Новости – В мире












В мире
Твой друг — урюк

Продажа фруктов на Дорогомиловском рынке в Москве, август 2014 года. Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС
Россия планирует восполнить дефицит овощей и фруктов на рынке за счет увеличения импорта из стран Средней Азии. Однако для этого придется поступиться качеством продуктов
13 августа, 2014 17:00
16 мин
9 августа министр сельского хозяйства России Николай Федоров представил список новых стран-импортеров, чья продукция может заменить товары из США и стран ЕС. Среди них оказалось и несколько стран Средней Азии — Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, которые Федоров охарактеризовал как перспективные в плане импорта овощей и фруктов.
Власти всех трех среднеазиатских республик заявили, что готовы увеличить экспорт своей сельскохозяйственной продукции в Россию сразу в несколько раз. Однако для того, чтобы это сделать, этим странам придется решить множество проблем, первая из которых: как повысить качество своих товаров и соответствовать нормам, установленным Таможенным союзом.
Киргизия
После введения Россельхознадзором эмбарго на ввоз некоторых европейских товаров в республике выступили с инициативой увеличить поставки своей сельхозпродукции в Россию. В частности, премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев говорил, что теперь республика будет усиливать свой экспортный потенциал.
Затем 12 августа выступил заместитель министра сельского хозяйства Киргизии Эркинбек Чодуев, сообщив, что республика намерена увеличить экспорт своей сельхозпродукции в Россию. Он добавил, что соответствующее предложение уже направлено руководству агропромышленного комплекса Свердловской и Новосибирской областей.
По словам Чодуева, после создания Таможенного союза, членом которого Киргизия пока не является, объемы поставок в Россию из республики снизились: если в 2008 году экспорт Киргизии в Россию составлял 195 тысяч тонн сельхозпродукции на сумму $219 млн, то к 2013 году он упал до 13,5 тысячи тонн.
Теперь же страна намерена в ближайшее время увеличить экспорт в Россию до 30 тысяч тонн. В частности, Киргизия планирует поставлять в Россию овощи (лук и капусту), фрукты (абрикосы и яблоки), сухофрукты и корнеплоды (морковь и картофель). А если Россельхознадзор снимет эмбарго на киргизскую продукцию животноводства, то республика увеличит объемы экспорта только этой категории товаров до 50 тысяч тонн.
В то же время в Министерстве сельского хозяйства Киргизии «Интерфаксу» сообщили другие цифры по экспорту Киргизских продуктов в Россию. По данным ведомства, в 2012 году объем поставок сельхозпродукции из республики составил 13 тысяч тонн, а уже в 2013 году — всего 7,5 тысячи тонн.
В Минсельхозе также отмечали, что Киргизия готова возобновить прежние объемы поставок и увеличить свой экспорт в Россию до 200 тысяч тонн сельхозпродукции ежегодно. Однако для этого потребуется снижение барьеров Таможенного союза для ввоза фруктов и овощей, добавили в ведомстве, где сейчас готовят официальное письмо в Минсельхоз России с соответствующей просьбой.
«Фрукты и овощи не нужно так тщательно проверять, ведь они не могут представлять угрозу для здоровья человека, даже если испортятся. Поэтому мы решили, что можно попросить Россию разрешить считать годной ту сертификацию, которую выдают наша фитосанитарная служба», — сказали в министерстве.
При этом Чодуев в своем заявлении говорил о необходимости строительства в республике лаборатории по сертификации, создание которой прописано в «дорожной карте» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу. В Минсельхозе же считают, что, хотя ветеринарные службы и республиканская лаборатория для проверки животных и мяса не имеют международной сертификации, они способны проводить качественные исследования.
Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что для Бишкека сейчас открывается новое окно возможностей, и как они этим воспользуются — зависит от правительства.
«Киргизское правительство сейчас в определенном смысле не совсем дееспособно, оно недавно сформировано, ему только сто дней. С другой стороны, это общая проблема для всех центрально-азиатских государств. Во-вторых, сейчас лето, расслабленный отпускной период», — добавил он.
По словам Грозина, в Киргизии существует проблема несоответствия выпускаемой продукции санитарно-эпидемиологическим нормам, принятым на территории Таможенного союза, а соответствующих лабораторий там пока не создано.

Ферма в Киргизии. Фото: Владимир Пирогов / Reuters, архив
Ферма в Киргизии. Фото: Владимир Пирогов / Reuters, архив
«Лавров, который ездил туда на прошлой неделе, пообещал Киргизии 500 млн долларов, и я думаю, что большая часть этих денег пойдет на переустройство лабораторий. Если это удастся сделать быстро, то вполне возможно, что Киргизия закроет большую часть нашего потребительского рынка и по мясу, и по молоку. Это, конечно, не конкурент Белоруссии по молочным продуктам, но киргизские хозяйства вполне себе успешно развиваются. Другое дело, что они сейчас в большей степени ориентированы на Казахстан. Но они могут нарастить производство и переориентироваться на российского потребителя», — пояснил эксперт «Русской планете».
Таджикистан
О том, что Таджикистан намерен расширить ассортимент экспортируемой в Россию продукции и увеличить объемы поставок своих овощей и фруктов в Россию накануне сообщил представитель Министерства сельского хозяйства республики Нарзулло Дадабаев. По его словам, сейчас министерство сельского хозяйства совместно с министерством экономического развития и торговли республики в течение месяца будут разрабатывать пакет конкретных предложений, которые затем направят на согласование с правительством страны.
Вместе с этим власти Таджикистана намерены вести с российскими партнерами переговоры об упрощении процесса экспорта товаров. Таким образом, страна надеется в перспективе увеличить поставки своей плодоовощной продукции в Россию почти в пять раз, в первую очередь за счет привлечения частного фермерства.
По данным таджикского Агентства по статистике, в январе — июне 2014 года Таджикистан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил экспорт сельхозпродукции в Россию на 13,6%, до $50 млн.
Сейчас республика поставляет в Россию в зависимости от сезона до 80% своей сельскохозяйственной продукции. По данным торгового представительства России в Таджикистане, в первом полугодии 2014 года поставки таджикских овощей в Россию составили более 60 тысяч тонн, фруктов — 3 тысяч тонн, сухофруктов — 50 тысяч тонн. За этот же период в стране произведено около 350 тысяч тонн овощей, 130 тысяч тонн бахчевых и 55 тысяч тонн фруктов.
Общая стоимость плодоовощной продукции, поставленной в первом полугодии 2014 года в Россию, составила $418,3 тысяч (снижение к соответствующему периоду 2013 года — в 3,8 раза), общий вес поставок — 1,1 тысяч (снижение в 7,8 раза). Более $300 тысяч составила стоимость фруктов и орехов, около $100 тысяч — стоимость овощей и корнеплодов.
«При анализе динамики таджикского экспорта в Россию обращает на себя внимание дальнейшее снижение объемов поставок традиционных экспортных товаров — плодоовощной продукции и хлопка. Так, если по итогам 2011 года на их долю приходилось 67,7% от общего объема экспорта, то в январе — июне 2014 года их доля составила всего 0,8%», — отмечается в отчете ведомства.
Ранее, 11 августа, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский сказал, что Таджикистан готов увеличить импорт сельскохозяйственной продукции в Россию с 200 тысяч тонн до 1 млн тонн в год.
«Эмбарго на яблоки из Польши затронет порядка 750 тысяч тонн, один Таджикистан готов закрыть эту позицию», — сказал сенатор, добавив, что, по его мнению, таджикские овощи и фрукты по качеству превосходят европейские.
По мнению Андрея Грозина, у Таджикистана есть своя региональная специфика: за последние пять лет страна вложила много ресурсов в создание кластера первичной обработки фруктовой и овощной продукции. Он отметил, что, хотя «таджикам, конечно, еще над этим работать и работать», страна активно наращивает поставки продуктов первичной переработки агросектора, орехов и сухофруктов как в Россию, так и во все сопредельные с Таджикистаном государства, в том числе и в Иран.

Продуктовый рынок в Душанбе. Фото: Сергей Жуков / ИТАР-ТАСС, архив
Продуктовый рынок в Душанбе. Фото: Сергей Жуков / ИТАР-ТАСС, архив
«Другое дело, что таджикский рынок пока еще очень герметичен. В перспективе, после того, как Киргизия вступит в Таможенный Союз, а судя по последней встрече Путина и Атамбаева, это случится до конца текущего года, следующим на очереди будет Таджикистан. Ему придется решать те же самые проблемы, которые сейчас начал решать Бишкек. Это лаборатории, стратификация, приведение тарифов в соответствие с принятыми в рамках Таможенного союза, это вопросы, связанные с контролем таможенной границы, и т. д. Но пока таджики в этом смысле немного отстают», — отметил политолог.
Узбекистан
В Ташкенте до 2016 года планируют вдвое увеличить экспорт плодоовощной продукции в Россию — до 500 тысяч тонн ежегодно, сообщил РИА «Новости» представитель Министерства водного и сельского хозяйства страны Олимбой Артыков.
По его словам, сейчас около 80% всего экспорта узбекских овощей и фруктов идет в Россию. В 2013 году он составил 200 тысяч тонн на общую сумму около $300 млн. В этом году, по оценке Артыкова, поставки сельскохозяйственной продукции могут увеличиться еще на 50-70 тысяч тонн на сумму более $400 млн.
«Уже в прошлом году наша страна опередила по объемам экспортных поставок этой продукции в Россию таких традиционно крупных поставщиков, как Польша, Испания, Италия, Аргентина и Марокко», — подчеркнул представитель министерства.
Он отметил, что основным сдерживающими факторами для увеличения экспорта плодоовощной продукции являются техническое состояние находящихся в Узбекистане специализированных транспортных средств и усиленные карантинные меры при прохождении таможенной границы России.
Узбекистан в среднем экспортирует продовольственной продукции (в первую очередь, плодоовощной) на общую сумму $5 млрд ежегодно. В 2013 году по сравнению с годом ранее производство овощей и фруктов увеличилось на 8,4% и составило 10,6 млн тонн. При этом в указанный год объем производства бахчевых вырос более чем на 10% — до 1,57 млн тонн, а винограда — на 9,2% (до 1,3 млн тонн). Около 500—700 тысяч тонн плодоовощной продукции ежегодно экспортируют страны СНГ, в первую очередь в Россию и Казахстан.
Предположительно, сейчас Узбекистан может увеличить поставки на российский рынок своих овощей, а также фруктов (вишня, черешня, абрикосы и персики).
Вместе с тем ажиотаж среди узбекских поставщиков получить дополнительную прибыль от экспорта в Россию уже принес свои плоды — в республике «взлетели» цены на продукты питания. Как пишет сайт Eurasianet, в Ташкенте персики подорожали до 6,5—8 тысяч узбекских сумов ($2,2—2,6), а огурцы — до 3—4 тысяч сумов ($1—1,3).
Андрей Грозин отметил, что сейчас Ташкент демонстрирует потепление отношений в транспортно-коммуникативной сфере со своими ближайшими соседями, идет снижение напряженности с Душанбе и Бишкеком. «Мне кажется, это объясняется не только желанием наладить новые отношения с чистого листа с государствами, с которыми у Ташкента многолетние проблемы, но и возможностью расчистки логистических путей для выхода на российский рынок», — пояснил он.
«Перед Россией открываются хорошие возможности»
Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян в разговоре с «Русской планетой» отметил, что поставки овощной и фруктовой продукции, если еще добавить к трем среднеазиатским странам Азербайджан и Армению, открывают перед Россией хорошие возможности.
«Но для этого надо будет наладить логистику, даже не наладить, а полностью ее развить. Необходимо расширить производство этих продуктов в самой Центральной Азии. Их возможности по поставкам в Россию сегодня выросли в разы, и сейчас эти страны всерьез рассматривают программы наращивания производства и расширения полей, на которых это все будет выращиваться», — сказал он.

Виноградник в Узбекистане. Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости, архив
Виноградник в Узбекистане. Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости, архив
По мнению Варданяна, количество поставок на российский рынок из среднеазиатских стран в перспективе увеличится на 20—25%. В то же время он сомневается, что из этих стран будут экспортироваться товары европейского качества.
«Нельзя сказать, что мы будем получать оттуда продукцию, полностью соответствующую европейской. Из-за состояния экономики, которое не позволяло использовать в большом количестве разные химические удобрения, мы сможем получать более качественный продукт. И мы как институт, занимающийся вопросом сертификации качества, будем этому максимально содействовать», — добавил Варданян.
Аналитик по продуктам питания Экономической экспертной группы Мария Иванова также считает, что продукция из стран Центральной Азии уступает по качеству европейским продуктам.
«Сейчас продукцию из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии нам продают в основном на рынках, где торговля неорганизованная. Крупные поставщики (торговые сети и магазины) предпочитают с этой продукцией дел не иметь в силу разных причин. В плане потребительских свойств качество у нее действительно хорошее, но хранится она хуже, чем стандартизированная продукция из Европы. В Европе есть хорошо налаженная логистика, а у европейских товаров — хорошие характеристики в плане хранения. Продукты из Центральной Азии, конечно, по этим позициям проигрывали», — сказала Иванова.
Она отметила, что экспорт продуктов из Центральной Азии имеет большие издержки. «Сейчас, если экспорт продовольствия из Центральной Азии увеличится, то нужно будет налаживать каналы и решать как-то вопрос с хранением. Потому что если это будет происходить в том виде, в котором это происходит сейчас, то ввоз продуктов будет иметь слишком большие издержки и продукты будут быстро портиться», — пояснила она, добавив, что этот вопрос может быть решен, но на это потребуется время.
Андрей Грозин напомнил, что последние несколько лет объемы поставок продуктов питания из Киргизии и Узбекистана на российский рынок только снижались.
«С одной стороны, это неспособность конкурировать с западными крупными компаниями, которые находились в гораздо более выигрышных отношениях с российскими торговыми сетями. С другой стороны, Киргизия пока не является еще членом Таможенного союза, и у нее нет санитарно-эпидемиологической службы, которая соответствовала бы довольно высоким стандартам российского рынка потребления продовольствия. Насколько быстро они сумеют преодолеть сложности с сертификацией и с санитарно-эпидемиологической службой, настолько они и смогут заполнить российский рынок», — пояснил политолог.
«Тот указ, который подписал Путин, и вся эта нынешняя санкционная война на продовольственном рынке для Центральной Азии оказались во многом неожиданными, поэтому там сейчас пытаются решить эту проблему "с колес". В конце этой недели в Бишкеке должен высадиться большой десант российских предпринимателей, которые будут обсуждать в том числе и возможность организации партнерства в области аграрного сектора», — отметил Грозин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости