Новости – В мире












В мире
Свобода от разума

Основатель авиакомпании Virgin Airlines Ричард Брэнсон известен своими эксцентричными выходками. Например, он поработал стюардессой на рейсе AirAsia. Фото: Ahmad Yusni / ТАСС
Бюджет распадающейся Украины предложено пополнять за счет легализации наркотиков
20 мая, 2015 13:20
15 мин
Британский миллиардер Ричард Брэнсон призвал легализовать употребление наркотических средств в Украине. Это предложение было озвучено эксцентричным богачом из Соединенного королевства на встрече со студентами Киево-Могилянской академии, состоявшейся 1 мая. Миллиардер сказал, что «украинцы боролись за свою свободу и борются прямо сейчас», при этом многие из них «курят коноплю, имеют разные проблемы с наркотическими препаратами». «Но наркозависимые — такие же члены общества, как и остальные», — отметил он. Эта цитата из выступления английского гостя была наиболее широко растиражирована СМИ. Вслед за ней цитировались и другие высказывания Брэнсона в пользу легализации наркотиков.
Легальная дурь
Как и многие другие сторонники так называемого лигалайза, британец напирал на «гуманистический» аспект. Говорил о том, что ввиду всем известной коррупции за решеткой по делам о наркотиках оказываются прежде всего бедные, которые не в состоянии откупиться от суда и полиции. Но не только апелляция к социальной справедливости звучала из уст миллиардера.
Была озвучена и материальная «польза» такого нововведения для украинского бюджета. Как минимум, отказ от уголовного преследования за наркотики, по мнению Брэнсона, позволит сэкономить на тюремных расходах. А как максимум, деньги, которые зарабатывает наркомафия, может с пользой получить государство. «Пусть уж лучше на этом зарабатывает государство, чем организованная преступность», — сказал английский миллиардер. Из этого высказывания можно сделать вывод, что гость с Британских островов предполагает, что украинское государство или частный капитал сможет напрямую заняться торговлей марихуаной и героином.
А в качестве решающего аргумента Ричард Брэнсон привел пример Португалии, где, по его мнению, декриминализация наркотиков дала положительный результат.
Чем продиктовано это заявление? Просто эпатажем? Желанием привлечь внимание СМИ? Или за всем этим стоят более серьезные причины?
Просто бизнес
Ричард Брэнсон — один из богатейших людей Великобритании и основатель конгломерата компаний «Вирджин Груп», характерной частью стратегии которого является проникновение в новые и нетрадиционные сегменты рынка. В частности, компании «Вирджин Груп» работает с гей-клубами и занимается альтернативным топливом и космическим «туризмом». Последним, правда, не совсем удачно: недавно ее частный космический корабль потерпел крушение в Калифорнии, два члена экипажа погибли.
Подобным подходам к расширению бизнеса должна отвечать и соответствующая идеология. В далекой молодости Ричард Брэнсон увлекался движением хиппи. Впрочем, следуя лишь его внешним атрибутам, вроде наркотиков и «свободной любви», Брэнсон с отроческих лет, вопреки философии «детей цветов», был рьяным предпринимателем. Едва закончив школу по причине неуспеваемости, не прочитав за это время ни одной книжки, Брэнсон успешно стартовал в бизнесе с издания молодежного журнала.
60-е остались в далеком прошлом. Бывшие хиппи, если не умерли от гепатита и героина, стали обычными европейскими пенсионерами. Некоторые из них — «эффективными менеджерами» и предпринимателями. А всеядная Система, с которой они безуспешно боролись, научилась успешно приспосабливать их идеи к своим собственным интересам.
Сегодня ультралиберализм и либертарианство, прикрывающиеся ширмой политкорректности, давно стали рекламной вывеской, зазывающей попробовать «неизведанное». Не бесплатно, конечно… Легализация однополых браков в рамках последних тенденций – это уже вчерашний день. Как и признание марихуаны. На очереди торговля «тяжелыми» наркотикам, причем в общегосударственных масштабах.
С инициативой по легализации последних Брэнсон уже не является пионером. Однако западный обыватель, давно проглотивший дым узаконенной марихуаны, до принятия жесткой «дури» еще не дозрел. Поэтому предложения по ее легитимизации чаще всего звучат в кризисных регионах. В частности, в 2010 году представитель немецкой партии «Зеленые» Том Кенигс предлагал легализовать все виды наркотиков в Мексике. В этой стране Центральной Америки противостояние правительства с наркомафией, а также наркобаронов между собой, по сути, уже приобрело черты гражданской войны. Упоминавшаяся уже Португалия — одна из самых бедных стран ЕС. Современная Украина является также вполне подходящим в этом смысле регионом, к тому же, расположенным в центре Европы.
Естественно, что британский посланец лигалайза дал соответствующую интерпретацию происходящего на Украине. Несколько раз повторяемая Брэнсоном фраза про «борьбу за свободу» должна была как-то ассоциировать боевиков с «Евромайдана» с «детьми цветов» из далеких 60-х. Впрочем, сделать это довольно сложно. Все же боевые психотропы, по некоторым данным, применявшиеся на Майдане и в зоне АТО — это не совсем то, чем являлась умиротворяющая «травка» пацифистов-хиппи…
Но в целом появление «легализаторов» именно на Украине абсолютно не случайно. Сегодня это действительно страна новых возможностей, к сожалению, весьма своеобразных. Вместе с советскими памятниками и устоявшимися представлениями о прошлом здесь разрушаются и многие нормы традиционной морали. Ныне на Украине возможно если не все, то многое…

Марш в поддержку легализации марихуаны в Киеве
Марш в поддержку легализации марихуаны в Киеве. Фото: Сергей Долженко / ТАСС
То обстоятельство, что праворадикальные группы на Украине под флагом «борьбы за чистоту нации» проводят незаконные задержания и наказания торгующих наркотиками, никого не должно вводить в заблуждение. Ведь ультраправые парамилитарес в Латинской Америке тоже поначалу заявляли о борьбе с наркокартелями, а потом спокойно «крышевали» плантации кокаина. Более того, именно альянс американских спецслужб, наркоторговцев и финансируемых за счет трафика полувоенных группировок, уничтожавших левых и профсоюзных активистов, и позволили США, например, удержать контроль над Колумбией. Аналогичную функцию выполняют отряды исламистов в Афганистане и других мусульманских регионах, официально крайне нетерпимых к наркотикам.
Благодатная почва
Уже в 1970–80-х годах южные области Украины отличались высоким уровнем наркомании, в целом малоизвестной в СССР. В таких городах, как Днепропетровск или Запорожье, большее количество молодежи уже имело опыт употребления наркотиков. Почва для этого здесь оказалась благодатной. Дело не только в том, что жирный украинский чернозем так плодороден: в этом регионе в промышленных масштабах выращивали масленичный мак и коноплю. Распространению наркомании здесь способствовал целый ряд факторов — и уже тогда начавшая проявлять себя коррупция, и остатки прежней криминальной субкультуры, и некоторые ментальные особенности южан, вроде тяги к гедонизму, особенно свойственной молодежи. Наркотики тогда изготавливали кустарным способом — маковое сырье («соломку») вываривали в ацетоне на обычной кухонной плите. Полученный в домашней лаборатории опиат на жаргоне наркоманов назывался «ширка», «черняга» или «ханка».
В 90-е годы, в связи с тяжелым экономическим и духовным кризисом, наркомания в этих регионах стала бурно расти. Первоначально основным видом тяжелых наркотиков являлась все та же самодельная «ширка». По свидетельствам очевидцев, в спальных районах многих городов юго-востока Украины, в темных подъездах инъекционные шприцы просто хрустели под ногами. 1-е место в Европе по СПИДу, которое, по данным ВОЗ, занимает сейчас Украина — во многом следствие именного этой эпидемии наркомании.
В 2000-е годы все более широкое распространение стали получать синтетические наркотики, амфетамины, и, наконец, печально известные спайсы. Кстати говоря, именно спайсы, пристрастие к которым распространяется в молодежных кругах, как моровое поветрие, могут стать хорошим примером того, к чему приводят последствия даже не легализации, а «полулегализации» наркотических средств. Торговцы спайсом легко избегают уголовной ответственности, поскольку химическая формула этой «курительной смеси» быстро меняется. И правоохранительные органы просто не успевают занести обновленный состав в список запрещенных препаратов.
В последние годы в Украине только на официальном учете находилось около 100 тысяч наркоманов. По данным же независимых экспертов, реальное количество страдающих наркотической зависимостью колебалось от полутора до двух миллионов человек. Темпы роста больных наркоманией составляли до 8–11% в год и являлись одними из самых высоких в мире. По данным общественной организации «Крок за кроком», Украина является самой наркотизированной страной в Европе. Несмотря на отсутствие последней статистики, можно с уверенностью предположить, что в период, прошедший после известных событий на Майдане, рост наркомании мог только усилиться.
Сегодня Украина, страна с 42-миллионным населением, находящимся в состоянии сильнейшего стресса из-за войны, жесточайшего экономического, социального и психологического кризиса, сможет стать колоссальным рынком для легальных наркотиков.
Позитивный кайф
Многие аргументы в пользу легализации наркотиков, приведенные Брэнсоном, сегодня всерьез обсуждаются в международном научном и политическом сообществе. И уже воплощаются в жизнь. Например, считается, что если монополия на наркотические вещества, принадлежащая организованной преступности, будет нарушена, то это якобы приведет к тому, что оборот наркотиков станет прозрачным. А значит, более безопасным. Мафия же, в свою очередь, потеряет часть своих доходов, а значит – могущества. Еще говорят, что толерантное отношение к наркоманам будет способствовать их излечению. Помимо Португалии приводят и примеры других государств, где терпимое отношение к наркотикам дала вроде бы положительные результаты. Например, Голландию.
Но все это — либо абстрактные умозаключения, либо примеры, взятые из другого социального контекста. Раздираемая войной и кризисом Украина мало похожа на сытую Голландию или даже бедную Португалию. Да и результаты легализации даже легких наркотиков в том же Нидерландском королевстве являются спорными. Приобретшая таким образом невинность марихуана может нести в себе двойную опасность – ее социализация снимает последние барьеры на пути начинающего наркомана, а переход от легких наркотиков к тяжелым становится делом времени и вкуса.
Статистика Португалии, где в 2001 году были декриминализированы все виды наркотиков, показывает вроде бы положительные результаты. Однако и после снятия уголовной ответственности за хранение и распространение наркотических препаратов там сохранилась ответственность административная. Насколько известно, в Португалии не произошло легализации открытой торговли наркотиками. А судя по высказываниям британского миллиардера в Киеве, он намекает именно на такой формат «свободных отношений». Иначе как еще в Украине «государство сможет заработать» вместо наркомафии?
Трамадол, синтетический наркотик опиумного ряда, в 2000-х годах в течение многих лет легально продавался в аптеках Украины. И его потребление в 50 раз превысило необходимое по медицинским показателям. Трамадол производился и продавался как легально, так и нелегально. При этом в год от трамадольной зависимости умирало, либо получало тяжелые проблемы со здоровьем до 20 тысяч человек. Свою изрядную долю прибыли от легальной, но не нецелевой продажи психотропных препаратов уже давно получают как украинские, так и иностранные фармакологические компании. Предложения по дальнейшей легализации наркотиков явно придутся им по вкусу.
Далее — о терпимости к наркоманам. Забота о больных людях — бесспорная истина. И эта простая вещь вовсе не является «европейской ценностью». Наркоманы, как больные люди, безусловно, остаются членами нашего общества. Но терпимость к наркоманам вовсе не означает снисходительности к наркомании, как таковой. Или толерантности к наркоторговцам. Только жесткая борьба с этим социальным злом может помочь страдающим и несчастным людям.
При этом даже такие известные у нас методы, как метадоновая замена нелегальных наркотиков, тоже является неоднозначной. Да, принимающий метадон по рецепту врача больше не обращается к криминальным «барыгам», но не перестает при этом быть наркозависимым. Ведь пока еще ни одному наркологу в мире не пришла в голову идея «лечить» алкоголика медицинским спиртом, хоть и выдаваемым в рецептурных дозах. К исцелению человека и полному восстановлению его личности этот путь не ведет, хотя отчасти и снимает социальные последствия болезни.
Неубедительной выглядит и аргументация о том, что легализация наркоторговли подорвет бизнес наркомафии. На самом деле дело не в том, кто контролирует прибыли от наркотрафика. Основное зло заключается в разрушительном воздействии, которое любой дурман несет здоровью и сознанию людей. При этом возможности продвижения и популяризации своего «товара» на рынке у легальных торговцев будет значительно больше, чем у нелегальных.
«Законная» продажа наркотиков, включая опиаты и их синтетические заменители, особенно в кризисных регионах, приведет лишь к чудовищному распространению наркомании в ее самых тяжелых формах.
Ходить за примерами далеко не надо. Сейчас не любят вспоминать недавнее колониальное прошлое Запада, а ведь в этой истории была и такая страница, как «опиумные войны». В XIX столетии «просвещённая» Англия и другие европейские государства силой оружия заставляла «диких» китайцев употреблять «легализованный» опий, производство которого приносило британским компаниям баснословные прибыли.
Что ж, в свете последних тенденций можно сделать и такой футурологический прогноз — возможно, в обозримом будущем отказ от легализации наркотиков будет рассматриваться как грубейшее нарушение «прав человека»? И может повлечь за собой бомбардировки или военную интервенцию?
В конце концов, кому-то может показаться, что вопросы с наркотиками, как и многое другое — это внутреннее дело Украины. Правда, это не мешает английскому миллиардеру давать ей сомнительные советы со стороны. А самое главное — наркотики и наркомания являются настоящей чумой, не особенно считающейся с границами. Уже сегодня значительная часть пресловутых спайсов поступает в соседнюю Беларусь с территории Украины. Ингредиенты для их изготовления провозятся через границу в баллончиках, под видом спреев. Несмотря на усиление пограничных мероприятий, аналогичный вызов существует и для России.
Что может ожидать братский украинский народ в случае, если советы британских миллиардеров по легализации наркотической отравы будут там услышаны? Ответ очевиден: и без того тяжелые бедствия, обрушившиеся сейчас на Украину, умножатся многократно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости