Новости – В мире
В мире
Ушел из жизни один из основателей современного медиарынка страны
Михаил Лесин. Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / фото из архива / ТАСС
Михаил Лесин 5 ноября был обнаружен мертвым в номере вашингтонского отеля Dupont Circle
7 ноября, 2015 22:30
8 мин
Американские власти известили посольство России в Вашингтоне о произошедшем. Российские дипломаты сотрудничают с правоохранительными органами США по делу о смерти Лесина. Предварительно сообщалось, что причина смерти ― сердечный приступ. Михаилу Лесину было 57 лет.
За свою карьеру Михаил Лесин сменил множество должностей. Но так или иначе главной сферой его интересов было телевидение вообще и возможности его продажи в частности. Будучи по образованию инженером-строителем, Михаил Лесин уже через четыре года после окончания института становится заместителем директора по производству телевизионных программ Творческого производственного объединения «Игра — техника». И это было не случайно: его интерес к шоу-бизнесу и телевидению проявился еще в Московском инженерно-строительном институте имени Куйбышева (МИСИ). Именно там Михаил Лесин увлекся КВН, а позже он стал директором юмористической телепрограммы «Веселые ребята». В 1990-м он уже директор Молодежного творческого производственного объединения «РТВ».
Лесина всегда интересовала не только творческая сторона телевидения. В конце 80-х в СМИ происходили принципиальные изменения. Финансировать те же телепрограммы продолжало государство, но на экране появилась и реклама. Сложилась ситуация, когда за одно и то же платили из двух источников. Красота! На различных каналах доходы от рекламы попадали в разные руки, на разных уровнях менеджмента и по-разному же использовались. Кто-то из руководителей (порой это были руководители творческих объединений или просто редакторы программ) тупо клал деньги в карман, кто-то расширял свое присутствие на экране созданием нового продукта (из этих-то и вышла основная плеяда телепродюсеров). Кто-то делал и то и другое. Но умные люди уже тогда поняли: долго это не продлится, грядет совершенно другая, абсолютно новая концепция финансирования отечественного телевидения. И одним из них, несомненно, был Михаил Лесин.
Михаил Лесин вместе с Юрием Заполем, другом и коллегой по команде КВН, основал в 1987 году рекламное агентство по продаже рекламы и, стало быть, по финансированию телеканалов. Долгое время оно именовалось «Видео Интернешнл», сейчас называется Vi. За эти годы предприятие практически превратилось в монополиста по продаже рекламы не только на большинстве главных телеканалов страны, но и в регионах. В конце 90-х годов «Видео Интернешнл» собрало вокруг себя уникальную команду копирайтеров, режиссеров, авторов сценария, продавцов рекламного времени и маркетологов. Призы с международных фестивалей рекламы посыпались один за другим.
Но уходить в рекламный бизнес Михаил Лесин никогда не собирался ― он всегда присутствовал рядом, имея возможности контроля и влияния. В 1993 году у Лесина начинается стремительная и, хотя ему всегда было грех жаловаться на медлительность своего продвижения наверх, уж точно головокружительная карьера. Вначале он становится начальником коммерческого отдела, заместителем генерального директора, а потом уже и генеральным директором телекомпании «ТВ Новости» РИА «Новости».
Новая должность позволила активно включиться в очередную предвыборную кампанию президента Бориса Ельцина. Говорят, что слоган «Голосуй сердцем» и ролики «Верю, люблю, надеюсь» придумал именно он. Поэтому неудивительно, что 1996 год Михаил Лесин встретил в качестве начальника Управления президента Российской Федерации по связям с общественностью. Еще только один год ― и он первый заместитель председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).
Борис Ельцин (слева) беседует с Михаилом Лесиным (справа) в холле санатория «Барвиха» 1996 г. Фото: А.Соколов / РИА Новости
В это время по инициативе Лесина к ВГТРК были присоединены многочисленные государственные телестудии в регионах и радио «Маяк». И ведь как государственное предприятие ВГТРК по-прежнему продолжала субсидироваться также и из бюджета. А какие рекламные доходы, например, у магаданской областной студии ТВ? Как результат, образовался гигантский информационный государственный медиахолдинг одновременно и с бюджетным, и с рекламным финансированием. То, что было в конце наивных 80-х полузаконным и распыленным по многим участникам дележа телепирога, приобрело одного хозяина и вполне респектабельную, законную основу своей деятельности.
Впрочем, телехолдингу это пошло только на пользу. Однако эти события вызывали сильное раздражение у коллег по цеху. Так, генеральный директор ОРТ Ксения Пономарева с нескрываемым разочарованием констатировала: «Это дело, конечно, государственное. Но все-таки есть грань приличия. Когда один из чиновников ВГТРК Михаил Лесин по совместительству — опосредованный лидер крупнейшей рекламной группы, то это называется недобросовестной конкуренцией».
С должности первого зама председателя ВГТРК через какие-то два года Лесин переходит на работу в правительство ― он уже министр Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. На этой должности Михаил Лесин провернул свое, пожалуй, самое крупное политическое дело, в результате которого активы «Медиа-Моста» Владимира Гусинского перешли в «Газпром». Часто это мероприятие любят именовать как «разгром старого НТВ».
С апреля 2004 по ноябрь 2009 года Михаил Лесин ― опять советник президента Российской Федерации. Именно тогда ему пришла удачная, как теперь выяснилось, мысль организовать канал Russia Today, или теперь RT.
Но здесь карьерный взлет дал некий сбой. 18 ноября 2009 года указом президента Российской Федерации Михаил Лесин освобожден от должности с формулировкой «по его просьбе». Агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в администрации президента России поведало, что освобожден он от должности за «систематические дисциплинарные нарушения» и «несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего». Эксперты и участники рынка называли причиной отставки излишнюю активность Михаила Лесина в бизнесе, которая «провоцировала конфликт интересов». Впрочем, странно, что это было замечено только тогда, ― Михаил Лесин всегда был чрезвычайно деловым, энергичным и хватким менеджером. Но политика дело ведь тонкое.
К тому же Михаил Лесин оказался в центре скандала с переделом рекламного рынка. Говорят, что именно с подачи Михаила Лесина РЕН ТВ и «Пятый канал» решили, что продавать рекламу в их эфире будет не «Газпром-Медиа», а, конечно же, «Видео Интернешнл». «Газпром-Медиа», в свою очередь, имея доступ во все кремлевские кабинеты, прямо обратилось к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, и тот уволил автора сей креативной идеи. Уже через два месяца Государственная дума исправила закон «О рекламе» таким образом, что доля «Видео Интернешнл» стала составлять только 35% от рекламных бюджетов общероссийских телеканалов. Корпорация чуть было не закончила свое существование, но смогла найти выход. А сам Михаил Лесин уехал в США, где занимался хобби и помогал сыну покорять Голливуд.
Но уже в 2013 году Михаил Лесин снова в Москве, снова у руля. На сей раз он сменил Николая Сенкевича на посту руководителя «Газпром-Медиа», против которой еще недавно интриговал. В активах «Газпром-Медиа» уже через небольшое время оказались такие ресурсы, как кинокомпания «Централ Партнершип», телеканалы «ТВ3», «Пятница», «2х2», радиостанции «Авторадио» и «Юмор FМ», а также производитель сериалов «Реальные пацаны», «Воронины», «Восьмидесятые». И заодно новый руководитель уволил генерального директора радиостанции «Эхо Москвы» Юрия Федутинова. С редакцией нашей самой передовой радиостанции случился долгоиграющий конфликт, выплеснувшийся на публику. Михаилом Лесиным была возрождена премия ТЭФИ, создан Индустриальный комитет по телеизмерениям, который должен был определять святая святых ― телерейтинги, да так, чтобы никто не подкопался.
Итак, Михаил Лесин опять на коне, опять у интересного дела, опять излучает свою недюжинную энергетику. Но 15 января 2015 года, не проработав в новой интересной должности и двух лет, он подает в отставку и опять уезжает в США. Источник любой человеческой энергетики не безграничен. К тому же, как говорят очень многие наблюдатели, после возвращения к делам недоброжелатели (их всегда было много, а при новой должности стало еще больше) начали более активно и беззастенчиво досаждать Михаилу Лесину. А сил и, может быть, былых возможностей уже не было.
Оставим истории оценку деятельности Михаила Лесина. Отметим лишь, что ушел талантливый менеджер, который одним из первых понял (и об этом уже говорили при его жизни), что телевизионная программа имеет не пропагандистское или культурологическое значение и смысл, а это всего лишь только товар, который продается и покупается.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости