Новости – В мире












В мире
«Самострел для украинской экономики»

Олег Ляшко (слева) и Александр Турчинов на заседании Верховной Рады, на котором первом чтении принят законопроект о санкциях против России, 12 августа 2014 года. Фото: Максим Никитин / ИТАР-ТАСС
Рада одобрила законопроект об ответных санкциях в отношении России в первом чтении, эксперты называют эти ограничения серьезным ударом для Украины
12 августа, 2014 16:10
10 мин
Верховная Рада Украины одобрила в первом чтении законопроект об ответных санкциях в отношении России. Согласно тексту документа, киевские власти определили 29 видов ограничений, в первую очередь касающиеся транзита российского газа.
Как передает ИТАР-ТАСС, разработанные правительством Украины меры «безотлагательного и эффективного реагирования на имеющиеся и потенциальные угрозы национальным интересам и национальной безопасности» стран поддержали 243 депутата при минимуме в 226. Между тем, закрывая пленарное заседание, председатель Верховной рады Александр Турчинов заявил, что рассмотрение пакета ответных мер состоится в четверг, 14 августа.
Хотя в тексте законопроекта отмечается, что документ является лишь правовой основой для введения санкций, а Совет национальной безопасности и обороны Украины может вносить в него изменения по предоставлению Верховной рады, президента, правительства, Нацбанка или Службы безопасности, он определяет конкретные виды санкций. Как заявлял в конце прошлой недели глава украинского кабинета министров Арсений Яценюк, ограничения затронут как минимум 65 компаний и 172 физических лица, как россиян, так и граждан других стран, «которые финансируют терроризм, поддержали аннексию Крыма и посягали на территориальную целостность Украины».
Ограничения, которые авторы определили в первом варианте документа, касаются самых различных сфер, в которых два государства могут взаимодействовать — начиная от транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины и заканчивая культурным обменом.
Среди 29 видов санкций, определенных в документе, есть пункты о заморозке активов; приостановлении исполнения экономических и финансовых обязательств перед попавшим под санкции государством; приостановлении действия специальных разрешений на пользование украинскими недрами; ограничении выдачи наличных по иностранным платежным картам; введении дополнительных мер в области экологического и ветеринарного контроля; ограничении или запрете на предоставление услуг почтовой связи и деятельности СМИ, в том числе интернет-изданий; запрете или ограничении входа морских судов в территориальные воды и порта Украины; прекращении действий торговых соглашений и совместных проектов. Отдельно в документе подчеркивается возможное прекращение совместных проектов и промышленных программ, в том числе в сфере безопасности и обороны.
Несмотря на то что в законопроекте есть пункт, предусматривающий ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов по территории Украины, в «Нафтогазе Украины» утверждают, что его принятие не будет означать автоматического ввода специальных экономических и ограничительных мер. Как констатируется в сообщении компании, введение санкций, ограничивающих транзит ресурсов, может исключить предоставление услуг по транспортировке газа контрагентам.
Однако, как подчеркивает пресс-служба «Нафтогаза», законопроект не исключает возможности транспортировки газа по территории Украины в страны Евросоюза, Турцию и Молдову контрагентами, не попавшими под действие санкций. Для этого им нужно будет лишь заключить прямые договоры с оператором украинской газотранспортной системы. «Нафтогаз подтверждает свою готовность и в дальнейшем так же безупречно обеспечивать транспортировку природного газа для европейских потребителей», — отметил председатель правления компании Андрей Коболев.
В интервью телеканалу Bloomberg он добавил, что транзит газа в Европу может оказаться под угрозой лишь из-за действий российской стороны, и напомнил о «втором газовом конфликте» между Россией и Украиной в начале 2009 года, когда поставки были полностью прекращены на две недели. В качестве возможного выхода из ситуации Коболев предложил Еврокомиссии и ведущим европейским компаниям начать переговоры с «Газпромом» о покупке газа на западной границе с Россией для закачки в украинские подземные хранилища и дальнейшего транзита в Европу, однако комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер уже сообщил, что такой вариант требует пересмотра транзитных контрактов. По его словам, Еврокомиссия намерена организовать трехсторонние переговоры по этому вопросу в начале осени.
Старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков уверен, что возможный запрет транзита российского газа в Европу — ключевой вопрос украинских санкций. «Около 50% газа проходит через территорию Украины, и без нее мы не можем выполнить контрактные обязательства перед Европой, и это будут огромные потери для российского бюджета. Но пострадает и Европа, поэтому мне представляется, что украинские власти на эту меру не пойдут из-за давления европейских контрагентов», — предположил он в разговоре с РП.
Долю Украины в российском экспорте, составляющую 5%, Жаворонков не считает критичной, однако подчеркивает, что даже за этой цифрой стоят сотни миллионов долларов. В сфере ВПК наиболее болезненным для России, по мнению эксперта, может стать запрет на поставки двигателей и комплектующих для российских вертолетов и авиации, которые производятся на запорожском заводе «Мотор Сич», без которых государственный холдинг «Росвертол» не сможет производить новые летательные аппараты и ремонтировать старые.

Червонодонецкая ДКС в Харьковской области. Фото: Сергей Козлов / EPA / ИТАР-ТАСС
Как рассказал РП эксперт Института современного развития Никита Масленников, общий объем активов, которых Россия может лишиться из-за украинских санкций — собственность и кредиты —составляет от $40 до $50 млрд. «Если по отношению к ним начнутся какие-то санкции вроде национализации, конфискации, это, конечно, всегда можно оспорить в судах, но все равно неприятно. Например, у "Русала" есть алюминиевый комбинат недалеко от Николаева, есть металлургический завод у "Мечела" в Донецкой области, правда, он был остановлен еще два года назад и не работает. Есть активы у "Евраза". Есть интересы у нефтяных компаний, например, у сети автозаправочных станций "Лукойл", правда, они сейчас они ее продают. До этого от активов в Украине избавлялись наши ритейлеры. Банки российского происхождения входят в первую десятку украинских банков. Но это будет скорее самострел для украинской экономики», — полагает эксперт.
Масленников оценивает ущерб украинской экономике в случае принятия санкций в $33 млрд за год, или около 19% валового внутреннего продукта, и называет его «системным, серьезным ударом». По его словам, на другие рынки могут уйти только 12% экспорта Украины в Россию. «Например, трубы и вообще продукция металлургической промышленности Украины на европейском рынке не нужна, потому что там достаточно своих металлургических заводов. А наши металлурги сейчас даже рады, потому что раньше украинские поставщики постоянно сбивали цену. То же самое происходит по ряду направлений химической промышленности», — считает он.
По мнению эксперта, законопроект — «попытка примкнуть к санкциям, которые объявили старшие братья». «Но все это надо просчитывать очень тщательно, а пока мы видим только ярко выраженный суицидальный синдром», — поделился Масленников.
Как рассказал РП президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, санкции негативно скажутся на всех секторах украинской экономики. «Множество украинских компаний так или иначе связаны с российскими компаниями, которые осуществляют свою деятельность на территории Украины, так что принятый Верховной Радой законопроект может вызвать резкое падение ВВП», — прогнозирует экономист.
По его словам, представители украинского бизнеса опасаются срыва договоренностей с российскими партнерами, многие скупают валюту или пытаются вывести деньги за рубеж. «Многие компании опасаются, что власть станет злоупотреблять полномочиями, поскольку в нынешнем виде законопроект имеет очень размытые формулировки, под которые при желании можно подвести многие предприятия», — говорит Охрименко.
Анонсируя антироссийские санкции, Яценюк определял возможные потери украинской экономики в объеме $7 млрд в течение года, однако отмечал, что у Киева «просто нет другого выхода». По его словам, с введением санкций в отношении России Украина «поставит точку» в вопросе газовой зависимости. В своей речи премьер-министр выразил надежду на помощь международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка, который уже утвердил выделение $500 млн на реформирование банковской сферы Украины.
Киевские власти рассказали о грядущих санкциях в отношении Москвы 7 августа. За день до этого Владимир Путин подписал указ, на год запретивший ввоз в страну определенных видов продукции, в том числе мяса, сыра и овощей из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Тогда же Россия запретила транзит рейсов украинских авиакомпаний через свое воздушное пространство в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости