Новости – В мире












В мире
Тропой Хо Ши Мина в ЕврАзЭС

Дмитрий Медведев и Нгуен Тан Зунг, 6 апреля 2015 года. Фото: Zuma / ТАСС
Глава российского правительства прилетел во Вьетнам поддержать российские интересы
6 апреля, 2015 12:43
7 мин
Вьетнам рассчитывает подписать с Евразийским экономическим союзом соглашение о зоне свободной торговли уже в первом полугодии текущего года, заявил на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром России Дмитрием Медведевым глава вьетнамского правительства Нгуен Тан Зунг.
«Принципиальные вопросы согласованы, мы практически по всем параметрам договорились. Надеемся, что в ближайшее время мы выйдем на подписание этого договора», — цитирует «Интерфакс» слова Медведева. Российский премьер также поделился планами увеличения товарооборота между двумя странами до 10 млрд долларов в ближайшие пять лет.
В ходе встречи стороны подписали ряд документов по нефтегазовому сотрудничеству, в том числе согласовывающих совместное развитие нефтегазовых проектов на шельфе Вьетнама и на территории РФ. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков подписал «основные условия в отношении приобретения 49% уставного капитала Binh Son Refining and Petrochemical Ltd». Подписали соглашение о сотрудничестве и РЖД с Вьетнамскими железными дорогами. Кроме того Дмитрий Медведев выразил надежду, что в скором времени будет заключено соглашение о постройке АЭС во Вьетнаме и создании Центра ядерной науки и технологий. «Рассчитываем на то, что в ближайшее время выйдем на заключение генерального рамочного соглашения фиксации поэтапного графика реализации проекта», — отметил российский премьер.
Однако, несмотря на долгие дружественные связи, объединяющие обе страны, пока рано говорить о том, что Вьетнам может занять серьезное место в российских экономических связях. Цифры, приведенные Медведевым на пресс-конференции, говорят, что нынешний товарооборот между странами — 3,7 млрд долларов и по этому показателю занимает всего 1% от всего вьетнамского товарооборота и 0,5% от российского. Главными торговыми партерами Вьетнама по-прежнему остаются Китай (58 млрд) и США (36 млрд), между которыми страна и пытается балансировать.
Руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков утверждает, что реальный товарооборот между странами на самом деле даже увеличивается. «Дело в том, что в 2013 году наблюдали значительный рост товарооборота, но в 2014 он несколько сократился, вместо 4 млрд стало 3,7 млрд долларов. Заключение договора о зоне свободной торговли должно положительно сказаться на росте товарооборота, хотя вряд ли серьезно его увеличит». Эксперт отмечает, что нужно учитывать, что значительная часть товарооборота идет через вьетнамские рынки, центры, через вьетнамцев, которые везут товары в Россию. «Для Вьетнама эти отношения тоже очень существенны. Вьетнамские инвестиции в Россию даже больше российских инвестиций во Вьетнам. В первую очередь вьетнамцы вкладываются в агропромышленную сферу на Дальнем Востоке, помогая развивать регион».

Фото: JTB Photo / PHOTAS / ТАСС
Фото: JTB Photo / PHOTAS / ТАСС
Одна из важнейших сфер наших взаимоотношений с Вьетнамом, по мнению эксперта, это военно-техническое сотрудничество. «Здесь мы не имеем конкурентов. До сих пор 90% вооружения вьетнамской армии поставляем именно мы. Сейчас, в частности, строятся шесть подводных лодок типа "Варшавянка" для ВМС Вьетнама, строим сторожевые корабли, артиллерийские системы, ПВО. Всего подписано несколько пакетов документов по вооружению страны», — говорит Мосяков.
Конечно, возникают и определенные трудности, в том числе в тех сферах, где проблем у российских компаний до этого не возникало. Тревожным звонком стала ситуация с выигрышем израильским концерном «Галил» в 2014 году у «Калашникова» тендера на строительство в СРВ цеха по сборке автоматов, что было расценено российской стороной как наступление на российские позиции в военно-технической сфере взаимоотношений с Вьетнамом. Дмитрий Мосяков уверен, что это обычные деловые отношения. «Естественно, что вьетнамцы ищут лучшее оружие по наилучшим ценам. В стране идет борьба за рынки вооружения, и мы все время должны показывать и доказывать, что наше вооружение соответствует всем лучшим мировым стандартам. Но из-за того, что не заключена какая-то одна сделка, не стоит делать вывод, что наши отношения с Вьетнамом подорваны».
Эксперт отмечает, что у России во Вьетнаме появляется все больше и больше конкурентов. США, Япония и Южная Корея создают РФ конкуренцию в атомной сфере, Индия — в нефтяной, поэтому так важен визит Медведева во Вьетнам и заключение договоров, подтверждающих позиции российских компаний в стране.
Говоря о политической ситуации вокруг самого Вьетнама, Дмитрий Мосяков замечает, что эта страна уже давно находится в объекте внимания как США, с которыми в течение последних 20 лет существенно вырос товарооборот, так и Китая, с которым Вьетнам связывают не только длительные культурные и экономические связи, но и исторически сложная цепь взаимоотношений. За всю историю Китай и Вьетнам несколько раз не только поддерживали друг друга, но и воевали. «Сейчас между странами есть серьезный территориальный конфликт в Южно-Китайском море. Российской стороне важно сохранять нейтралитет в этой ситуации или выступить в качестве миротворца, поскольку нам невыгодно ухудшение отношений ни с той, ни с другой стороной».
Отношения с Россией у вьетнамского руководства традиционно особые, и они стараются не допускать вмешательства в них третьих сторон, действуя при этом по возможности аккуратно. Когда в марте этого года Вашингтон потребовал от Ханоя прекратить предоставлять российским ВВС возможность использовать авиабазу в Камрани для полетов самолетов-заправщиков, обеспечивающих действия стратегических бомбардировщиков над Тихим океаном, то официальной реакции вьетнамцев не последовало, но российские самолеты залетать в Камрань не перестали, а в интервью агентству Sputnik Việt Nam руководитель Института военной стратегии министерства обороны Вьетнама полковник Ле Тхе Мау заявил, что требование Вашингтона есть не что иное, как вмешательство во внутренние дела Вьетнама, суверенного государства. Таким образом, позиция Ханоя по неофициальным каналам была донесена до международной общественности.
«У России во Вьетнаме очень много своих интересов, — продолжает Мосяков. — Это и политические отношения. Ханой — наш главный союзник в Юго-Восточной Азии. Это и экономические отношения, серьезные партнерские отношения в сфере нефтедобычи, и соглашения в сфере нефтепереработки, и очень важное сотрудничество в военно-технической сфере, и важное сотрудничество в сфере атомной энергетики, и, конечно же, туризм. В России существует большая вьетнамская диаспора, установлено множество культурных контактов. Поэтому визит Медведева носит не только политический и экономический характер, мы подчеркиваем и то, что наши отношения носят "особый" характер. Заключением соглашения о зоне свободной торговли мы подтверждаем, что будем и дальше развивать наши взаимоотношения и не намерены ни в чем уступать своим конкурентам».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости