Новости – В мире












В мире
Традиционная религиозная идеология может противостоять радикалам

Военные учения боевиков: Фото: Ashraf Amra / Zuma / TASS
Россияне не должны гибнуть за чуждые интересы «Исламского государства»
27 апреля, 2015 09:04
6 мин
После провозглашения 29 июня прошлого года в Ираке так называемого «Исламского государства» к нему притянуты взоры доброй половины мира. Радикалы от ислама находят там призыв и надежду, правда, непонятно, на что — позитивная программа у экстремистов отсутствует, «прославились» они исключительно дикими зверствами. Авторитетные мусульманские ученые из ведущих мировых исламских центров давно заклеймили действия лидеров и сторонников ИГ, разъяснив, что их «деятельность» не находит подтверждения в религиозных предписаниях. Тем не менее экстремисты со всего света продолжают стекаться в этот террористический анклав. Россия, увы, не исключение.
Численность россиян, отправившихся строить «Исламское государство», оценивается экспертами примерно в две тысячи человек. Большинство составляют представители северокавказских республик. Несколько десятков боевиков «призваны» из Татарстана. Говорят и о нескольких крымских татарах, также примкнувших к экстремистам. Можно добавить к этому несколько сотен азербайджанцев и несколько тысяч жителей Средней Азии, активно «светящихся» в пропагандистских роликах ИГ. Много это или мало? Какие угрозы несет для России появление этой террористической организации поблизости от ее границ?
В прошлом году боевики «Исламского государства» пообещали распространить свою власть на российский Северный Кавказ. Некоторые лидеры все еще действующего в регионе террористического «Имарата Кавказ» успели даже присягнуть ИГ. «Все еще» — потому что примерно с конца 2013 — начала 2014 года спад террористической активности на Кавказе стал очевидным даже для явных недоброжелателей России. Приняв к сведению хвастливые обещания экстремистов сорвать зимнюю Олимпиаду в Сочи, правоохранительные органы провели в регионе масштабную зачистку. Результаты налицо: последними крупными терактами, организованными исламистским подпольем, стали предновогодние взрывы в Волгограде и почти через год — боестолкновение в центре Грозного. Многие из успевших присягнуть «Исламскому государству», как и сам главарь «Имарата Кавказ» Алиасхаб Кебеков и несколько его ближайших соратников, также уже уничтожены.
Однако другой, не менее важной причиной резкого сокращения активности и «успешности» «Имарата Кавказ» стал массовый отток потенциальных боевиков сначала в Сирию, потом — в «Исламское государство». Ближневосточные исламисты гораздо радикальнее северокавказских, они отнюдь не ограничиваются борьбой исключительно с военными и силовиками (в прошлом году Кебеков даже запретил истребление гражданских лиц и использование смертников). Это привлекательно для довольно больших групп экстремистской молодежи.
С другой стороны, связанная с ИГ опасность представляется заметно преувеличенной. Многие боевики просто бесславно погибают за чужие интересы в Сирии и Ираке, избавляя от своего присутствия российское внутреннее пространство. Те же, кто, получив боевой опыт, намерен вернуться в Россию, попадает прямо в руки силовиков и под действие Уголовного кодекса. Легкомысленная болтовня в соцсетях и склонность боевиков к самопиару позволяет очертить достаточно четкий круг лиц, прямо или косвенно связанных с ближневосточными экстремистами. Немалую помощь тут может оказать и Турция, через которую, как правило, и едут в «Исламское государство». Осознав грозящую ей опасность, Анкара начала арестовывать и депортировать всех подозрительных «туристов», направляющихся в сторону сирийской границы.
Понятно, впрочем, что одними силовыми методами проблему исламистского радикализма не решить. Казалось бы, ужасающие картины массовых убийств коптов-христиан, сожжения в клетке летчика-мусульманина, расстрела пленных мальчишкой-бовиком, российские ровесники которого видели смерть разве что в компьютерных играх, способны вызвать к «Исламскому государству» одно лишь отвращение. Что же привлекает в его ряды все новых сторонников?
Недавно в Чечне довелось послушать одного из таких боевиков, отправившегося в Сирию «защищать женщин и детей». Сведения о якобы страданиях слабых и беззащитных он почерпнул в интернете. По прибытии на место ему довольно скоро стало ясно, что пропаганда — сплошной обман, а исламистские боевики творят беспредел. Лишь после долгих мытарств он смог вернуться домой. Удивительна не история сама по себе, а то, что на момент отправки в Сирию этому парню — на вид вполне нормальному — было не 4, не 14, а 24 года.
Эта история вполне типична. В качестве основных каналов распространения исламистской пропаганды обычно называют соцсети. И это означает, во-первых, неадекватную, ненормальную внушаемость, неспособность к критическому мышлению, самостоятельному сопоставлению фактов и анализу значительной группы современной молодежи. Во-вторых, получается, что болтовня в интернете — видеоролики, похвальба боевиков и прочее — оказывается принципиально значимее по воздействию на мозги, чем все официальные разъяснения и призывы властей. Исламисты показывают молодежи убедительные (для нее) примеры, за что бороться и умирать.
Почему государство проигрывает в этой битве за умы? Противостоять религиозной идеологии может лишь другая религиозная идеология. На нынешний момент так называемый традиционный ислам все менее успешно справляется с этой ролью. Он слишком «традиционен», чтобы отвечать потребностям молодежи, в том числе в плане самореализации, возможности которой в последние годы скорее снизились. Ну а то, что предлагает светское общество, принципиально не способно конкурировать с идеологией «Исламского государства». Кавказ, как, впрочем, и вся страна, с горем пополам живет без сверхидеи — нельзя же считать таковой «Русский мир», «импортозамещение» или «развитие нанотехнологий», до которых большинству населения нет и не может быть никакого дела. Привлекательная на некоторый взгляд псевдоальтернатива этим мертворожденным пиар-идеям — либеральная идеология «спокойной жизни ради потребления» — не устраивает все больше людей на самом Западе. Что говорить о России, для которой подобные устремления всегда были чужды.
Если бы пушечное мясо «Исламского государства» знало классику и не побоялось бы заглянуть в глубины своей души, то сказало бы о себе: «Я трамвайная вишенка страшной поры и не знаю, зачем я живу». Ответить на этот вопрос, конечно, не только молодым исламистам, но большей части населения нашей страны необходимо как можно скорее. Потому что после неизбежного разгрома ИГ на авансцену немедленно выскочит нечто аналогичное. И, скорее всего, еще более безумное и кровавое, хотя и под фиговым листком справедливости и благоденствия для всех.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости