В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Страсти по халифату

Абу Бакр аль-Багдади. Кадр: Furqan Media / EPA / ИТАР-ТАСС
Группировка «Исламское государство» провозгласила себя халифатом; большинство мусульманских организаций считают, что это дискредитирует его идею и вносит раскол в мировое джихадисткое движение
Харун Сидоров
21 августа, 2014 05:05
27 мин
Возвращение халифата
30 июня 2014 года военно-политическая организация «Исламское Государство» (ИГИЛ) провозгласила себя Исламским халифатом, а своего лидера — Абу Бакра аль-Багдади — халифом.
Запад, Россию и Израиль эта новость чрезвычайно взволновала. Многие годы аналитики, дипломаты, военные стратеги этих стран говорили о возрождении халифата как об одной из главных угроз безопасности. 30 июня был сделан первый шаг в этом направлении, пока больше на уровне деклараций (ИГИЛ контролирует, да и то неустойчиво, лишь часть территорий Ирака и Сирии), но кто знает, что будет дальше?
В  исламском мире у многих эта новость тоже вызвала беспокойство. Причем речь не идет о светских националистах — патриотах национальных государств, образовавшихся в исламском мире в XX веке после краха Османского халифата и ухода Британской и Французской империй. Эта ситуация взволновала и многих религиозно ориентированных мусульман — тех, кого обычно называют «исламистами».
Рукопись Корана, XII век. Источник: islamic-awareness.org
Рукопись Корана, XII век. Источник: islamic-awareness.org
Самопровозглашенный халифат отверг Всемирный союз мусульманских ученых во главе с его председателем шейхом Юсуфом аль-Кардави, которого на Западе окрестили «Папой Римским суннитского мира». Аналогичную позицию заняли последователи близкого к нему наиболее многочисленного исламистского движения «Братья-мусульмане». Партия Хизб ут-Тахрир, для которой возрождение халифата десятилетиями было и остается идефиксом, заявила, что эта декларация не соответствует условиям для его восстановления и дискредитирует его идею. И даже лидеры и идеологи «Аль-Каиды», иракским филиалом которой в свое время было нынешнее ИГИЛ, не приняли его и заявили, что такое провозглашение ведет к расколу в рядах мирового джихадисткого движения.
Попробуем разобраться, почему провозглашенный ИГИЛ халифат вызвал такую реакцию в исламском мире и что ожидать от развития этой ситуации и идеи миру неисламскому.
Что такое халифат
Идея халифата коренится в самих основах исламского вероучения. О нем говорится в Коране применительно к сотворению Всевышним пророка Адама:
«И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю (сделаю) на земле наместника"» (перевод смыслов, 2:30).
Применительно к пророку Дауду (Давиду) в Коране говорится: «О Давуд, Мы сделали тебя наместником на земле: суди же среди людей по истине и не следуй за страстью» (перевод смыслов, 38:26).
Наместничество на земле это и есть халифат (хилафа), именно так это слово переводится с арабского на русский. Таким образом, сама идея означает, что человек должен править на земле в качестве наместника Бога, выполняя Его волю. Применительно к умме — исторически сформировавшейся общине последователей пророка Мухаммада — считается, что это наместничество должно проявляться в следовании откровениям Бога, воплощенным в Коране и Сунне, и придании им силы государственного закона.
Эта общая идея исламского вероучения более практически определяется и регулируется в науке исламской юриспруденции. В нем понятие халифата стоит в одном ряду со схожими понятиями, определяющими исламское правление: «имамата», «султаната», «эмирата», «даули» и так далее. И вот тут уже возникают вопросы и проблемы как в части их воплощения в жизнь, так и в части их соотношения между собой.
Медина, гравюра XIX века. Фото: Collection Roger-Viollet / AFP / East News
Медина, гравюра XIX века. Фото: Collection Roger-Viollet / AFP / East News
Прежде всего, где может быть установлен халифат? Он неразрывно связан с другим понятием — «дар уль-ислам», или землей преобладания ислама, которая отличается от «дар уль-куфр», то есть землей всего, что исламом не является («куфр» переводится как завеса и понимается как завешивание, сокрытие истины). Поэтому исламские правоведы говорят, что необходимым условием для установления халифа является «тамкин», то есть укрепление последователей ислама на той или иной земле, где они будут в силах руководствоваться его положениями и установить его законы в качестве государственных.
Второй вопрос, который возникает в связи с этим: сколько исламских правителей, которые могут называться имамами, султанами, эмирами, может быть в дар уль-исламе? По идее, имам или амир (амир аль-му’минин — повелитель верующих) у мусульман должен быть один, в пользу чего приводится знаменитое пророческое предание (хадис): «Кто дал присягу имаму на верность, пусть проявляет послушание ему. Если же объявится другой халиф, претендующий на халифат, то отрубите ему голову!». Однако и на практике, и в теории реалии исламского мира очень часто отличались от такого идеала.
Единый халифат: в теории и на практике
В представлении ряда современных халифатистских группировок должно быть не только одно исламское государство на земле, но и само оно должно быть унитарным и централизованным. Однако исламская история полна случаями противоположного характера.
Например, если рассматривать времена самого пророка Мухаммада, то политическое существование мусульманской политейи (имамата) характеризовалось: внутренней неоднородностью, существованием в одно время двух самостоятельных мусульманских общин, предложениями лидерам существующих держав установить вассальные отношения.
Термин «политейя» как синоним имамата или эмирата применительно к самостоятельному территориальному образованию первых мусульман времен пророка Мухаммада использован неслучайно. Государством в современном понимании это назвать сложно — на тот момент в нем отсутствовали и бюрократический аппарат, и регулярная армия, а сама община представляла собой вооруженных последователей Божьего пророка, вроде Израиля периода пророка Моисея и Исуса Навина.
Согласно тексту Мединского соглашения, составленного после переезда пророка Мухаммада с другими религиозными переселенцами к принявшим их жителям в город Ясриб, община мусульман представляла собой конгломерат племен, связанных узами религиозного братства. Таким образом, вопреки декларациям многих ярых интернационалистов от ислама, исламская умма не была изначально этнической общностью. Зародившись в среде родоплеменного общества, она сохраняла его институты даже тогда, когда они уже были включены в большой имперский, как принято сейчас говорить, проект. Это продолжалось от возникновения первого эмирата в Медине в 622 году до конца правления Омейядов в 750 году, в связи с чем в среде востоковедов и исламских гетеродоксий последних принято обвинять в арабском национализме. Однако национализм, конечно, это совершенно не тот термин, который может быть применен к тем реалиям, когда арабы не были нацией в современном понимании, впрочем, как не являются ею и сейчас. Суть в том, что на тот момент арабский мир характеризовался наличием множества племен, которые сохраняли свою самость и были коллективными субъектами исламского общества. Поэтому войти в умму как одиночкам-неофитам, так и целым народам можно было через установление клиентских отношений с одним из этих племен, что продолжалось, пока Аббасиды, сделавшие ставку на «новых мусульман», не отбросили это деление и не перешли к более открытой модели.
Вид на мечеть аль-Харам в Мекке, иллюстрация Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха
Вид на мечеть аль-Харам в Мекке, иллюстрация Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха
Непродолжительное время уже при правлении пророка Мухаммада параллельно с мединским существовало самостоятельное мусульманское образование. Это было вызвано тем, что по Худайбийскому перемирию с мекканскими многобожниками мусульмане Медины взяли на себя обязательство не принимать к себе мусульман — новых переселенцев из Мекки. Тогда часть из них во главе с Абу Басыром сформировала собственную вооруженную общину, которая самостоятельно вела борьбу с многобожниками, пока впоследствии, после взятия Мекки, не влилась в основную общину мусульман.
Весьма показательны послания пророка Мухаммада к лидерам соседних государств. В частности, в послании к правителю Дамаска того времени он говорил: «Поистине, я призываю тебя верить в одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварищей, и тогда ты не лишишься своих владений». В послании правителю Йамамы говорилось: «Знай, что моя религия победит повсюду, там прими же ислам, и ты будешь спасен, а я оставлю тебе то, чем ты владеешь».
От правителей не требовалось после принятия ислама отказаться от своих государств, чтобы они в качестве административных единиц влились в унитарное государство, — напротив, они могли в этом случае и дальше сохранять власть над ними. Например, правитель Волжской Булгарии, принявшей ислам в 922 году, фактически сохранил независимость своего государства, установив символические вассальные связи с Аббасидским халифатом.
Следует пояснить, что термин халиф входит в употребление уже после смерти пророка Мухаммада применительно к его первому преемнику — Абу Бакру и последующим правителям. Тогда же встает на повестку дня проблема халифата. В ходе дискуссий по этому вопросу, пока Абу Бакр еще не был утвержден как единый халиф мусульман, со стороны ансаров возникло предложение, чтобы как у них, так и у мухаджиров — двух основных групп исламского общества — был свой лидер. Однако это предложение было отвергнуто и сподвижники пророка Мухаммада присягнули Абу Бакру. Вскоре ему пришлось начать войну против нескольких племен, отказавшихся выплачивать обязательный исламский налог, а также против последовавших за лжепророком Мусайлимой.
Элементы централизованного государства начинают появляться при втором халифе — Умаре. Именно он учредил класс профессиональных служащих, осуществил классификацию населения, создав реестры лиц, имеющих право на государственную пенсию, превратил различные провинции халифата в административные образования, управляемые наместниками халифа, упразднил раздел военных трофеев между воинами в пользу государственной системы их консолидации и распределения между всеми имеющими право на это мусульманами, учредил профессиональную регулярную армию и ввел компактную дислокацию вооруженных сил в специальных лагерях — вне мирных поселений. Фактически именно при нем халифат становится могущественной мировой державой своего времени, уничтожившей Персидскую империю и включившей в свой состав Сирию, Египет, Палестину, Ирак, Персию. Обозначается и новый центр этой империи — Дамаск, позже ставший ее столицей и резиденцией династии Оммеядов, которые продолжили геополитический вектор развития халифа Умара.
Слом происходит в 750 году, когда, вырезав почти все семейство Оммеядов, власть захватывают Аббасиды, перенесшие центр империи в Багдад. Тогда же встает проблема единовластия в исламском мире. Дело в том, что под контролем выживших остатков Оммеядов осталась Андалусия (нынешняя Испания), которая, естественно, не признала захвата власти Аббасидами, и в 756 году в ней был провозглашен Кордовский эмират. В 929 году он и вовсе был переименован в халифат, несмотря на то что он в скором времени сам распался на множество эмиратов.
Как уже было отмечено выше, Аббасидский халифат не был унитарным государством. Мы уже упоминали Волжскую Булгарию, чей правитель установил символический вассалитет с аббасидским халифом, но это не было единственным случаем такого рода. Например, Юсуф ибн Ташфина был реальным правителем Андалусии и Магриба, но послал известного исламского ученого кадия Абу Бакра ибн аль-Араби в Багдад, чтобы тот присягнул от его имени на верность Халифу. Это было символическое стремление к единству, так как в реальности аббасидский халиф никак не мог ни контролировать этого эмира, ни помочь ему в противостоянии с внешними врагами.
Территория Оммейядского халифата к 750 году. Источник: The General Libraries / The University of Texas at Austin
Территория Оммейядского халифата к 750 году. Источник: The General Libraries / The University of Texas at Austin
Однако в это время в исламском мире центробежные тенденции только нарастают. Аббасидский халифат рухнул под натиском монголов, Андалусия превратилась в россыпь эмиратов. В 1312 году ислам становится государственной религией Золотой Орды, которая, впрочем, тоже со временем превращается в конгломерат независимых ханств, объединенных между собой вассальными отношениями.
В XI веке на периферии исламской ойкумены начинается восхождение новой силы — турков-сельджуков, позже ставших известными как османы. После завоевания Константинополя в 1453 году они консолидируют под своей властью Анатолию, после чего начинается расширение новой мировой мусульманской державы — Османской. В ее состав входит значительная часть важнейших мусульманских земель: Мекка с Мединой, Ирак, Сирия, Палестина, Египет, после чего она становится однозначным лидером всего исламского мира. Несмотря на это статус и единовластие османских правителей внутри него не всем были очевидны.
Так, правители Марокко, ведущие свой род от династии самого пророка, не признавали власти османских султанов и сохраняли за собой титул «амир аль-му’минин» (повелитель правоверных), используемый именно халифами. На Востоке от Османов, отделенный шиитской Персией, существовал параллельный геополитический и мощный геоэкономический центр исламской уммы — Большой Индостан, охватывающий пространство от Афганистана до Малайзии. У его правителей были неоднозначные отношения с халифатом — от формальной подчиненности до непризнания при разных правителях. Следует отметить, что и сам Османский халифат не был полностью унитарным государством и помимо административно-территориальных образований включал в свой состав вассальные образования (Крымское ханство, Княжество Валахия, Молдавское княжество, Княжество Трансильвания, курдские эмираты). При этом даже некоторые вилайеты или санджаки де-факто были протекторатными государствами: например, в Самцхе-Джавахети или некоторых курдских санджаках губернатор назначался из местных жителей; в Албании, Эпире, Морее и Черногории он выбирался местными жителями; Алжир, Тунис, Триполитания, Египет под властью хедивов были независимыми чуть меньше, чем полностью.
Вопрос власти халифа снова встал на повестку дня, когда в XIX веке начался упадок могучей мировой империи. В конфронтации с международной политикой османов оказываются исламские земли, самостоятельно ведущие борьбу с внешними экспансионистами: эмира Алжира Абдулкадыра Магидина и имама Кавказа Шамиля.
Эмират Абдулкадыра, границы которого не совпадали с нынешним Алжиром, частично охватил территории, номинально относящиеся к Халифату, частично включил в себя ранее «бесхозные территории». Его войска вели борьбу с французскими колонизаторами, несмотря как на саботаж османских наместников, так и на прямое предательство марокканского султана, ударившего в спину своим единоверцам. На Кавказе, который в состав Османского халифата никогда не входил, имели место схожие события в виде конфликтов наместников имама Шамиля с наместниками османского халифа, не заинтересованного в обострении отношений с Российской империей. Теоретически и богословски вопрос стоял так: что важнее — подчинение халифу, который не препятствует захвату мусульманских земель иноверцами, или их защита независимо от него?
Имам Кавказа Шамиль. Источник: The National Parliamentary Library of Georgia
Имам Кавказа Шамиль. Источник: The National Parliamentary Library of Georgia
Примерно в то же время в Западной Африке возникает новый, самостоятельный халифат. Его основателем становится легендарный для африканских мусульман исламский ученый, аскет, правовед, шейх Усман дан Фодио, чей путь создания общины и государства был максимально схож с путем самого пророка Мухаммада. Начав с небольшой общины единомышленников и множество лет посвятив мирному призыву, затем подвергшись гонениям и переселившись в безопасную территорию,  он со временем сумел объединить под своей властью значительные земли африканских племен, на которых он объявил халифат Сокото.
Схожим образом возникло будущее государство Саудовская Аравия. В данном случае династия ее правителей, вооружившись идеологией недждийского проповедника Абду аль-Ваххаба, объединила его последователей, подчинила себе арабские племена в зоне Персидского залива, слабо контролируемой Османским халифатом.
Но как соотносили свои действия с исламским правом все эти лидеры, создававшие свои государства и даже халифаты в то время, когда уже существовал Османский халифат? Ведь и знаменитое пророческое предание и мнение большинства исламских ученых указывают на то, что появление второго и более правителей незаконно, когда уже есть один.
Основное обоснование более-менее совпадало у всех — власть османского халифа фактически не доходила до их территорий. Принципиальный нюанс был у саудитов — их ранние эмиры, руководствующиеся идеологией ваххабизма, вообще не считали суфиев-османов мусульманами, а их государство исламским, хотя в наши дни многие их более умеренные последователи это отрицают.
Основатель Халифата Сокото шейх Усман дан Фодио был известным правоведом маликитского мазхаба своего времени. И его аргументация заключалась в том, что существование двух мусульманских правителей и государств возможно, если они находятся на большом расстоянии друг от друга и не могут слиться в одно государство.
Схожего мнения придерживались другие исламские ученые: имам аль-Харамейн, ученые Андалусии и Магриба, на которых ссылается в своей книге «Мукаддима» знаменитый исламский правовед и политический мыслитель Ибн Хальдун.
Все подобные правоведы считали и считают, что знаменитое пророческое предание о том, что надо отрубить голову второму халифу, если уже есть один, относится к ситуации, когда мусульмане уже объединены в рамках одного государства и кто-то пытается разобщить их. Основания для такой интерпретации дает одна из версий подобного пророческого предания, где сказано: «Если кто-либо пожелает внести раскол в общину в то время как она объединена, сразите его мечом вне зависимости от того кто он»
Новые эмираты и перспективы халифата
Возможно ли в наши дни объединение всех мусульманских стран, раскинутых почти по всем континентам, в единое государство?
Реалии таковы, что в одно государство пока не могут объединиться даже группы со схожей платформой и идеологией в близлежащих регионах. Не алавиты, шииты и курды, а даже арабы-сунниты и джихадисты, многие из которых сперва не признали преобразования в одностороннем порядке «Исламского эмирата Ирак» в «Исламское государство Ирака и Леванта», а затем в просто «Исламское государство — халифат». Сирийские суннитские группы, а также поддержавшие их добровольцы из «Джабхат ан-Нусры», которой «Аль-Каида» передала полномочия своего регионального филиала, сочли такое распространение власти одного регионального образования на соседнее, а тем более на весь исламский мир, необоснованным с точки зрения шариата. В итоге в Сирии уже идет война не только между суннитами и алавитами — сторонниками режима Асада, но и теми, кто поддержал самопровозглашенный халифат, и теми, кто отвергает их претензии. Чуть иначе дело обстоит в Ираке — там суннитские группы могут координировать свои действия против марионеточного прошиитского режима Малики, но при этом традиционалистские группы вроде «Армии Накшбандии» также не признают власть «Халифата», хотя последнему и удалось консолидировать вокруг себя значительную часть арабов-суннитов.
Митинг езидов в Германии против «Исламского Государства — Халифата», 9 августа 2014. Фото: Wolfgang Rattay / Reuters
Митинг езидов в Германии против «Исламского государства — Халифата», 9 августа 2014. Фото: Wolfgang Rattay / Reuters
Однако вопрос «халифата» является уже более частным аспектом вопроса «эмирата», так как эти явления, как было показано в этой статье, тесно связаны между собой. Существует немало «эмиратов» и «султанов», которые признаны «международным сообществом»: ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Бруней и т.д. Во всех них в той или иной степени признаются и претворяются законы шариата, а их главы считают себя легитимными мусульманскими правителями.
Однако при этом возможность появления новых эмиратов тем же «международным сообществом» воспринимается как угроза. Так было, например, с движением «Талибан», провозгласившим Исламский эмират Афганистан. Он возник после разрушения старого Афганистана советской интервенцией и многих лет опустошительной междоусобицы, реакцией на которую стало появление центростремительной силы, сумевшей покончить с местным бандитизмом и взять под контроль большую часть страны.
Не видно логики и в войне, которая была объявлена США Союзу шариатских судов (СШС), взявшему под контроль Сомали — почему шариатское правление возможно в союзной США Саудовской Аравии, а в Сомали против него потребовалось проводить военную операцию? Тем более что во главе союзного США правительства был поставлен один из бывших лидеров СШС — Ахмад Шариф.
Исламский эмират Ирака, как и в случае с Афганистаном, был провозглашен в условиях прекращения существования старого, саддамовского Ирака. Что интересно, его де-факто уничтожили сами США, которые десятилетиями сотрудничали с Саддамом Хусейном. Однако созданная ими конструкция власти с опорой на шиитов обречена на отторжение арабами-суннитами. Схожей оказалась ситуация в Сирии — прежнее государство рухнуло не без помощи Запада, потому что суннитское большинство отторгало власть алавитского меньшинства, сосредоточившего в своих руках контроль над спецслужбами и правящей партией. Сирийцы отвергли произвольное включение их страны в «Исламское государство Ирака и Леванта», однако при этом уже серьезно обсуждается, в том числе, и в качестве реакции на такую «аннексию» провозглашение собственного Исламского эмирата Шама (Сирии).
Проблема в том, что различные «арабские республики», такие как Ирак, Сирия, Ливия и так далее, возникшие из осколков распавшегося Османского халифата, сегодня воспринимаются как данность и чуть ли не как гаранты цивилизации на Востоке. Но их век уже прошел, причем приход им на смену «исламских эмиратов» почти везде стал не причиной, но следствием крушения этих «арабских республик». Начинался же он во многих случаях либо под вполне демократическими лозунгами, либо вообще в результате внешней интервенции, как было с СССР и Афганистаном или США и Ираком. При этом международное сообщество, которое ранее признало арабские республики, многие из которых тоже родились из революций, отказывается признавать эмираты вроде ИЭА, хотя талибы неоднократно провозглашали, что не имеют территориальных претензий к соседним государствам и претендуют только на контроль над Афганистаном.
И вот в такой ситуации еще не признанные внешним миром де-юре и не состоявшиеся в полной мере де-факто такие «эмираты» сталкиваются с новой проблемой — «халифатом». Руководство последнего заявило, что любые мусульманские государства и образования подлежат роспуску при приближении к ним войск халифата, иначе они будут считаться «бунтовщиками» против «законного правителя мусульман». Те же талибы, рассматривающие себя как «Исламский эмират Афганистан», проигнорировали данное заявление, как и «Имарат Кавказ» кавказских джихадистов, однако их неофициальные идеологи, такие как Абу Мухаммад аль-Макдиси и Абу Катада аль-Филистини, отвергли претензии халифата как несостоятельные.
Имеет ли в подобной ситуации перспективы идея единого общемирового государства мусульман? Если речь идет об объединении под его властью всех территорий, населенных мусульманами, — едва ли, ведь этого не было даже в лучшие для исламского мира времена. Попытка силовым образом присоединить к одному из государств, как бы оно ни называлось, устоявшиеся соседние, без сомнения, приведет только к кровопролитию среди самих мусульман; хотя нельзя исключать возможности изменения границ, если некоторые из таких государств начнут рушиться изнутри, как это было с асадовской Сирией.
Ахмед Шариф, 2012 год. Фото: Dai Kurokawa / EPA / ИТАР-ТАСС
Ахмед Шариф, 2012 год. Фото: Dai Kurokawa / EPA / ИТАР-ТАСС
Другое дело, если строительство халифата пойдет не по пути претензий одного территориального государства на территории других, а по пути де-факто превращения его в проектный штаб и координационный центр всей исламской уммы. То же руководство самопровозглашенного халифата уже снискало поддержку среди части мусульман по всему миру тем, что декларировало свою открытость для любого мусульманина, вне зависимости от его национальности и гражданства. Такое, впрочем, уже было — ранее сомалийское движение «Шаббаб» провозглашало, что любой мусульманин может приехать к ним в страну, продемонстрировать Коран и обменять свой национальный паспорт на сомалийское гражданство. Немало не только отдельных переселенцев, но и целых переселенческих общин со всего мира приняли и продолжают принимать афганские талибы.
Другое дело, что в силу своих взаимоотношений с окружающим миром этим образованиям было не суждено стать стабильным прибежищем для мусульман, уже не говоря о роли всемирного оператора и координационного центра. В качестве примера такового за пределами исламского мира вполне можно рассмотреть Израиль, несмотря на то что он существует на крохотной территории. Он не просто декларирует себя государством всех евреев мира и раздает свое гражданство каждому желающему еврею, но и содержит целую инфраструктуру по взаимодействию с еврейскими диаспорами, поддержанию их связей с еврейским государством, поддержке еврейских проектов в различных сферах, подготовке кадров как из диаспоры для Израиля, так и наоборот.
У мусульман же сегодня такого государства нет. Они зажаты в рамки национальных или территориальных государств, правящие элиты которых в большинстве случаев не соотносят себя с интересами исламской уммы. Последнее является уделом, как сейчас принято говорить, НПО или «мусульманской улицы», политически и геополитически не представленной. И то государство, которое, устойчиво закрепившись на определенной территории, сумеет взять на себя и успешно играть роль «мусульманского Израиля», имеет шансы получить поддержку этой «мусульманской улицы». А вместе с ней и инструмент воздействия на государства ее проживания.
Автор лидер Национальной организации русских мусульман
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ