Новости – В мире












В мире
Трансформер-беспилотник

Макет «Мульти-модульного транспорта». Кадр: Sandia National Laboratories
В США представили концепцию универсальной беспилотной машины, способной одинаково хорошо действовать в воздухе, на воде и суше
12 ноября, 2013 14:17
3 мин
Концепцию беспилотного аппарата, который сможет не только летать, но и плавать, ездить по суше и даже прыгать, как лягушка, предложили американские ученые из отдела интеллектуальных систем, робототехники и кибернетики в научном центре Sandia National Laboratories.
Будущее военных беспилотников не просто в использовании для разведки или ракетно-бомбовых атак, а также в способности к трансформации, отмечает сайт Wired. Такой дрон-«вездеход» сможет выполнять задания в любой точке земного шара вне зависимости от условий окружающей среды.
«Представьте миссию, во время который вы должны тайно проникнуть в воздушное пространство, затем приземлиться и, преодолевая препятствия на суше, добраться до водного массива, который необходимо пересечь. Кажется, что для этого нужна целая армия летательных, наземных и подводных аппаратов. Проект мультимодульного транспорта предлагает новую идею: одна машина, которая будет одинаково эффективна в воздухе, на земле и на воде», — говорится в описании концепции.
Мульти-модульный дрон сможет трансформироваться из воздушного аппарата в наземный или подводный. Сбрасывая крылья, он получит бортовые управляемые рули для плавания под водой, а при выезде на сушу из рулей будут выдвинуты колеса. Кроме движения по суше, они позволят аппарату совершать прыжки до 10 метров вверх. «Вездеход», скорее всего, будет действовать в полуавтономном режиме под контролем удаленного оператора.
«Главная ценность мультимодульного аппарата в том, что он позволяет максимально гибко планировать сложные миссии. Больше не надо подбирать для каждой части задания машины конкретного типа и волноваться, насколько скоординированы их действия», — говорит инженер Джон Сэлтон, работающий над проектом.
По его мнению, в будущем новый беспилотник станет необходимым инструментом для частей специального назначения. «Мультимодульный транспорт, по крайней мере, существенно расширит возможности спецназа», — утверждает Сэлтон.
У концепции есть и свои недостатки: во время трансформации дрон избавляется от собственных деталей, например сбрасывает оболочку корпуса при посадке на воду, поэтому операцию по смене типа передвижения сможет выполнить только один раз за миссию. Это увеличивает расходы на его содержание, ведь аппарат придется снабжать новыми деталями для каждого нового задания.
Пока беспилотный трансформер существует только в виде трехмерной модели созданной на специальных компьютерах. Авторы проекта ищут инвесторов для финансирования дальнейшей разработки и создания прототипа для испытаний.
В то же время ВМС США возобновили морские испытания демонстрационной модели боевого беспилотного аппарата X-47B, сообщила пресс-служба ведомства. Данные, собранные во время тестирования этой модели, должны лечь в основу списка требований к перспективным палубным беспилотникам. О намерениях принять участие в создании следующего поколения дронов для военных целей заявили компании Northrop Grumman, Boeing и Lockheed Martin.
Sandia National Laboratories, инженеры которой разработали концепцию трансформера, считается одним из двух крупнейших научно-исследовательских центров министерства энергетики США. При этом деятельностью центра заведует корпорация Sandia, которая, в свою очередь, является дочерней компанией Lockheed Martin.
В России традиционно плохо обстоят дела с разработками беспилотных аппаратов, ситуация стала улучшаться только в последние годы, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Есть интересная особенность. Модели схожие с теми, которые доминируют на Западе, делают в основном частные фирмы, а такие компании, как "Сухой", хотят сразу из своих боевых самолетов делать беспилотники аналогичного размера. Мне сложно сказать, что у них получится, но мысль интересная», — рассказал военный эксперт «Русской планете».
Полный переход летательных и возможно других типов машин на беспилотный вариант — дело времени, полагает Храмчихин.
«Пилотируемые самолеты в значительной степени подошли к пределу развития, потому что они дорогие и тренировать пилотов для них слишком затратно. Если от них не откажутся, только самые развитые страны смогут производить очень незначительное количество самолетов. В 50-е годы прошлого века один американский военный аналитик сказал, что если цены на вооружение буду расти теми же темпами, то через сто лет на весь бюджет США можно будет купить один истребитель. Тогда его назвали полным идиотом, а оказалось, что он, по-видимому, прав», — поясняет специалист.
«Беспилотники элементарно дешевле, они имеют иммунитет к перегрузкам, ведь у них нет пилота. Все, что нужно для надежного функционирования аппарата, — это обеспечить устойчивую связь с оператором», — делает вывод Храмчихин.
Он напоминает, что в Советском Союзе существовали разработки беспилотных летательных аппаратов, но на настоящем этапе у России нет удачных разработок дронов с использованием новейших технологий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости