В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

«Это воздушный танк — бронированный и тяжелый»

Мог ли малайзийский «Боинг» быть сбит штурмовиком Су-25 украинских ВВС — «Русская планета» опросила экспертов
Елена Коваленко
4 мин
Малазийские эксперты на месте падения авиалайнера «Боинг-777». Фото: Robert Ghement / EPA / ИТАР-ТАСС
Военные эксперты специально для «Русской планеты» прокомментировали версию о возможной причастности украинской стороны к катастрофе малайзийского авиалайнера «Боинг-777», представленную Минобороны России на экстренной пресс-конференции 21 июля.
Напомним, что в ходе встречи с журналистами военные показали снимки со спутников и данные радиолокационных станций, предположительно доказывающие, что в Донецкой области в день крушения «Боинга» была развернута украинская группировка зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1», а в момент падения авиалайнера рядом с ним находился неизвестный самолет, якобы штурмовик Су-25 ВВС Украины.
Мы попросили экспертов ответить на следующие вопросы:
1) Ваше мнение о представленных сведениях, могут ли они стать основой для достоверной версии катастрофы «Боинга»?
2) Ваше мнение о возможной роли Су-25, его причастности к гибели малайзийского самолета?
Передача бортовых самописцев самолета Malaysia Airlines малайзийской стороне в Донецке. Фото: Robert Ghement / EPA / ИТАР-ТАСС
РП намеренно задала вопросы экспертам, отстаивающим диаметрально противоположные точки зрения, чтобы у читателя была возможность сделать собственные выводы и попытаться восстановить объективную картину случившегося.
Константин Сивков, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
  1. На мой взгляд приведенная информация подтверждает, что имела места провокация против России. Многие считают, что натовцы не готовы к военному участию. Может быть не к наземному, но массированные авиационно-бомбовые удары они вполне могут нанести. Нужна была провокация не против «Боинга», а против России, чтобы она нанесла удар по войскам хунты.

    Для отражения этого удара была создана группировка наземных сил ПВО, но с неподготовленным составом и не совсем исправной техникой. Думаю, во время боевого слаживания произошло несанкционированное уничтожение «Боинга», вряд ли преднамеренное. Поэтому они пытались ускоренно разгромить силы самообороны, взять Донецк и Луганск, чтобы захватить черные ящики и замести следы — не получилось. Сегодня Порошенко объявил о мобилизации, чтобы додавить противника, ведь победителей не судят.
  2. Никто Су-25 не видел. На пределе своего потолка в десять тысяч метров ему бы просто не хватило скорости, чтобы сблизиться с «Боингом». Стрелять на встречном курсе он тоже не мог, потому что ракета класса «воздух — воздух» Р-60 на таком курсе эффективна совсем с небольшого расстояния до 1,5 км — никто в таких случаях не стреляет, поскольку есть опасность столкновения. По моему мнению, это был нормальный истребитель вроде МиГ-29 — он дает такую же эффективную площадь рассеяния (на радаре. — РП), как и Су-25.
Павел Фельгенгауэр, независимый военный обозреватель и аналитик
  1. Мы услышали удивительные заявления, суть которых сводится к тому, что российская бюрократия перешла в режим полного отрицания и рисует фантасмагорические картины заговора против России. Похожее я прекрасно помню по катастрофе южнокорейского «Боинга» в 1983 году. Тогда Андропов все-таки дал приказ признать вину — слишком уж отвратительно все это выглядело.

    Есть более убедительная, подтвержденная косвенными уликами версия, что авиалайнер сбили повстанцы, думавшие, что атакуют военную цель. Экипаж установки «Бук-М1» три-четыре человека, ее внутренний радар может обнаруживать, вести и «подсвечивать» цель, но не дает представления о ситуации в воздухе. Решение надо принимать быстро, а по этому воздушному маршруту уже двигались украинские транспортные самолеты. В частности, они сбрасывали снабжение для групп украинской армии, прижатых в ходе боев к российской границе.

    Я не верю, что кто-то отдал приказ нарочно сбивать малайзийский борт, но вот повстанцы вполне могли совершить ошибку, работая с установкой «Бук-М1» в разбивке от всей системы. Другое дело украинцы — у них были развернуты полноценные дивизионы, где приказ поступает от командного пункта, в котором есть 3-радар, дающий объективное представление о воздушной обстановке в радиусе 100 километров. С такой техникой ошибка крайне сомнительна.
  2. Никаких доказательств, что там был Су-25 просто нет. Вполне возможно за него приняли хвостовое оперение «Боинга», падавшее с высоты 10 километров. Су-25 тихоходный бронированный штурмовик без радара и с малюсенькими ракетами Р-60 для самообороны в воздухе. Кстати, они давно «вышли в тираж», и на российских Су-25 на переделанные пилоны подвешивают Р-73. Эта ракета наводится на тепло и попадает в двигатель, а ведь «Боинг» вполне может лететь и сесть с помощью одного двигателя. Сложно представить, что такая «зубочистка», во много раз слабее «Бука», одним попаданием уничтожит огромный самолет.
Александр Гольц, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», военный эксперт
  1. Нам были представлены две версии, противоречащие одна другой. Думаю, это произошло от избытка служебного рвения: был предложен один вариант, затем второй. В итоге решили, что кашу маслом не испортишь.
  1. Я вчера полдня потратил на изучение этого вопроса. По всем нашим справочникам высота боевого применения Су-25 — 5 километров, а максимальная — 7 километров. Правда в американских справочниках есть цифра 10 километров. В любом случае ему крайне сложно атаковать «Боинг», ведь его скорость в два раза меньше. По сути, это воздушный танк — бронированный и тяжелый.
Штурмовики Су-25. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС
Виталий Соколовский, бывший военный летчик, майор в отставке
  1. Модификации Су-25Т и Су-25ТМ вполне могут подниматься на десять тысяч метров, это только первые штурмовики имели рабочие эшелоны до семи тысяч. Основное его предназначение — зачистка местности для пехоты, десанта и прочих наземных войск, но он вполне может работать, как целеуказатель. У него есть навигационный комплекс и система, отслеживающая цель, введенную в прицельный комплекс. Он вполне мог использоваться для передачи наземным комплексам ЗРК координат самолета.
Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор (запаса)
  1. Пока трудно судить об инциденте. Можно выдвигать версии на основе этих данных, но лучше проанализировать все факторы. Полная ясность может быть получена, когда эксперты прибудут на место аварии и займутся изучением обломков и характером их повреждений. Тогда можно будет понять каким средством, с земли или класса «воздух — воздух», был поражен авиалайнер. Некоторые выдвигаемые сейчас версии катастрофы вбрасываются в условиях информационной войны с целью как возможно удлинить дорогу к истине. Лучше, если неспециалисты перестанут плодить версии.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин