. Проект появился в 2011 году, в разгар «арабской весны», проиллюстрировавшей роль «новых медиа» в общественной жизни.

Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters
Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters, архив
На сегодняшний день для SMISC было написано несколько десятков работ. Большинство касается механизмов распространения информации и эмоций в социальных сетях: исследования охватывают, в частности, Twitter, Facebook, Reddit, Pinterest, Kickstarter и Digg. Ученые анализировали как современную активность на этих сайтах, так и прошедшие события — эпизоды «арабской весны», акции Occupy Wall Street и так далее.
Самые «безобидные» исследования сводились к наблюдению и анализу. Одна группа, например, изучала, как распространяются и к чему приводят сообщения, размещенные популярными звездами — Леди Гагой и Джастином Бибером. Другая группа следила за 2,4 тысячи пользователей Twitter с Ближнего Востока, чтобы понять структуру их связей. Третья разрабатывала автоматизированные алгоритмы оценки степени знакомства и отношения людей друг к другу. Четвертая работала над аналогичной системой, которая бы фиксировала позиции пользователей по ключевым вопросам.
Исследователи пытались разобраться, как распространяются и закрепляются мемы, что делает контент «вирусным». Ученые из Технологического института Джорджии учились отфильтровывать дезинформацию на собственной модели соцсети под названием FaceFriend. Все это в перспективе должно позволить Министерству обороны «вбрасывать» информацию оптимальным образом. Как стало известно благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, АНБ и британская спецслужба GCHQ содержат спецподразделения, в чьи задачи входит дискредитация противника в сети.
Некоторые исследовательские группы не ограничились пассивным наблюдением. Чтобы проверить свои теории, ученые из Университета Юты вбрасывали 3761 отобранному пользователю Twitter свою информацию о птичьем гриппе: они работали над механизмами «вовлечения» людей в интернете. Их алгоритмы должны автоматически определять, кому будет интересно некоторое сообщение и с какой вероятностью он распространит его дальше, а также оптимально подбирать момент контакта.
Самый масштабный эксперимент такого рода, однако, был проведен не на деньги DARPA. В апреле 2014 года стало известно, что агентство USAID через подставные фирмы создало и два года содержало на Кубе аналог социальной сети Twitter. Со временем его предполагалось использовать, чтобы подтолкнуть протестные группы к действиям против режима братьев Кастро. Из-за нехватки финансирования проект неожиданно для пользователей закрылся в 2012 году, но по его образцу Госдепартамент создал порталы в Пакистане, Афганистане, Кении и готовится открыть следующие в Нигерии и Зимбабве.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости