Новости – В мире
В мире
Рейдерский полет
Вертолет Sikorsky S-97 Raider. Фото: sikorsky.com (http://raider.sikorsky.com/)
Американцы из «Сикорски» показали боевой скоростной вертолет следующего поколения
3 октября, 2014 20:45
4 мин
Впервые публично представлен прототип легкого ударного вертолета Sikorsky S-97 Raider («Рейдер»). Его главная особенность — невероятно высокая скорость. Презентация винтокрылой машины состоялась в испытательном центре компании-разработчика Sikorsky Aircraft в штате Флорида в минувший четверг.
«Рейдер» — вертолет, выполненный в абсолютно новой конфигурации, утверждает топ-менеджер «Сикорски» Марк Миллер. «Ничего настолько радикального нового не делалось за последние 30 лет», — цитирует Defense Tech Миллера.
Технология, созданная «Сикорски», позволяет преодолеть предел скорости для обычных вертолетов, рассказал «Русской Планете» главред еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин.
«Классический вертолет ограничен по горизонтальной скорости суммой двух скоростей: скорости кончика лопасти, наступающей против потока, и собственной скорости вертолета, — рассказывает эксперт. — В результате их суммирования конец лопасти переходит на сверхзвук, что приводит к росту волнового сопротивления, и вертолет не может преодолеть рубеж скорости в 300–350 километров в час».
Как поясняет Кудишин, «Сикорски» придумал использовать два соосных трехлопостных винта, вращающихся в разные стороны. Наступающая против потока лопасть на каждом винте приводится в положение с минимальным воздушным сопротивлением — так называемое «флюдирование». В результате этот «волновой кризис» — образование скачкового уплотнения на концах лопастей — нельзя избежать, но можно затянуть. В итоге вертолет может разгоняться до высокой скорости — порядка 420 и более километров в час.
«Кроме того, насколько я знаю, в этом вертолете применена система замедления вращения несущих винтов на большой скорости. У классического вертолета винт вращается с постоянной скоростью на любой поступательной скорости самого летательного аппарата — варьируется только шаг винта и подводимая к нему мощность, но частота вращения винта одинаковая. Здесь же, благодаря цифровой системе управления, скорее всего, реализована система замедления вращения несущих винтов, что позволяет достичь еще более высокой скорости», — поясняет специалист
Плюс к этому, были добавлены элементы уменьшения заметности, в частности, радиолокационной, продолжает свой рассказ Кудишин. Вертолет будет выполнен целиком из композитных материалов, что значительно снижает радиолокационную заметность и сильно экономит массу конструкции. Летательный аппарат имеет обтекаемую торпедообразную форму. У него убирающиеся шасси, скорее всего, будет убирающееся вооружение.
Скоростной вертолет изначально разрабатывался для участия в военном тендере по программе Armed Aerial Scout. В ее рамках планировалась создание новой машины на смену OH-58 Kiowa Warrior — одному из самых маленьких вертолетов на вооружении ВВС США, который применялся еще в годы войны во Вьетнаме. Бюджетные сокращения привели к заморозке программы на $16 миллиардов, но «Сикорски» уже вложила десятки миллионов долларов в разработку уникальной технологии и не собирается бросать проект.
Всего будет создано два прототипа «Рейдера». Первые летные испытания пройдут в этом году, но их большая часть придется на следующий. Последние разработки «Сикорски» в области создания скоростных вертолетов были испытаны еще в 2010 году, тогда экспериментальный образец под названием X2 достиг 460 километров в час — это примерно в два раза выше скорости современных вертолетов. Разработчики обещают, что скорость «Рейдера» будет еще больше, а сам он будет более маневренный.
Очевидно, что «Рейдер» будет применяться в вооруженной разведке, говорит Кудишин. «Это будут какие-то огневые задания, штурмовка. Возможно, его будут использовать в качестве противотанкового средства, хотя это менее вероятно. Кроме того, такой вертолет может успешно применяться в качестве вертолета-истребителя себе подобных, то есть он может атаковать винтокрылую технику противника», — резюмирует знаток боевой авиации.
Аналогичный перспективный вертолет разрабатывается в России, заявил в августе главком военно-воздушных сил генерал-полковник Виктор Бондарев. «Тайну всю открывать не буду. У нас сейчас хороший двигатель появляется, чтобы разогнать вертолет», — отметил глава российских ВВС на пресс-конференции. В марте 2013 года стоимость работ над российским аналогом «Рейдера» составляла 2,5 миллиарда рублей. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что проект будет завершен в 2016 году.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости