Новости – В мире












В мире
«Любой суд любой банановой республики может подать в розыск кого угодно»

Петр Силаев. Фото: avtonom.org
Российский антифашист Петр Силаев требует удалить свое досье из баз Интерпола
31 мая, 2013 05:37
5 мин
Российский антифашист Петр Силаев, объявленный в международный розыск по обвинению в хулиганстве и получивший политическое убежище в Финляндии, подал апелляцию в независимую Комиссию по контролю за данными Интерпола (CFF) с требованием исключить его досье из базы данных полицейской организации.
«Со мной связалась самая мощная в Европе контора по противодействию нарушениям Интерпола («Fair Trials International». – РП). Через них я подал апелляцию в комиссию для того, чтобы они стерли мой файл и отменили красное уведомление — оповещение, что меня нужно арестовать. Основание — политически мотивированное преследование, что противоречит статьи 3-й конституции Интерпола», — сообщил Силаев «Русской планете». Апелляция была подана 21 мая.
Петр Силаев, известный также под псевдонимом Петя Косово — писатель, вокалист панк-группы «Проверочная линейка», участник антифашистских и экологических акций. В России его обвиняют в организации нападения на здание администрации подмосковных Химок летом 2010 года. Тогда несколько сотен молодых анархистов и антифашистов забросали здание администрации камнями и пустыми бутылками, протестуя против вырубки Химкинского леса и строительства на его месте скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург. В ходе акции никто не пострадал. Вскоре после этого Силаев покинул страну, а Россия объявила активиста в международный розыск по линии Интерпола.
В апреле 2012 года он получил политическое убежище в Финляндии, которая, в свою очередь, признала, что Россия преследовала антифашиста по политическим мотивам. Однако через несколько месяцев Силаев был арестован в Испании по ордеру Интерпола, а российские власти потребовали его экстрадиции. Около недели он находился под стражей в тюрьме строгого режима, после чего его освободили под подписку о невыезде до оглашения решения суда. Представители финского посольства в Мадриде подчеркивали, что Испания не может экстрадировать лицо, получившее политическое убежище в другой стране ЕС, в страну, где тот подвергается угрозе преследования. Однако вынесение решения по Силаеву затянулось на несколько месяцев из-за того, что испанский суд хотел запросить у России документы, касающиеся обвинений против активиста. Лишь в конце января 2013 года Испанская Национальная Судебная Палата постановила, что Силаев не будет экстрадирован в Россию.
«Петр полагал, что, добравшись до территории ЕС, окажется в безопасности. Однако с помощью всемирной полицейской сети Интерпола России удалость выследить его и продолжить преследование. Интерпол обязан приложить усилия к тому, чтобы устранить возможность такого рода политических дел и внести для устранения (вычищения) такого рода политических дел изменения в свои данные, чтобы Петр мог жить спокойно», — заявил директор Fair Trials International Джейго Рассел.
Правозащитники в своем обращении утверждают, что «информацию о Силаеве следует удалить из систем Интерпола, поскольку, согласно своей конституции, Интерпол не вправе "осуществлять вмешательство или деятельность политического, религиозного, расового или военного характера"». В свою очередь, газета Financial Times приводит выдержку из заявления Интерпола, в которой говорится, что организация «относится к этому запрету очень серьезно».
«Каждая страна-участник Интерпола самостоятельно принимает решение, какие санкции она может применять на своей территории к лицам, в отношении которых выпущено красное уведомление. Интерпол не может требовать от участников непременного ареста таких лиц», — говорится в заявлении организации.
Правозащитники утверждают, что у Интерпола нет эффективных механизмов, способных предупредить неправомерное использование его каналов. В результате, «несмотря на полную законность большинства красных бюллетеней, существует возможность злоупотребления каналами Интерпола, направленного против правозащитников, журналистов и бизнесменов».
«Интерпол — мощный инструмент в борьбе с серьезной преступностью, однако уведомления о розыске могут ограничить свободу человека и повредить его репутации. В Интерпол входят 190 стран, многие из которых известны нарушениями прав человека и высоким уровнем коррупции. Интерпол должен внедрить эффективную систему, препятствующую неправильному использованию своей глобальной сети», — заявлял Рассел в интервью Financial Times.
В Fair Trials International подчеркивают, что «неправомерное использование каналов Интерпола невозможно обжаловать ни в одном суде мира».
«Регуляции Интерпола давным-давно морально устарели, они не скоординированы с процедурами Женевской конвенции 1951 года, это постоянно отмечается в отчетах Верховного комиссара по делам беженцев ООН — реальность в том, что любой суд любой банановой республики может подать в интерпол кого угодно, и этого человека арестуют», — сказал Силаев «Русской планете».
Еще один антифашист из России, подвергавшийся преследованию по линии Интерпола фигурант «химкинского дела» Денис Солопов, поддержал решение Силаева.
«Конечно, надо подавать протест для исключения себя из базы, но это не гарантия, что не напишут новый запрос с другим содержанием. Так или иначе, статус беженца изначально защищает человека от выдачи в страну, из которой он бежал, если, конечно, его не обвиняют в военных преступлениях», — рассказал он «Русской планете».
Сам Солопов, получивший убежище в Нидерландах, обращаться в комиссию Интерпола с требованием об удалении своего досье пока не намерен. «У меня пока нет возможности это сделать. Как только узнаю точно по этой процедуре через адвоката, то подам, конечно», — поделился своими планами антифашист.
Требуя удалить свое досье из баз Интерпола, Петр Силаев следует примеру главы инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера. Бывший работодатель скончавшегося в СИЗО юриста Сергея Магнитского, Браудер был объявлен Россией в розыск по линии Интерпола в рамках расследования дела о хищении акций «Газпрома» и также подал жалобу на действия российских властей в CFF.
28 мая 2013 года Генеральный секретариат Интерпола удалил досье Браудера на основании рекомендаций комиссии, которая изучила его жалобу и постановила, что дело имеет политическую окраску. Генеральный секретариат Интерпола также известил все 190 стран-участниц международной полицейской организации о рекомендациях CFF. Комментируя решение комиссии, в Hermitage Capital заявляли, что теперь «глубоко коррумпированному режиму не будет разрешено свободно преследовать его разоблачителей».
В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков утверждал, что Интерпол удалил досье на Браудера под давлением, а предприниматель «сумел мобилизовать, по всей вероятности, значительный политический ресурс и перекрыть российский запрос».
«Я думаю, что на Интерпол был оказан нажим довольно влиятельных кругов», — заявлял Пушков.
Генеральный секретарь Интерпола Рональд Кеннет Нобль считает, что случай с Браудером ясно дает понять, что ни в каких серьезных реформах Интерпол не нуждается. В своей статье в The Telegraph он заявил, что подобные ситуации рассматриваются независимой комиссией по контролю за данными Интерпола, которая в случае с главой фонда Hermitage Capital и приняла решение удалить анкету. При этом Нобль выступил против предложений запретить России использовать каналы Интерпола.
«Вообразите, что было бы, если бы Россия хотела, но не смогла поделиться информацией о подозреваемом террористе, как это было сделало незадолго до теракта в Бостоне. Или каким образом, например, передать данные, касающиеся опасного преступника, задумавшего скрываться от правосудия на территории Российской Федерации», — заявил Нобль.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости