В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Су-35 в поднебесье

Истребитель Су-35 отправится на главное авиашоу КНР; его показ может совпасть с продажей Китаю более двух десятков этих новейших самолетов
Елена Коваленко
3 мин
Су-35 во время тренировочного полета в рамках Международного авиасалона МАКС-2013 в Жуковском. Фото: Марина Лысцева / ТАСС
На авиавыставке «Airshow China — 2014» Россия устроит показ многоцелевого сверхманевренного истребителя четвертого поколения Су-35, пишет веб-ресурс Sina Corp со ссылкой на исполнительный комитет мероприятия. Машины направит Объединенная авиастроительная корпорация, а демонстрировать фигуры высшего пилотажа будет авиационная группа «Русские витязи».
Самая крупная и престижная китайская выставка авиатехники пройдет с 11 по 16 ноября в окрестностях города Чжухай. Именно в это время Москва и Пекин могут подписать контракт на поставку в КНР Су-35, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. «В ноябре будет смешанная комиссия по ВТС. Думаю, там "добьют" этот вопрос (заключение контракта. — РП). Каких-то острых проблем или нерешаемых вопросов там нет, по крайней мере мне никто ничего не говорил», — цитирует его «Интерфакс». По его словам, сейчас стороны обсуждают «некоторые ценовые параметры».
Согласно предварительному соглашению между «Рособоронэкспортом» и Минобороны КНР, китайские военные получат 24 новых истребителя, а сумма сделки оценивается в $1,5 млрд, напоминает госкорпорация «Ростех». Это всего в два раза меньше стартового заказа российского военного ведомства, сделанного в 2009 году.
Двусторонние переговоры по поставкам Су-35 начались в 2010 году, когда их еще не получили даже российские ВВС. Первоначально речь шла о партии из 48 машин, позже сообщалось, что Пекин готов купить не более четырех. Желание получить такую малую партию вызвало подозрение российской стороны, что самолеты будут «клонированы». Это вполне вероятно, учитывая судьбу истребителя Су-27, глубокой модернизацией которого является Су-35. В Китай было поставлено свыше 280 самолетов этого типа, после чего в КНР наладили производство местных аналогов, в частности истребителей «Шэньян» J-11.
Китай хочет заполучить истребители Су-35 для копирования оборудования, считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Внешне вы даже не отличите Су-35 от Су-27, но оборудование все новое. Именно это Китаю и нужно — двигатели, радиолокаторы», — пояснил он «Русской планете».
Скопировать в разумные сроки двигатель и РЛС Су-35 нереально, для этого потребуется много времени, уверен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
КНР просто не хватит технологического ресурса для создания качественного клона Су-35, полагает главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. Он отмечает, что китайцам в любом случае малоинтересен планер Су-35 (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования. — РП), основанный на Су-27, в отличие от внутреннего оборудования нового истребителя.
Посетители у модели российского Су-35 на международной авиационной выставке в Китае, 31 октября 2006 года. Фото: Vincent Yu / AP
Посетители у модели российского Су-35 на международной авиационной выставке в Китае, 31 октября 2006 года. Фото: Vincent Yu / AP
«Конкретно у китайцев интерес к двигателям и электронной начинке, с этим у КНР большие проблемы. Они, конечно, гениальные копировщики, когда надо скопировать по внешней конфигурации, но по металлургии здорово отстают от России. Даже при четком копировании двигателя у них выходит "просадка" по тяге. Поэтому даже на современных китайских истребителях J-20 "Могучий дракон" стоят российские двигатели, а китайский аналог в том же классе "Тайхань" не вышел из стадии опытного производства», — пояснил РП эксперт.
Повторить бортовой комплекс Су-35 на китайской материальной базе невозможно, подчеркивает Кудишин. Он также отмечает, что начинка для самолетов в экспортном варианте будет упрощенной, на ступеньку ниже российской модели. Экспортные Су-35 будут поставляться с заниженными характеристиками, соглашается президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. По его мнению, новый истребитель — очередной вариант модификации Су-27, пусть и с радикальным изменениями в авионике.
Как отмечает Кашин, России может быть даже выгодна продажа партии Су-35 в Китай. «Переговоры шли лет пять, стороны долго и трудно согласовывали эти поставки. Россия в них заинтересована — они важны для рентабельности программы выпуска истребителей Су-35. Ознакомившись с возможностями машины, китайцы могут обратиться к российским партнерам за содействием в модернизации очень большого парка своих Су-27 и их производных», — говорит он.
Однозначно против заключения сделки высказывается Храмчихин. «Видимо, очень нужны деньги для развития пресловутого истребителя пятого поколения Т-50. Это еще и политический шаг, последние шесть-семь лет военно-техническое сотрудничество с КНР не то что бы обнулилось, но свелось к продаже двигателей, а это даже не оружие. Двигатели Китай в большом количестве покупают и на Западе», — говорит аналитик.
Истребители Су-35 не единственный современный вид вооружений, который Россия может поставить Китаю. Президент Владимир Путин лично одобрил поставку китайцам новейшей системы ПВО С-400 «Триумф», писал «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий Кремлю. Если сделка действительно будет заключена, то Пекин станет первым иностранным обладателем С-400. Такую возможность подтвердил в июле глава администрации президента Сергей Иванов, назвав шансы Китая высокими.
Су-35 также до сих пор ни разу не поставлялся иностранным заказчикам. Российские ВВС имеют на вооружении 22 самолета этого типа, первые шесть серийных экземпляров Министерство обороны получило 25 декабря 2012 года, самолет формально поступил на вооружение лишь 12 февраля 2014 года.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин