Новости – В мире












В мире
«Шестерка» пришла к нулю

Джон Керри и Мохаммад Джавад Зариф (справа) перед двусторонней встречей за закрытыми дверями в Вене, 23 ноября 2014 года. Фото: Ronald Zak / AP
Международные переговоры по ядерной программе Ирана с участием США и России находятся на грани срыва
24 ноября, 2014 07:33
5 мин
В ночь на 24 ноября истек срок, за который делегации Ирана и стран «шестерки» (Россия, Великобритания, США, Китай, Германия и Франция) должны были выработать окончательные условия по ограничению иранской ядерной программы. Как отмечали участники переговоров, стороны по-прежнему не достигли понимания по многим вопросам, и заключить соглашение к указанной дате было невозможно. Сейчас рассматривается возможность продления переговоров. Но даже если политическая договоренность была бы достигнута, у сторон просто не хватит времени на детализацию всех технических моментов, приводит Reuters слова анонимного европейского дипломата.
Участники переговоров не могут найти общего языка по ряду вопросов, подчеркнул в беседе с журналистами немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Накануне он позитивно оценивал возможный исход венской встречи. «Переговоры приблизились к тому моменту, когда я с оптимизмом могу сказать, что их исход уже близок. Мы никогда не были ближе к соглашению, чем сейчас, у нас есть на это шансы. Это судьбоносный момент», — подчеркнул министр.
Россия активно участвовала в попытках урегулировать иранский «ядерный вопрос». Вечером 23 ноября состоялась рабочая встреча главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. «Стороны обменялись мнениями относительно того, какие шаги можно было бы предпринять, чтобы максимально содействовать выходу на всеобъемлющее урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы», — сообщает МИД. Представители Вашингтона и Москвы обсудили другие актуальные проблемы и «отдельные аспекты двусторонней повестки дня», подчеркивается в сообщении.
Позже Лавров пообщался со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом. По данным МИД, особое внимание было уделено ключевым спорным моментам, которые препятствуют выработке решений. В рамках переговоров состоялся обмен мнениями относительно дальнейших шагов по преодолению разногласий в интересах скорейшего выхода на результат, устраивающий всех участников переговоров. 11 ноября Москва и Тегеран заключили соглашение о строительстве в Иране восьми энергоблоков АЭС. В его рамках стороны договорились об отправке в Россию отработанного ядерного топлива.
В начале ноября Лавров говорил, что по ядерной программе Ирана нерешенными остаются всего «два-три вопроса» и для сторон переговоров принципиально важно прийти к окончательному решению до истечения срока.
Очередной раунд диалога между Ираном и государствами «шестерки» стартовал 18 ноября в Вене. Его целью было закрепить промежуточное соглашение, подписанное ровно год назад, 24 ноября. Тогда Иран согласился впустить в страну инспекторов МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и в обмен на постепенное снятие международных санкций внести ряд ограничений в свою программу по обогащению урана.
Именно объем уступок со стороны Ирана и быстрота снятия санкций стали камнем преткновения во время всех последующих переговоров. Каждый раз «шестерка» напоминала о нежелательности создания Тегераном атомного оружия, а иранцы гарантировали мирный характер своих исследований. «Переговоры должны продолжаться, но всем нужно понять, что их результаты не остановят и не замедлят иранские исследования в области ядерной энергетики», — заявил высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи во время апрельского раунда в Вене.
Перед началом «юбилейных» переговоров Тегеран пошел на некоторые уступки: остановил работу центрифуги IR-5, которая могла использоваться для обогащения урана. «Иран соглашается на очень многие позиции, которые Запад выдвигает в качестве условий для снятия санкций. Он пошел на значительное сокращение центрифуг, приостановил свою деятельность в Ираке. То есть на самом деле он делает очень много для того, чтобы снизить представление о военной составляющей своей ядерной программы», — отметила руководитель сектора Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова в беседе с «Русской планетой».
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предупреждал госсекретаря Керри о недопустимости становления Ирана как «ядерной державы». «Нет никаких причин, что бы он сохранил тысячи центрифуг, которые позволят ему обогатить уран для атомной бомбы за очень короткое время», — утверждал он.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости