Вмешательство создателя
3 мин чтения
Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Минобороны США потратило $18 млн на манипуляции и пропаганду в Twitter

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) финансировало многочисленные разработки в управлении распространением информации в социальных сетях, пишет Guardian. Спектр наблюдений и экспериментов далеко выходит за пределы скандальных манипуляций эмоциями пользователей Facebook.

В марте научный журнал Proceedings of National Academy of Sciences опубликовал исследование, в рамках которого ученые изменяли эмоциональные слова в сообщениях, просмотренных в течение недели 700 тысячами ничего не подозревающих пользователей Facebook. Экспериментаторы пришли к выводу, что таким методом можно не только повлиять на психологическое состояние одного человека, но и заставить какую-либо эмоцию распространяться как инфекцию по его кругу общения.

О том, что пользователи станут подопытными, Facebook их не предупреждала. Столкнувшись с критикой, администрация социальной сети сослалась на свое соглашение о предоставлении услуг, но позже выяснилось, что пункт о праве на проведение исследований добавили задним числом — он появился лишь через четыре месяца после эксперимента. На сайте Корнелльского университета, где работают авторы исследования, говорилось о финансировании проекта Министерством обороны США, но позже эта информация была удалена как «ошибочная».

На фоне информации о возможном отношении военных к ситуации вокруг Facebook журналисты Guardian изучили другие проекты Пентагона. Незадолго до скандала агентство DARPA опубликовало отчет от проекте «Социальные медиа в стратегических коммуникациях» (SMISC). Через компанию IBM, Технологический институт Джорджии и Индианский университет DARPA оплатила исследования соцсетей в общей сложности на $18,5 млн.

DARPA больше известна разработкой роботов, экзоскелетов и систем слежения. В стенах агентства начал свою жизнь интернет. Но в данном случае американских военных интересовали методы психологических операций (пропаганды и контрпропаганды), применимые к социальным сетям. Проект появился в 2011 году, в разгар «арабской весны», проиллюстрировавшей роль «новых медиа» в общественной жизни.

Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters

Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters, архив

На сегодняшний день для SMISC было написано несколько десятков работ. Большинство касается механизмов распространения информации и эмоций в социальных сетях: исследования охватывают, в частности, Twitter, Facebook, Reddit, Pinterest, Kickstarter и Digg. Ученые анализировали как современную активность на этих сайтах, так и прошедшие события — эпизоды «арабской весны», акции Occupy Wall Street и так далее.

Самые «безобидные» исследования сводились к наблюдению и анализу. Одна группа, например, изучала, как распространяются и к чему приводят сообщения, размещенные популярными звездами — Леди Гагой и Джастином Бибером. Другая группа следила за 2,4 тысячи пользователей Twitter с Ближнего Востока, чтобы понять структуру их связей. Третья разрабатывала автоматизированные алгоритмы оценки степени знакомства и отношения людей друг к другу. Четвертая работала над аналогичной системой, которая бы фиксировала позиции пользователей по ключевым вопросам.

Исследователи пытались разобраться, как распространяются и закрепляются мемы, что делает контент «вирусным». Ученые из Технологического института Джорджии учились отфильтровывать дезинформацию на собственной модели соцсети под названием FaceFriend. Все это в перспективе должно позволить Министерству обороны «вбрасывать» информацию оптимальным образом. Как стало известно благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, АНБ и британская спецслужба GCHQ содержат спецподразделения, в чьи задачи входит дискредитация противника в сети.

Некоторые исследовательские группы не ограничились пассивным наблюдением. Чтобы проверить свои теории, ученые из Университета Юты вбрасывали 3761 отобранному пользователю Twitter свою информацию о птичьем гриппе: они работали над механизмами «вовлечения» людей в интернете. Их алгоритмы должны автоматически определять, кому будет интересно некоторое сообщение и с какой вероятностью он распространит его дальше, а также оптимально подбирать момент контакта.

Самый масштабный эксперимент такого рода, однако, был проведен не на деньги DARPA. В апреле 2014 года стало известно, что агентство USAID через подставные фирмы создало и два года содержало на Кубе аналог социальной сети Twitter. Со временем его предполагалось использовать, чтобы подтолкнуть протестные группы к действиям против режима братьев Кастро. Из-за нехватки финансирования проект неожиданно для пользователей закрылся в 2012 году, но по его образцу Госдепартамент создал порталы в Пакистане, Афганистане, Кении и готовится открыть следующие в Нигерии и Зимбабве.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Око за око Далее в рубрике Око за окоИзраиль и палестинские боевики обмениваются ракетно-бомбовыми ударами; израильтяне готовятся к широкомасштабной наземной операции Читайте в рубрике «Политика» Как Елизавета Петровна отменяла смертную казньКнига историка Константина Писаренко — реестр достижений, провалов и феноменов царствования Елизаветы Петровны Как Елизавета Петровна отменяла смертную казнь
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
09 июля 2014, 14:44
А в Фейсбуке тоже проводили скрытые исследования на 700 тысяч аккаунтов, предпочтения по кликам изучали..

.. в принципе ничего страшного для пользователя здесь нет, просто человеку свойственно обижаться, когда на нем ставят втихаря эксперименты любого толка....
09 июля 2014, 19:39
Дело не в обиде простого человека,а в том,что Большой Сэм пытается найти точки воздействия на миллионы людей,не относящиеся к его юрисдикции. Нарушая нормы международного права и невмешательства в политику и развитие десятков стран.
09 июля 2014, 12:57
Спасибо за инфу, утащу себе в пост. А насчет твиттера я никогда и не сомневался, что еще одни шпионский инструмент амеры внедрили, но ведь полезная штука))
09 июля 2014, 12:39
Это скандал,хотя и ожидаемый. Почему об этом нам ещё раньше не рассказал Сноуден? А вообще все эти фейсбуки и твиттеры придуманы для лёгкого сбора информации о людях,ведь они доверчивые соглашаются на сбор личной информации взамен удовольствия поиграть в глупую игрушку.
09 июля 2014, 15:10
Думаю, что не столько для сбора инфы, сколько именно для пропаганды собственный идей и настроений, для манипуляции общественным сознанием!
09 июля 2014, 15:26
почему скандал, просто анализировали взаимоотношения участников еще одной социальной сети, любая разведка должна заниматься данной проблематикой. Но конкретно по твитеру, как древний пользователь твиттера, могу сказать, что все это тлен, в этом сервисе коротких сообщений, слишком часто меняются темы для бесед, еще утром говорили о футболе, после обеда дискурс сместился в совершенно другое русло, река времени, а не твитер
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!