Новости – В мире
В мире
С широко открытым ртом
Фото: Ale Ventura / AltoPress / Photoalto / AFP / East News
Просмотр боевиков заставляет человека толстеть в два раза быстрее, чем другие жанры кино, выяснили ученые
2 сентября, 2014 19:30
6 мин
Американские социологи задались вопросом, какие жанры кино заставляют зрителей съедать больше попкорна, чипсов, сладостей и другой нездоровой и жирной пищи, которая обычно продается в кинотеатрах или покупается для домашнего просмотра фильмов. Выяснилось, что во время просмотра боевиков добровольцы-испытуемые съедали в два раза больше, чем во время скучного ток-шоу. Итоги этого необычного исследования и рекомендации любителям фильмов и диетологам были опубликованы в журнале JAMA Internal Medicine.
Широкое распространение телевидения в середине ХХ века привело не только к революции в медиапространстве, но и к кардинальным перестройкам в повседневной жизни простых людей. С появлением «говорящей коробки», как пишет историк Абигэйл Кэрролл в своей книге «Трехразовое питание», люди начали проводить все меньше времени вне стен дома в поиске новостей и развлечений и стали есть, не отрываясь от экрана телевизора. Этот тренд быстро уловили компании — производители еды, начавшие выпускать «удобные для ТВ-просмотра» (TV-friendly) продукты питания: попкорн, чипсы и прочие виды сухих закусок и вредной пищи. С этого момента, как считает Кэрролл и многие диетологи, началась эпидемия ожирения в США, где от лишних килограммов страдает более половины населения.
Социологи из Корнеллского университета и университета Вандербильта обратили внимание на этот феномен после того, как заметили во время серии походов в кино, что ведра с попкорном и запасы прочих видов ТВ-еды опустошались зрителями с неодинаковой скоростью при просмотре кинолент, принадлежащих к разным жанрам. Это наблюдение натолкнуло Анера Тала, Брайана Уонсинка и Скотта Цукермана на мысль, что содержание и стилистика фильма может влиять на аппетит человека во время просмотра и на скорость пережевывания пищи.
Они проверили эту гипотезу на 94 добровольцах из числа студентов тех университетов, в которых преподают. Перед тем как подвергнуть испытуемых гипнотизирующему воздействию кино, ученые разработали собственную классификацию фильмов. Она базировалась на двух характеристиках кинолент, которые больше всего отвлекают внимание человека — количество источников звука и число сцен, сменяющих друг друга каждую минуту.
«Захватывающие наше внимание телевизионные программы и фильмы обычно идут в быстром темпе, в них часто меняются ракурсы камеры и источники звука — они держат зрителя в постоянном напряжении и отвлекают его от того, что он ест. Во время просмотра таких фильмов человек съедает больше пищи, чем обычно. В результате, увлекательные телешоу и фильмы могут оказаться вредными для диеты», — полагает профессор Корнеллского университета Анер Тал.
Вооружившись этой системой классификации фильмов, социологи выделили два противоположных видеопроизведения — фантастический боевик «Остров», снятый Майклом Бэем в 2005 году, и записи телешоу американской телекомпании PBS, которое ведет Чарли Роуз. Фильм Бэя чрезвычайно насыщен событиями — в среднем за секунду на экране появляется около 25 сцен, которые сопровождаются примерно аналогичным числом независимых источников звука. В противоположность этому, картинка и звук в ток-шоу Роуза почти не меняются, потому что эта телепрограмма представляет собой непрерывное интервью.
Социологи подготовили 20-минутные нарезки из «Острова» и нескольких серий шоу Роуза, в части которых они удалили аудиодорожку для оценки того, насколько сильно сопровождающий кинокартинку звук влияет на аппетиты добровольцев. Когда все было готово, авторы статьи пригласили студентов в импровизированный кинозал, выдали им «наборы телезрителя» (ведра и подносы с драже M&M'S, печеньем, морковными палочками и виноградом) и попросили ни в чем себе не отказывать.
Во время киносеансов ученые следили за тем, сколько съедали добровольцы, какой тип пищи они предпочитали, как быстро убывали ее запасы во время самых динамичных или неподвижных кадров фильмов. Кроме того, социологи пытались примерно оценивать скорость движения рта, пережевывания и проглатывания пищи.
«Люди, которые смотрели "Остров", съели почти двойную порцию — на 98% больше, чем те, кто смотрел ток-шоу. Даже те участники эксперимента, которые смотрели ролики с отсутствующим звуком, съедали на 36% больше», — говорит директор лаборатории питания при Корнеллском университете в Итаке (США) Брайан Уонсинк.
Участники эксперимента, смотревшие кинокартину Майкла Бэя, получали дополнительные 160 килокалорий вместе с лишней порцией конфет, морковных палочек и прочей еды, которую их заставляла съесть динамичная картинка и многочисленные источники звука. На самом деле, как отмечают исследователи, это хороший результат — несмотря на удвоение массы съеденной пищи, число поглощенных калорий выросло всего на 64%. Это говорит о том, что добровольцы ели здоровую и легкую пищу, например виноград, а не шоколадный M&M'S.
Как бороться с проблемой переедания при просмотре боевиков и других захватывающих фильмов? Авторы статьи советуют брать с собой на диван или в кресло не целую коробку чипсов, печенья и другой ТВ-еды, а делить ее на части и раскладывать по тарелкам. Другой вариант — отказаться от нездоровой и высококалорийной пищи и есть те продукты, которые полезны для здоровья и почти не содержат калорий — к примеру, морковные палочки. Ученые советуют прописывать такую «ТВ-диету» всем людям, которые страдают от лишних килограммов и при этом любят смотреть телешоу и фильмы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости