В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости В мире
Русская планета
В мире

Роботы спасают Америку

Бизнес переносит производства из Азии обратно в Соединенные Штаты, но благодарить за это нужно не людей, а роботов
Николай Дзись-Войнаровский
23 октября, 2014 20:00
6 мин

На заводе Tesla Motors в США. Фото: Tesla Motors / Flickr 

В 2014 году 16% американских компаний активно переносят свое производство обратно в США. В 2013 году таких компаний было 13%, в 2012 — 7%, свидетельствует опрос, обнародованный 23 октября Boston Consulting Group (BCG). Также данные опроса говорят, что за прошедший год стало больше организаций, которые планируют через пять лет размещать свое производство в Штатах, и меньше — в Азии, Западной Европе и Мексике.
Предполагаемое распределение производственных мощностей через пять лет в процентах. Источник: BCG
Предполагаемое распределение производственных мощностей через пять лет в процентах. Источник: BCG
Скорее всего, президент США Барак Обама и его демократическая партия так или иначе попробуют засчитать результаты этого опроса себе в достижения. Ведь именно Обама подписал в 2009 году закон о восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act), в том числе подразумевавший кампанию Buy American («Покупай американское»), согласно которой госорганы должны были закупать только американские товары. Впрочем, ближайший торговый партнер Америки — Канада — была настолько возмущена таким протекционизмом в духе 30-х годов, что для нее пришлось сразу же сделать исключение.
В том же году президент США выступил с обращением к нации, где прямо сказал, что в Китае самая большая фабрика по производству солнечных батарей, самый быстрый суперкомпьютер, а поезда там тоже быстрее, чем в Америке. Он провел параллели между текущим положением вещей, когда США осознали, что проигрывают конкуренцию Китаю, и Sputnik Moment в 1957 году, когда после запуска СССР первого спутника в Америке поняли, что не могут называть себя мировыми лидерами, если другая страна, лежавшая в разрухе после войны, выигрывает у них Космическую гонку.
В 2007 году Джордж Буш подписал так называемый America COMPETES Act — закон о поддержке науки и образования, однако продлен он был уже при Обаме в 2010 году.
Такие массированные попытки с помощью государственного вмешательства сделать Америку промышленным и инновационным лидером напоминают российский курс на инновации при Дмитрии Медведеве и на импортозамещение при Путине. Похожа и реакция интеллигенции. Например, один из редакторов CNN Money Дэвид Голдман в 2012 году написал статью с критикой такого курса под названием «Почему Apple никогда не вернет рабочие места в технологическом секторе в США?»
Однако в том же 2012 году глава Apple Тим Кук заявил Bloomberg, что его фирма начнет собирать часть компьютеров в США и вкладывает $100 миллионов в перенос производства. Уже в 2013 году появились первые «маки» с клеймом Made in America.
Еще один яркий пример того, что американская промышленность успешно конкурирует с Азией — успех частной компании SpaceX, производящей и запускающей космические ракеты, которая была создана предпринимателем Илоном Маском. В 2011 году китайским чиновникам пришлось признать, что цены SpaceX ниже цен китайских конкурентов, и они не думают, что смогут соревноваться с ней по ценам в ближайшее время.
Наконец, сегодня успех идей по возрождению промышленности США подтверждается опросом BCG. В докладе сказано, что теперь американский бизнес учитывает не только стоимость рабочей силы, но и близость к рынкам сбыта и центрам разработки, а также наличие квалифицированных специалистов. Проще говоря, производить в Америке дороже, зато там много хороших инженеров, а продукцию не надо возить через море. Но так было и раньше — само по себе это не может объяснить ренессанс промышленности Штатов.  
Сборка электромобиля на заводе «Shandong Wido New Energy Automobile Co.» в Китае. Фото: Imaginechina / AFP / East News
Сборка электромобиля на заводе Shandong Wido New Energy Automobile Co. в Китае. Фото: Imaginechina / AFP / East News
Разумеется, частично благодарить надо Обаму. Однако в данной ситуации опять напрашиваются аналогии с Россией, которая частично обязана своим экономическим подъемом в начале «нулевых» Путину, но этот подъем не состоялся бы без факторов, от президента абсолютно не зависящих — подорожания нефти и либеральных реформ 1990-х годов. В случае с Америкой таких факторов два.
Во-первых, труд китайских рабочих дорожает. В исследовании «Сколково» под названием «Исчезает ли дешевое обрабатывающее производство в Китае? Кто станет следующей мировой фабрикой?» показано, что уже в 2008 году (то есть за год до того, как Обама стал президентом США) труд в Пакистане, Индии, Индонезии и Вьетнаме был дешевле китайского.
Во-вторых, американский бизнес еще до пришествия к власти демократов пытался автоматизировать производство, поскольку труд робота гораздо дешевле труда рабочего в США и потенциально может быть дешевле труда китайского рабочего. 56% опрошенных BCG согласны, что удешевление роботов повысило их конкурентоспособность по сравнению со странами третьего мира. Еще 72% сообщили, что их компании планируют инвестировать в автоматизацию или другие передовые производственные технологии в ближайшие пять лет.
Но лучше этих цифр причину переноса промышленности в США объясняют фотографии цехов, даже со скидкой на постановочность подобных фото. Впрочем, в СМИ и на сайтах производителей достаточно аналогичных снимков, поэтому каждый может лично убедиться, что картина везде примерно одинакова. 
темы
6 мин