В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Угроза сзади

Новый военный лазерный комплекс, установленный на борту самолета, позволяет сбивать объекты, летящие позади него
Владимир Лактанов
2 мин
Лазерная пушка Aero-adaptive Aero-optic Beam Control. Фото: Air Force Research Laboratory
Компания Lockheed Martin объявила об успешном завершении первого цикла испытаний лазерной турели нового поколения, установленной на борту самолета. Фирма разрабатывает установку совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США и Университетом Нотр-Дам по заказу Агентства перспективных исследований МО США (DARPA). Во время испытаний, проходивших в небе над штатом Мичиган, экспериментальный самолет совершил восемь вылетов.
На его борту была установлена новая лазерная пушка под названием Aero-adaptive Aero-optic Beam Control (ABC), позволяющая направлять луч практически под любым углом. В будущем эта система сможет перехватывать ракеты, летящие как над самолетом, так и под ним, а также и позади него.
Программное обеспечение и система оптической стабилизации, разработанные Lockheed Martin, позволяют скомпенсировать эффект турбулентности, возникающий из-за того, что боевая часть лазера выступает из фюзеляжа летательного аппарата. По словам Дуга Грэхема, вице-президента по перспективным программам компании, первые испытания позволили с уверенностью говорить о жизнеспособности предложенной конфигурации турели.
DARPA выделило $9,5 млн на программу разработки самолетного лазера ABC в январе 2013 года. Ее основной целью является создание установки, способной сбивать цели, подходящие с хвоста воздушного суда.
ABC представляет собой твердотельный лазер, способный выдавать лишь кратковременные импульсы. В отличие от него, самолетный жидкостный лазер HELLADS, разработка которого также ведется на деньги DARPA, может поддерживать постоянную работу луча. Проблема такого устройства аппарата заключается в том, что для установки этого типа обычно требуется массивная система охлаждения, занимающая много места.
Мобильная лазерная установка HEL MD. Источник: Boeing
Задачей проекта HELLADS является создание комплекса, обладающего мощностью 150 кВт при максимальном весе 750 кг и объеме 2 квадратных метра. Компактные габариты позволят ему помещаться в реактивном истребителе или даже в армейском автомобиле HMMWV. Прежде всего, он предназначен для сбивания ракет «земля-воздух», а также гранат, выпущенных из гранатомета.
Помимо самолетных лазеров, подрядчики DARPA активно испытывают и наземные установки. Недавно компания Boeing заявила о том, что разработанный ею комплекс High Energy Laser Mobile Demonstrator (HEL MD), предназначенный для установки на военных грузовиках, способен работать в неблагоприятных погодных условиях.
В экспериментальной установке используется лазер мощностью 10 кВт, причем в боевой модели она будет существенно выше. Условный «залп» лазерного комплекса происходит благодаря фокусировке светового луча на движущемся объекте до тех пор, пока тот не загорится.
Первым самолетом, с помощью которого американские военные проводили систематические испытания боевого лазера, стал модифицированный «Боинг-747» YAL-1. На нем был установлен химический лазер COIL, предназначенный для уничтожения тактических ракет, а также три вспомогательных лазера, позволявших наводить основной лазер на цель.
Огромная боевая установка ABL, состоящая из множества компонентов, крепилась в носовой части самолета. После того как ее инфракрасные сенсоры обнаруживали цель, три маломощных лазера оценивали расстояние до объекта, его скорость и турбулентность воздуха. COIL был способен генерировать импульсы продолжительностью три-пять секунд. Этого было достаточно для того, чтобы сбить ту или иную экспериментальную цель.
После серии удачных испытаний самолета и установки в 2011 году YAL-1 был успешно использован для уничтожения баллистической ракеты. Сразу после этого программу решено было свернуть. В 2012 году финансирование проекта заморозили, а летательный аппарат был списан на военное «кладбище самолетов» в штате Аризона.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин