Новости – В мире












В мире
Саркози вернулся

Николя Саркози. Фото: Thibault Camus / AP
Результаты местных выборов во Франции делают его наиболее вероятным кандидатом на пост президента страны
30 марта, 2015 14:57
5 мин
В воскресение во Франции прошел второй тур местных выборов, по итогам которых победу одержал консервативный блок во главе с партией «Союз за народное движение» (UMP) бывшего главы Пятой республики Николя Саркози, претендующего в 2017 году на новый президентский срок.
Всего консерваторы взяли под свой контроль 66 департаментов из 101, в то время как правящей Социалистической партии достались всего 34 департамента. «Национальный фронт» Марин Ле Пен, который в первом туре занял второе место по общему количеству набранных голосов (25% от голосовавших, в то время как у правых было 32%, а у левых — 20%), не получил ни одного департамента, но увеличил представительство в большинстве местных советов.
Саркози поздравил своих однопартийцев и отметил, что UMP «никогда еще не побеждал в столь крупном числе департаментов страны». «Своим голосованием французы отвергли политику Франсуа Олланда и его правительства», — сказал экс-президент Франции.
Правые не просто отобрали у социалистов 25 департаментов, но и выиграли в самых настоящих «бастионах» левых сил, которые на протяжении долгих лет до этого голосовали за Социалистическую партию. К таковым относится и департамент Коррез на юго-западе Франции, от которого в свое время избирался нынешний президент Олланд.
Марин Ле Пен также заявила о крупном успехе «Национального фронта» и добавила, что достигнутый результат является «важным шагом для патриотических сил на их пути к власти». Однако, по мнению ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Сергея Федорова, на прошедших выборах националисты показали достаточно скромный результат. «Они не получили ни одного департамента, хотя им прогнозировали от двух до четырех, и у них будет всего 64 поста советников в местных советах из 4000», — отметил Федоров. Он связывает это с активным нагнетанием страха со стороны властей и центристской оппозиции, а также с некоторыми решениями самой партии. «Когда вокруг ситуации с «Шарли Эбдо» остальные партии поспешили заявить о национальном консенсусе, Ле Пен подвергла правительство резкой критике. Это оттолкнуло часть электората. Но она не могла поступить иначе, поскольку рисковала потерять собственную целевую аудиторию, наиболее верных своих сторонников», — считает эксперт, добавляя, что «Ле Пен лишена возможности маневрировать и в других своих решениях».

Марин Ле Пен, 29 марта 2015 года. Фото: Jacques Brinon / AP
Кроме того, после первого тура премьер-министр Франции Мануэль Вальс призвал голосовать за кандидатов от UMP в тех округах, где левые потерпели поражение в первом туре. «Когда нужно выбирать между кандидатом-республиканцем и "Национальным фронтом", то колебаться не приходится», — пояснил тогда свою позицию Вальс.
В итоге левые и правоцентристы на местах фактически поддерживали друг друга, если националисты имели там шансы одержать победу.
Как отмечает Федоров, избиратели побаиваются клейма радикализма, которое сохраняется за «Национальным фронтом», сохранившимся еще с времен председательства отца Марин Ле Пен Жан-Мари Ле Пена, который не редко позволял себе провокационные высказывания. «Марин, ставшая главой партии в 2011 году, поработала над имиджем и дисциплиной, при ней «Национальный фронт» несколько сместился к центру, не утратив при этом своей самобытности, но теперь, кажется, партия достигла своего электорального потолка», — считает Федоров. Тем не менее, по мнению эксперта, то, что по общему количеству голосов крайне правые заняли второе место среди всех партий, говорит о том, что Франция на данный момент движется к трехпартийности.
Социалисты же, несмотря на то что смогли несколько превзойти ожидания экспертов и избежать полного разгрома, все же потерпели поражение. «Результаты выборов — это протест французских избирателей против политики социалистов», — говорит Федоров. Причин этому много — сложная экономическая ситуация в стране, растущая безработица, невнятное президентство Франсуа Олланда, во время которого приняли ряд неудачных законов.
Главный же итог воскресных выборов — это возвращение в большую политику Николя Саркози, о котором теперь можно говорить как о наиболее вероятном претенденте на президентское кресло в 2017 году. «Несмотря на то, что сейчас 60% французов не хотели бы его возвращения на пост президента — их раздражает его манера поведения, чрезмерная энергичность, нервозность, скандалы, связанные с ним, — все же на данный момент Саркози наиболее популярный политик из возможных», — считает Федоров.
«Если отталкиваться от результатов этих местных выборов, то можно говорить о том, что сейчас двумя наиболее очевидными кандидатами на второй тур президентских выборов будут Саркози и Ле Пен, при том, что у Ле Пен нет шансов на победу, поскольку во втором туре социалисты отдали бы свои голоса за Сарко, как это произошло сейчас», — отметил политолог. Тем не менее он призывает не торопиться с выводами, напоминая: «До выборов еще два года, это большой срок».
Если говорить о возможном возвращении Саркози в Елисейский дворец, то для Москвы это было бы не самым плохим вариантом, поскольку он старался сохранять теплые отношения с российским руководством. Во время конфликта в Южной Осетии Саркози разработал план мирного урегулирования, который не предусматривал санкций против России. Шестой по счету президент Пятой республики также выступал за усиление позиций тандема Франция — Германия в Европе, при нем Франция вернулась в военную организацию НАТО.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости