Новости – В мире












В мире
Союз Шестиконечной звезды и Полумесяца. Часть II

Бомбардировки в рамках 34-дневной операции против «Хезболлы» в южной части деревни Бинт-Джубайль, 01 сентября 2006 года. Фото: AWAD AWAD / AFP / EAST NEWS
Израиль — Саудовская Аравия: под сенью Мюнхена
26 сентября, 2014 06:28
15 мин
Сближение между Израилем и арабами происходило спонтанно, по мере того как перечисленные выше угрозы сгущались, а регион терял привычные и знакомые очертания. Еще в 2006 году Хосни Мубарак и Саудовская Аравия не скрывали желания, чтобы Израиль покончил с шиитской «Хезболлой» в Ливане и остановил экспансию Ирана в страны «благодатного полумесяца». То же самое произошло в 2009 году, когда Израиль, к плохо скрываемому разочарованию Каира и Эр-Риада, остановился на полдороге, не уничтожив ХАМАС.
Политика президента США Барака Обамы вызвала удивление, граничащее с шоком на Ближнем Востоке. Сначала он вывел войска из Ирака, фактически передав власть в этой стране Тегерану и иракским шиитам, затем пошел еще дальше и начал заигрывать с иранскими аятоллами, начав переговоры по ядерной программе и ослабляя режим санкций. Америка переставала быть стратегическим союзником и вместо этого превращалась в источник головной боли. Американцы представали перед всеми ближневосточными игроками — вне зависимости от их позиции и предпочтений — в лучшем случае слабыми, простодушным и некомпетентными простаками; в худшем — вероломными лжецами и сознательными сторонниками политики умиротворения. В Иерусалиме и Эр-Риаде заговорили (вполголоса, а порой и во весь голос) о «ближневосточном Мюнхене». Стало очевидно, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, по крайней мере вместе выплыть шансов больше, чем в одиночку.
Один из неназванных чиновников ООН рассказывает о незначительном на первый взгляд, но весьма примечательном инциденте в стенах этого почтенного учреждения. Дело происходило год назад на фоне бурно вспыхнувшего романа между США и Ираном. Когда госсекретарь США Джон Керри встречался в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН со своим иранским коллегой, саудовский дипломат приблизился к израильтянину и язвительно спросил: «Вы не подскажете, что вообще здесь происходит?». Тогда же израильские дипломаты встречались за закрытыми дверьми и, по тем же источникам, вполне плодотворно беседовали с дипломатами из ОАЭ, Кувейта и других княжеств Персидского залива. Более того, между злейшими врагами царила весьма доброжелательная и открытая атмосфера. Символично, что на официальном ужине в Нью-Йорке никто из арабских делегатов не только не вышел из зала, где находилась министр юстиции Израиля Ципи Ливни, как это предписывает сложившийся политический ритуал, но внимательно выслушали ее речь.

Палестинцы смотрят на военного ХАМАСа, готовящегося к выстрелу из ракетной установки, Газа, 27 августа 2014 года. Фото: Roberto Schmidt / AFP / EAST NEWS
Палестинцы смотрят на военного ХАМАСа, готовящегося к выстрелу из ракетной установки, Газа, 27 августа 2014 года. Фото: Roberto Schmidt / AFP / EAST NEWS
В СМИ просачивалась информация, которая еще недавно воспринималась бы как фантасмагория. Сообщалось, что Саудовская Аравия дала разрешение на пролет в своем воздушном пространстве израильским ВВС, а спецслужбы обеих стран разрабатывают компьютерный вирус Super Stuxnet для нейтрализации иранской ядерной программы. В ноябре прошлого года, во время визита в Израиль президента Франции Франсуа Олланда, Иерусалим тайно посетил бывший шеф разведки Саудовской Аравии принц бин Бандар бин Султан, а в декабре он же тайно встречался с главой «Моссада» Тамиром Пардо в Акабе. «Саудовцы взбешены (политикой США. – РП) и готовы предоставить Израилю все, что ему необходимо для противодействия иранской угрозы», — утверждала Sunday Times. Тогда же британская Times писала о разработке обеими странами совместных планов по атаке иранских ядерных объектов.
Израильская газета «Гаарец» со ссылкой на анонимные источники в Саудовской Аравии сообщала, что Бандар бин Султан и Пардо направили своих представителей в Вену для обсуждения путей «саботажа иранской ядерной программы».
Тогда же племянник короля Абдаллы саудовский принц-миллиардер Эль-Валид бин Талал сделал заявление, которое совсем недавно казалось немыслимым. «Империя персов всегда была главной угрозой арабам, особенно — суннитам. Угроза исходит из Персии, а не от Израиля. Иранцы действуют в Бахрейне, в Ираке, в Сирии; посредством «Хезболлы» в Ливане и ХАМАСа в Газе, хотя местные арабы — сунниты, они распространяют свое влияние в регионе». «Мы очень обеспокоены, — добавил он, поименно назвав двух главных «обеспокоенных»: «Израиль, Саудовская Аравия и другие страны региона». Он усомнился в способности Обамы и его окружения принимать решения и нести ответственность за свои заявления, указав на беспомощность администрации в отношении Сирии (как известно, Обама назвал использование химического оружия «красной чертой» для Америки, однако когда Асад применил это оружие, «красная черта» растворилась за горизонтом). «Кто будет после этого полагаться на Вашингтон?», — спрашивал бин Талал. Эти слова отозвались эхом заявления министра обороны Израиля Моше Яалона, «пожелавшему» Джону Керри «поскорее получить Нобелевскую премию» и не лезть в дела региона.
Наконец, глава израильского правительства прозрачно намекнул на тайные переговоры с арабскими странами. «Израиль и ведущие государства арабского мира едины в своем подходе» (к иранской ядерной программе), — заявил он в интервью Le Figaro.

Палестинец внутри контрабандного туннеля, затопленного египетскими силами, на границе Египта и Газы в Рафахе, 19 февраля 2013 года. Фото: Ibraheem Abu Mustafa / Reuters
Палестинец внутри контрабандного туннеля, затопленного египетскими силами, на границе Египта и Газы в Рафахе, 19 февраля 2013 года. Фото: Ibraheem Abu Mustafa / Reuters
В то же время ливанская газета «Ас-Сафир» рассказала о совместной операции повстанцев Сирийской свободной армии, Саудовской Аравии, США и Израиля против режима Асада в пригороде Дамаска. Участие «Моссада» состояло в передаче повстанцам разведданных о местах дислокации противника и создании радиопомех в коммуникациях армейских частей формирований «Хезболлы».
Кстати, монархии Персидского залива оказались куда последовательнее европейцев, парализованных страхом перед лицом агрессивного ислама. В июле прошлого года Совет по сотрудничеству в Персидском заливе ввел санкции против «Хезболлы» — злейшего врага Израиля, а до этого внес эту организацию в список террористических группировок. В начале августа Бахрейн перекрыл доступ к сайтам, связанным с «Хезболлой» и «Аль-Каидой», а министр связи Бахрейна шейх Фауаз бин Мухаммад аль-Халифа заявил, что положит конец распространению экстремистской идеологии. В Эр-Риаде, Кувейте и Дубае менее всего думали об Израиле, когда принимали это решение, но интересы сторон оказались абсолютно идентичными.
Венцом нового курса арабского мира стало выступление глава МИДа Саудовской Аравии принца Сауда бин Фейсала аль-Сауда на Всемирной ассамблее арабских ученых в Джидде. Заявление аль-Сауда включало три принципиальных посыла.
Во-первых, заявил он, Ближний Восток как никогда нуждается в мире и Саудовская Аравия как ведущая страна арабского мира должна пойти на определенные жертвы для достижения этого мира.
Во-вторых, вина за текущие драматические события и бедствия палестинцев в Газе несет ХАМАС (напомним, что на протяжении ряда лет именно Саудовская Аравия была спонсором ХАМАСа, который потом переориентировался на нового патрона — Иран).
В-третьих, сказал он, «мы должны отказаться от насаждения ненависти в отношении Израиля и нормализовать отношения с еврейским государством». Что-то произошло в этом мире, если подобные кощунства» звучат из уст последователей аль-Ваххаба.
Каир и Иерусалим: жертвы стратегического союзника
Что касается Египта, то решение Обамы поддержать «Мусульманских братьев» бросило страны, между которыми десятилетия царил «холодный мир», в объятия друг друга. Патологическая одержимость Запада «мирным процессом» и «правами человека» сделала невозможное: Египет и Израиль обнаружили, что намного лучше понимают друг друга, чем Запад понимает их. Ас-Сиси был взбешен решением Обамы приостановить поставки F-16, сократить военную помощь Египту и заступничеством за «Мусульманских братьев» не в меньшей мере, чем Израиль попытками выкрутить ему руки и пойти на уступки палестинцам при полном отсутствии перспектив на соглашение.
Египтяне и израильтяне обнаружили, что находятся на «одной волне» и в том, что касается ХАМАСа. ХАМАС — филиал запрещенных в Египте «Мусульманских братьев» — воспринимается в Каире как стратегическая угроза национальной безопасности. За месяц египетская армия уничтожила туннели (некоторые из них попросту заливались нечистотами), поставив ХАМАС на грань банкротства и заставив его вновь искать помощи у Ирана. Произошло невероятное — после свержения Мурси Израиль отстаивал позиции ас-Сиси в Вашингтоне и Брюсселе совместно с Саудовской Аравией.
Генерал ас-Сиси почти сразу после переворота год назад запретил деятельность «Аль-Джазиры» в Египте, а ее корреспонденты были арестованы за провокации, что вызвало возмущение Запада. Подобный шаг взвешивает и Израиль, чей министр иностранных дел Авигдор Либерман настаивает на запрете работы рупора «арабской весны». Он же провозглашает в качестве внешнеполитической доктрины «стратегический союз с умеренными арабскими государствами», полагая, что «этот союз должен предусматривать, среди прочего, сотрудничество в сфере экономики и взаимовыгодную торговлю».
Технологические достижения Израиля в сочетании с ресурсами стран Персидского залива, полагает он, способны кардинально изменить ситуацию в регионе, где на наших глазах прочерчивается «новый водораздел: умеренные режимы — по одну сторону, экстремистские — по другую».
«Спасибо тебе, Нетаниягу, и пусть Аллах даст нам побольше людей, таких как ты»
Очередная «горячая стадия» конфликта в Газе создала дополнительные стимулы для политического сближения. Около месяца назад в СМИ появились сообщения о тайных переговорах между Израилем и ОАЭ. Согласно им, министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид встречался в Париже со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом в Париже, а на встрече присутствовал злейший враг Абу-Мазена и ХАМАСа, бывший глава палестинской контрразведки в Газе Мухаммед Дахлан.

Палестинский подросток в доме, разрушенном в результате наступления Израиля, Бейт-Ханун, Газа, 7 сентября 2014 года. Фото: AWAD AWAD / AFP / EAST NEWS
Палестинский подросток в доме, разрушенном в результате наступления Израиля, Бейт-Ханун, Газа, 7 сентября 2014 года. Фото: AWAD AWAD / AFP / EAST NEWS
Вслед за этим последовал репортаж «Аль-Джазиры» о том, что ОАЭ поддерживают операцию Израиля в Газе. В Абу-Даби, как и следовало ожидать, категорически отвергли эти «инсинуации», подчеркнув верность «палестинскому делу», но судя по всему, данная встреча имела место, и была вполне успешной. При этом бен Заид не упустил возможность пнуть Катар, обвинив его в подстрекательстве и подрыве общенациональных арабских интересов.
Если в странах Персидского залива сохраняют многозначительное молчание, то в Египте с самого начала израильской операции в Газе не скрывали, на чьей стороне их симпатии. Арабская солидарность, пусть даже на словах, закончилась там, где вступили в силу национальные интересы. На первой стадии конфликта ас-Сиси попросту игнорировал обращения арабских посредников и Абу-Мазена «остановить кровопролитие».
Ас-Сиси безмолвствовал, однако его окружение и египетские СМИ не скрывали, на чьей стороне их симпатии. «Спасибо тебе, Нетаниягу, и пусть Аллах даст нам побольше людей, таких как ты, чтобы уничтожить ХАМАС!», — написал обозреватель ведущей газеты Египта «Аль-Ахрам» Азза Сами. Египетский актер Амр Мустафа заявил, что палестинцам не следует ожидать помощи от Каира. «Вы должны избавиться от ХАМАСа и тогда мы поможем вам, — сказал он. — Мы, в Египте, вынуждены вести борьбу с бедностью, у нас достаточно своих проблем. Не ждите, что мы будем делать больше того, что уже делаем. Нам хватает тех проблем, которые вы создали нашей стране».
Решение министра обороны Египта отправить в Газу 500 тонн гуманитарной помощи газета «Аль-Башаир» прокомментировала следующим образом: «Жители сектора живут гораздо лучше, чем египтяне. Египетские бедняки испытывают настоящие лишения, и эта помощь им нужна больше. А Газе пусть Катар помогает. Нам не следуют передавать вам то, в чем египтяне нуждаются сами».
Известный египетский ведущий Амир Адиб «посоветовал» критикам ас-Сиси «заткнуться», напомнив, что «ХАМАС ответственен за убийство египетских солдат». Бывший египетский генерал Хамди Бакхит выражал надежду, что Израиль «оккупирует Газу». «Это будет лучше, чем власть ХАМАС», — заявил он. Египетская ведущая Амани Эль-Хайат обвинила ХАМАС в подлости и лицемерии. По ее словам, режим в Газе пошел на соглашение с ФАТХом весной этого года исключительно для того, чтобы получить от ФАТХа деньги для выплаты жалования своим служащим. «Они (ХАМАС) пытаются заставить нас открыть КПП в Рафиахе (оно было закрыто Каиром после серии терактов против египетских сил безопасности на Синае), — заявила Эль-Хайат, — и готовы обречь жителей Газы на жестокие испытания для решения собственных проблем. Мы не должны забывать, что ХАМАС — вооруженное ответвление террористического движения «Мусульманские братья».

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал, Джон Керри и министр иностранных дел Омана Юсеф бин Абдулла на Совете сотрудничества стран Залива начали переговоры о формировании коалиции в поддержку американской кампании против исламских государственных джихадистов в Сирии и Ираке, Джидда, 11 сентября 2014 года. Фото: BRENDAN SMIALOWSKI / POOL / AFP / EAST NEWS
Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал, Джон Керри и министр иностранных дел Омана Юсеф бин Абдулла на Совете сотрудничества стран Залива начали переговоры о формировании коалиции в поддержку американской кампании против исламских государственных джихадистов в Сирии и Ираке, Джидда, 11 сентября 2014 года. Фото: BRENDAN SMIALOWSKI / POOL / AFP / EAST NEWS
ХАМАС сетует, что Запад сегодня куда больше «понимает проблемы палестинцев, чем арабы», и эта это, действительно, так. Из разведывательных источников, сообщалось что Египет, Израиль и Рамалла выдвинули в Каире ультиматум ХАМАСу, который поддержал Эр-Риад, и президент России Владимир Путин. По другую сторону баррикад оказались США, взявшие сторону Катара и Турции.
Все это не значит, что арабы распахнули объятия еврейскому государству, признали его равноправным партнером и забыли о былых претензиях. Этого не произойдет и из-за специфической религиозной доктрины, предусматривающей освобождение земель, ранее принадлежащих исламу, восприятия Израиля как колониального образования и врага в коллективном сознании арабов. В то же время арабским режимам сегодня почти нет дела до палестинцев. Перед ними куда более насущная задача: выжить в опасном и быстро меняющемся мире. Более того, они не хотят никакого палестинского государства, которое станет источником анархии, проводником воинствующего ислама и иранских шиитов. «Палестинская проблема» остается в качестве лозунга, но между лозунгами и арабской реал-политикой лежит пропасть. В ситуации, когда «каждый сам за себя», «палестинскому вопросу» не остается места.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости