Новости – В мире












В мире
Радикалы слабеют

Ку-клукс-клан существует в США более 100 лет. Парад в городе Талса, штат Оклахома 21 сентября 1923 года. Фото: AP
Экстремистских организаций в США стало меньше
11 марта, 2015 15:23
3 мин
Во вторник объединение американских правозащитников «Южный центр правовой защиты бедноты» (SPLC), которые борются против расистских и экстремистских группировок, опубликовало очередной доклад. Оказалось, что общее число экстремистских организаций в США в 2014 году сократилось на 17% и находится сейчас на самом низком уровне с момента начала мониторинговых исследований в 1990 году.
В частности, число ячеек старейшей расистской организации США Ку-клукс-клан (ККК) снизилось за прошлый год в два раза. Если на начало 2014 года в стране их было 163, то к началу 2015 их количество снизилось до 72. Общее количество членов организации правозащитники оценивают в 5–8 тысяч человек. При этом отмечается, что расцвет ККК в новейшей истории США пришелся на 2010 год, когда президентом страны стал афроамериканец Барак Обама. Тогда было зафиксировано 220 ячеек организации. Ку-клукс-клан был создан еще в XIX веке, по окончании Гражданской войны в США. Члены организации выступали против планов центрального правительства уравнять в правах белое и черное население страны. Свои взгляды члены организации отстаивали насильственными методами.
Комментируя данные доклада, заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов отмечает, что в США много радикальных, расистских, нацистских, националистических организаций. Но их особенность состоит в том, что они находятся и всегда находились на краю общего политического пейзажа страны. «Их не назовешь массовыми и не скажешь, что у них широкая база», — говорит Гарбузов. Политолог связывает это с тем, что в США существует очень сильное, временами активное, а временами спокойное консервативное движение, которое делится на множество мелких групп от респектабельных до маргинальных. Группы вбирают в себя протестные настроения, которые, в противном случае, выплескивались бы в виде радикальных протестов.
«Ослабление всех эти радикальных группировок, на мой взгляд, связано с тем, что им нашлась легальная умеренная замена, своеобразная альтернатива, которая не отпугивает тех, кто занимает более умеренную позицию. Если политик в США хочет занять действительно высокий пост, то он должен уметь выражать свои взгляды в умеренной, не пугающей форме, иначе ему мало что светит», — считает Валерий Гарбузов.
Открытых расистов в Америке, по мнению политолога, очень немного, потому что все понимают, что это бесперспективно. «Все понимают, что если ты открытый расист, то ты можешь высказывать свои взгляды, но вряд ли тебя куда-то выберут, даже на местном уровне. Поэтому какой-то большой и светлой перспективы в США у радикалов нет. За последнее время американское общество очень сильно изменилось и стало настолько этнически разнообразным, что просто задавит всех экстремистов», — говорит Гарбузов. Главный принцип сосуществования различных экстремистских организаций в США: если появляется что-то более умеренное и респектабельное, то всякие радикальные варианты затухают. И наоборот, если респектабельное движение ослабевает, то радикальные движения пытаются занять эту нишу.

Активисты движения «Чаепитие» перед Капитолием в Вашингтоне, 19 июня 2013 года. Фото: J. Scott Applewhite / AP
Активисты движения «Чаепитие» перед Капитолием в Вашингтоне, 19 июня 2013 года. Фото: J. Scott Applewhite / AP
«Умеренной силе неинтересно, чтобы ее ассоциировали с радикальными организациями, она потому и умеренная, чтобы у нее были развязаны руки для участия в политической борьбе», — отмечает эксперт. В годы правления Обамы такой умеренной организацией стало движение «Чаепитие». Многие националисты, склонные идти за правыми консерваторами, пошли по другому пути, предпочитая более умеренную ветвь консерватизма, но все-таки вписанную в общий политический пейзаж, потому что в Соединенных Штатах Америки на радикалов разного толка, будь то левых или правых, все-таки смотрит подавляющее большинство избирателей с опасением и неприятием. Движения «Чаепитие» было создано в 2009 году в знак протеста против экономической программы Барака Обамы, предусматривавшей повышение налогов для богатых граждан. Движение получило свое название в честь знаменитого «Бостонского чаепития». В 1773 году в знак протеста против экономической политики Великобритании, облагавшей свои американские колонии высокими налогами, американцы утопили прибывший в порт Бостона груз чая, принадлежавший Британской Ост-Индской компании, что послужило прологом к началу войны за независимость США.
Сторонники движения «Чаепитие» требовали не оказывать финансовой помощи обанкротившимся предприятиям, прекратить поднимать налоги, поддержать свободу рынка, а также отменить инициированную Обамой реформу здравоохранения как слишком затратную для бюджета. Сторонников движения обвиняли в расизме. Было замечено, что движение подвергало жесткой критике многих сенаторов-афроамериканцев. Получил известность лозунг движения «Обама поддерживает белое рабство». В свою защиту лидеры «Чаепития» отмечали, что их поддерживают множество афроамериканцев.
«Рост экстремизма в год прихода власти Обамы безусловно связан с фигурой президента, — продолжает Гарбузов. — Обама воспринимался в консервативной Америке как серьезный сдвиг влево, его чуть ли не коммунистом считали, хотя конечно никаким коммунистом он не был. Приход к власти Обамы стало своего рода провокацией для подъема всех правых групп, общий подъем консерватизма в США был тогда налицо», — заключает эксперт.
По словам Валерия Гарбузова, особенностью всех вроде бы подпольных экстремистских организаций является то, что они все очень хорошо известны, и, как правило, за всеми радикальными организациями наблюдает ФБР. Почему в США до сих пор существу такие организации, объяснить очень просто, такова специфика американского законодательства. «Еще при Линдоне Джонсоне было принят закон, который утверждал принципы расового равенства, уравнивающее в правах черных, цветных и белых. И это законодательство после 60-х годов менялось, совершенствовалось. Но при этом в США нет законодательства, запрещающего пропаганду нацизма, как у нас или в Европе. Право на организацию каких-то групп, общественно политических движений в Америке имеют все. Там не существует даже запрета на нацистскую или расистскую символику и свободно издаются и распространяются экстремистские произведения», — говорит американист.
Главное, к чему может придраться правовая система США, — это действие. Суд в Америке смотрит, есть ли в действии тех или иных организаций проявления расизма. Когда же речь заходит о доказательной базе, то ее не всегда достаточно, чтобы обвинить те или иные организации, тех или иных деятелей. «Чаще всего получается, что все эти организации не нарушают ни Конституцию, ни другие американские законы. Взять с поличным такого рода деятелей и организации не так-то просто. В этом многие и видят причину существования такого количества мелких экстремистских организаций», — заключает политолог.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости