Новости – В мире












В мире
«Украина будет в Европе без Януковича»

Андрей Сенченко. Фото: free-crimea.info
Депутат Верховной Рады Андрей Сенченко рассказал «Русской планете», каким оппозиция видит финал Евромайдана
3 декабря, 2013 21:17
4 мин
Во вторник 3 декабря Верховная Рада Украины не поддержала предложенный оппозиционными партиями проект постановления с требованием отставки правительства премьер-министра Николая Азарова. Провал планов оппозиции по отставке правительства вызвал возобновление уличных протестов в Киеве. На митингах к требованию возобновить процесс интеграции Украины с Евросоюзом прибавилось еще одно — об отставке президента Виктора Януковича.
О том, чем может для Украины закончиться Евромайдан, «Русской планете» рассказал депутат Верховной Рады, член оппозиционного объединения «Батькивщина» Андрей Сенченко
У власти была возможность начать диалог с оппозицией и таким образом начать выходить из глубокого политического кризиса, но она не захотела этим воспользоваться. И то, как власти отреагировали на предложенный оппозицией вариант решения при помощи отставки правительства, сигнализирует о том, что президент Янукович взял на себя стопроцентную ответственность за происходящее.
То, что за три года его правления власть была абсолютно сконцентрирована в его руках, сегодня еще раз подтвердилось. Мы знали, что есть разные настроения во фракциях и в Партии регионов, но они сейчас однозначно выполняют команду, которая поступила от президента. В результате голосование получилось именно таким. За все дальнейшие события теперь отвечает лично он.

Виктор Янукович, 2 декабря 2013 года. Фото: Мосиенко Андрей / ИТАР-ТАСС
Президент, таким образом, не идет на диалог не с оппозицией, а с народом. Потому что сегодня это не просто борьба различных политических партий, это просто пропасть, которая образовалась между действующей властью, сконцентрированной в руках Януковича, и 45 млн гражданами Украины.
В принципе, Верховная Рада может вернуться и к вопросу об отставке Азарова, и для этого достаточно лишь команды президента, и это можно было бы сделать и завтра. Но пока он ничего такого не сказал, а надо принимать кардинальные решения, косметикой происходящее уже не вылечишь.
Люди, стоящие не только на Майдане, но и по всей Украине требуют изменений в стране. В первую очередь, речь идет о соблюдении законов, прав человека, возврате страны на демократический путь развития. Граждане требуют, чтобы выполнялся закон, которым закреплена европейская ориентация внешней политики страны, и должны приниматься соответствующие действия. Они требуют реальных методов борьбы с коррупцией, восстановления экономики и элементарной системы социальных гарантий, которая на данный момент не работает вообще. Мы людей в этом абсолютно поддерживаем и в этом направлении будем действовать.
Если Янукович не хочет, чтобы Украина была в Европе, значит, Украина будет в Европе без Януковича. Вопрос об импичменте уже стоит на повестке дня. Ребром он встал после сегодняшнего голосования в Раде.
Если бы сегодня парламент смог выступить эффективным арбитром в сложившейся ситуации, то тогда имело бы смысл сохранять этот парламент. А коль скоро так себя сейчас ведет большинство в нем, то, я думаю, вполне реально на повестке дня стоит и вопрос о досрочных выборах в Раду и о досрочных выборах президента. Потому что правительство в том состоянии, в котором оно сейчас представлено, попросту крадет наше будущее. И возмущенные люди могут дойти до того, что просто вынесут всех из их кабинетов.
Сейчас речь идет о политико-правовых решениях сложившейся в стране ситуации. Потому что из сегодняшнего кризиса выйти при абсолютном следовании нормам регламента парламента невозможно.
Во власти сегодня находятся люди, которые имеют определенный опыт, и они отдают себе отчет в том, во что они играют с народом. Всегда, когда шатается власть, политические спекулянты у власти начинают заниматься сталкиванием людей лбами, сталкиванием левого и правого берега Днепра или, как у нас в Крыму, сталкиванием по вере.
Но, я думаю, украинское общество в состоянии адекватно оценить такие действия и не поддаваться на провокации. При этом я хочу добавить, что мы в соответствии с законом спросим со всех, кто затевает подобные игры с угрозой раскола страны. Спрос будет не такой, как в случае с Северодонецком в 2004 году. (В 2004 году в Северодонецке Луганской области проходил съезд сепаратистов, на котором оппоненты Оранжевой революции требовали разъединения Украины на две части. Позже основные спикеры съезда проходили по уголовным делам по призывам о расколе страны. — РП.)
Сейчас уже есть такие попытки и разговоры, например, в конфликт втягивают крымский парламент. При этом правительство и президент должны себе отдавать отчет в том, что Крым — это очень сложный регион и узел напряжения в части межнациональных отношений. Там есть ваххабитские течения, которые крайне сложно себя ведут. Есть проблема Черноморского флота. И то, что власть в это начинает играть, — это абсолютно безответственные действия, и отвечать за это придется по всей строгости закона.
Евроинтеграция — это выбор украинского народа. У нас любая социология говорит о том, что значительное большинство граждан страны поддерживает именно этот выбор. В этом смысле мы совершенно не противопоставляем евроинтеграцию нормальным отношениям с Россией. Я уверен, что на человеческом уровне наши люди в своих отношениях разберутся раньше, чем это сделают политики.
Сейчас есть определенная дорожная карта, и к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом можно вернуться. Я совершенно не разделяю драматической точки зрения о том, что это означает разрыв экономических отношений с Россией. Это, скорее, простая политическая риторика.
Дальше, безусловно, надо работать по параллельным линиям, над безвизовым режимом и в дальнейшем приходить к полноценному членству в Объединенной Европе. И темп решения этой задачи зависит от того, насколько эффективно будут проходить в стране реформы и насколько будет меняться общество и власть.
Первостепенной причиной отказа подписывать ассоциацию с ЕС послужил Янукович. Можно сколько угодно говорить об экономическом давлении со стороны России, но безысходности в этом вопросе у президента абсолютно не было.
Сначала Янукович настроил всех в правительстве на ассоциацию, а затем буквально через две недели он изменил свое отношение к этому. Потому все происходило под ковром, и мы не считаем, что так может действовать президент. Я думаю, что в значительной степени он действовал в своих интересах, а не в интересах страны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости