В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Сутана, а не платье

Преподобная Кэтрин Джеффертс Шори приветствует прихожан после ее введения в должность председательствующего епископа Епископальной церкви в Национальном соборе в Вашингтоне, 4 ноября 2006 года. Шори стала первой женщиной, возглавившей национальный филиал Всемирной Англиканской церкви. Фото: Jonathan Ernst / Reuters
Генеральный синод англиканской церкви внес в церковный устав поправки, разрешающие рукоположение женщин в качестве епископов — глав епархий.
Дмитрий Сидоров
19 ноября, 2014 15:31
9 мин
Генеральный синод англиканской церкви внес в церковный устав поправки, которые разрешают рукоположение женщин в качестве епископов — глав епархий, сообщает «Би-би-си».
Произошло это через 20 лет после рукоположения первой в истории Церкви Англии женщины-священника. В марте 1994 года в Бристольском соборе епископ Барри Роджерсон рукоположил Анжелу Бернерс-Уилсон, ставшую первой в истории Англии женщиной-капелланом. Вместе с ней Роджерсон во время той же церемонии рукоположил еще 31 женщину в разные младшие духовные саны. Сейчас каждый пятый член клира Церкви Англии — женщина.
Церковь Англии оставалась консервативной в этом вопросе сравнительно долго: первопроходцами женского рукоположения были англиканские диоцезы Гонконга и США. В 1971 году епископ Гонконга и Макао Гильберт Бэйкер официально рукоположил в церковный сан китаянку Флоренс Ли Тим-Ой, неофициально  бывшую священником еще во время Второй мировой войны, когда англиканские диоцезы Китая переживали глубокий кадровый кризис в связи с японской оккупацией. В 1974 году в Филадельфии трое бывших епископов Епископальной англиканской церкви Америки незаконно рукоположили 11 женщин — за два года до того, как Генеральная конвенция церкви примет постановление, разрешающее это делать. Philadelphia Eleven быстро стали символом феминистической внутрицерковной борьбы, но уже в 1976 году Конвенция разрешила давать американским женщинам церковные саны и легализовала наложенные саны филадельфийских служительниц.
В 2015 году четыре диоцезы Церкви Англии собираются выбрать в качестве своих глав женщин — Ноттингем, Оксфорд, Глочестер и Ньюкасл. Рукоположения женщин в сан младших епископов-викариев можно будет ожидать уже в этом году.
«Проблема женского епископата обсуждалась в Церкви Англии уже несколько лет, и финальное решение было принято еще в июле 2014 года на Генеральном синоде в Йорке. Решение Синода 17 ноября представляет собой по большому счету последний штрих — внесение соответствующих поправок в канонические документы», — объяснил РП религиовед, преподаватель Центра изучения религий РГГУ Константин Михайлов.
Для внесения этих изменений в канон требовалось единогласное «да» от трех палат Синода — епископов, священников и мирян. Палата мирян, как ни странно, показала себя как наиболее консервативная — именно из-за ее представителей, не давших необходимые две трети голосов, поправки о женщинах-епископах не прошли еще в 2012 году, во время позапрошлого собрания Синода по этому вопросу.
В то же время, считает исследователь, дебаты вокруг женского епископата гораздо шире, чем отдельное решение Церкви Англии. «Она, как известно, лишь часть большого Англиканского сообщества. Некоторые из членов этого сообщества, например, Шотландская епископальная церковь, уже давно приняли аналогичные решения. Другие, более консервативные церкви, как многие англиканские общины в Африке, идею женского епископата пока отвергают, — пояснил он. — Конечно, Церковь Англии формально равна другим членам сообщества. Но фактически ее авторитет, основанный на исторической традиции, очень велик. Поэтому появление в ней женского епископата — серьезный вызов не только для других англиканских общин, но даже и для других конфессий».
Решение англичан базируется на факте существования женщин-священнослужительниц в христианских общинах античных времен, некотором опыте участия женщин в духовной жизни английского протестантизма XVII–XVIII столетий и практике женского духовенства в других англиканских и в целом протестантских церквях, отметил Михайлов. С изменением общественного отношения к правам женщин во второй половине XX века забытая традиция женского духовенства была восстановлена и для многих протестантских церквей давно уже стала нормой. Существуют женщины-священники (правильней было бы сказать «священницы», но для россиян этот оборот еще непривычен) и во многих «континентальных» протестантских церквях.
Преподобная Канон Мэри Гласспул (слева) и преподобная Диана М. Джардин Брюс совершают таинство Ефхаристии, Лонг-Бич, штат Калифорния, 15 мая 2010. Фото: Mark J. Terrill / AP
Преподобная Канон Мэри Гласспул (слева) и преподобная Диана М. Джардин Брюс совершают таинство Ефхаристии, Лонг-Бич, штат Калифорния, 15 мая 2010. Фото: Mark J. Terrill / AP
По словам религиоведа, еще в июле Русская православная церковь заявила, что воспринимает решение англичан «с тревогой и разочарованием».
Вопрос о рукоположении женщин в качестве епископов — глав епархий проходит обсуждение и в Католической церкви, но оно проходит пока на уровне публицистики и богословской полемики, отметил Михайлов. А вот в РПЦ, считает он, таких дебатов в ближайшее время не будет. «Впрочем, еще пятьдесят лет назад их сложно было представить и в Англии, а сто лет назад никто не поверил бы даже в саму возможность женского духовенства. Учитывая явные тенденции к развитию феминистского движения и в России, и в традиционно консервативных католических регионах, и в столь же консервативных регионах Англиканского сообщества, можно не сомневаться, что распространение в нашу страну острых дебатов о женском духовенстве, а значит и о женском епископате, — вопрос времени», — говорит Михайлов.
Как полагает историк-медиевист, религовед Иван Фадеев, в Церкви Англии помимо двух фракций — консервативно-оппозиционной, представленной заметным меньшинством, и прогрессистской, — существует еще одна. Это фракция своеобразных церковных интернационалистов, по мнению которых, вопрос о женском священстве имеет смысл поднимать только при условии объединения всех кафолических церквей, то есть Англиканского сообщества, католичества и православия.
Православный священник отец Григорий Лурье считает, что в православии эта проблема остро не стоит. По его словам, институциональное священство у христиан, священство рукоположенных служителей является прямым продолжателем Ветхозаветного священства, то есть патриархально по своей сути. По мнению Лурье, в православной традиции институт священнической иерархии — не та область, где христианское служение раскрывается в своей истинной чистоте, поскольку опорой православной общины являются не те, кто получает за эту роль священническую зарплату, а те, кто обладает необходимым для этого моральным авторитетом. «В области личной святости никакого разделения между мужчинами и женщинами нет, и у женщин в этом плане шансов даже больше», — говорит священник.
«Женщины в православии могут делать все то, что могут делать миряне, а миряне, на самом деле, могут делать гораздо больше, чем об этом обычно знают, — продолжает Лурье. — Например, миряне могут совершать все службы, кроме литургии. Даже исторически все эти службы произрастают из монашеской традиции, традиции, развивавшейся параллельно с институтом иерархического священства. Практика старообрядцев-беспоповцев была основана именно на этом — миряне-начетчики выполняли все священнические функции, кроме литургии, а многие начетчики как раз были женщинами. В Катакомбной церкви картина была той же, и зачастую катакомбные общины возглавлялись женщинами, особенно в позднесоветское время».
По его словам, мощное влияние женщин на жизнь общин такого рода связано с тем, что «литургия в таких общинах не совершалась в принципе: верующие причащались так называемыми "запасными дарами" либо теми, которые долго хранились в общине, либо теми, что специально привозили из мест, где служил катакомбный священник. Связными-курьерами при этом всегда были женщины, так как они вызывали меньше подозрений».
Лурье все-таки привел шутливый пример православной женщины-священника — одна беспокойная воронежская монахиня-игуменья в начале 1990-х годов выходила на улицы освящать автомобили. Она окропляла проезжающие машины святой водой, причем с епитрахильей на шее — а это минимально необходимая часть священнического одеяния, носимая исключительно попами. Это происходило уже во времена окончания гонений на верующих, когда появлялось огромное количество священников, но моральный авторитет игуменьи оставался непревзойденным.
«В православии авторитет личной святости, подлинной или мнимой, стоит значительно выше епархиального авторитета священника. Если священник обладает и саном, и личной святостью, тогда все круто. В случае же отсутствия у него личной святости — он просто машинка для служения литургии. Священный сан мало что дает для того, чтобы обладать авторитетом в православной общине, и даже работает в минус в случае несоответствия сану: если ты просто плохой человек, это плохо, а если ты плохой человек с саном — ты еще хуже. Так что священничество — грязная работа, которая женщинам не особо и нужна», — заключил Лурье.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ