Новости – В мире
В мире
Радикальный туризм
Сторонники оппозиции во время столкновений с сотрудниками «Беркута» в Киеве. Фото: Ефрем Лукацкий / AP
«Русская планета» выяснила, зачем на Украину ездили российские ультраправые, левые и либералы
25 февраля, 2014 09:07
9 мин
21 февраля стало известно, что в Киеве во время столкновений с бойцами милицейского спецподразделения «Беркут» погиб уроженец Калининградской области Игорь Ткачук. По информации местных ультраправых, во время боев погибли уже двое россиян, однако ни «Правый сектор», ни «Свобода» их имен не называют. В столицу Украины приезжали левые и либералы из России. «Русская планета» выяснила, зачем российские оппозиционеры приезжают в Киев и чему они могут поучиться у украинских коллег.
Увидеть Киев и умереть
«Все, кто неравнодушен к судьбе России и Украины, приехали сюда, чтобы вершить историческую судьбу Украины, историческую судьбу России, потому что они тесно связаны», — рассказывает в одном из видеороликов лидер «Русского легиона» Роман Стригунков. Его соратники, появляющиеся на видео, — в масках цветов Украинской повстанческой армии, один из них с «коловратом» на одежде.
Стригунков рассказывает, что сотрудничает со «Свободой», живет на присланные друзьями деньги; он крутит в руке пистолет и жалуется, что российские оппозиционеры недостаточно радикальны. Лидер новоявленного «Русского легиона» — известный белгородский неонацист, глава местного национал-социалистического движения и отделения партии «Новая сила».
«Происходящие события в Киеве являются ударом и предупреждением для правящего в России истеблишмента, для олигархата и продажных чиновников. Это начало конца. Начала конца путинского режима. Именно сейчас мы должны быть здесь, чтобы вершить свою историческую судьбу! Историческая судьба России решается здесь и сейчас!» — говорится в манифесте легиона.
Стригунков, по некоторым данным, выступает за создание Белгородской республики и присоединение ее к Украине. Тесно общается с российскими ультраправыми (в частности, с Максимом Марцинкевичем, более известным как Тесак) и украинскими неонацистами. Во время антипутинских протестов 2011—2012 годов участвовал в акциях «За честные выборы», затем провел первый в Белгороде «Русский марш». В декабре 2013 он создал и возглавил «Русский легион». Соратникам, едущим из России, «легионеры» советуют не брать с собой маски, ножи и прочее оружие: «все необходимое выдадим на месте».
Игорь Ткачук. Фото: nbnews.com.ua
Игорь Ткачук. Фото: nbnews.com.ua
Сражаться в рядах «легиона» с «Беркутом» в Киев приехал и застреленный на прошлой неделе Ткачук.
Киев для русских
Активно поддерживают украинских неонацистов их единомышленники из национал-социалистической формации Wotanjugend. Один из них наблюдал за дракой протестующих с «Беркутом» 1 декабря прошлого года на Банковой улице Киева.
«Еще не видел в живую подобного у себя в городе... Толпы людей в шлемах и с битами, которые валят „Беркут“. Людей, которые глыбами камней месили „Беркут“ и мусоров. Опять взяли КМДА (киевскую мэрию. — РП), только более жестко...» — говорится в посте неонациста в социальной сети «ВКонтакте».
В Wotanjugend считают, что события на Украине имеют особую важность для России, где «либералы пытаются возглавить антиправительственный протест, но раз за разом его позорно сливают».
В начале февраля в Киев приехал лидер питерской «Национал-социалистической инициативы» Дмитрий Бобров и представители других ультраправых движений. О присутствии россиян на Майдане говорит и функционер «Свободы» Руслан Андрийко. По его словам, они «приезжали учиться делать революцию».
По информации российских правоохранительных органов, на которые ссылается портал LifeNews, из России на Украину поехали неформальные лидеры и активисты националистических организаций — 32 человека.
Однако полученный на Майдане ультраправыми опыт вряд ли пригодится в России, считает эксперт центра «Сова» Александр Верховский.
«Вся боевая подготовка, которой неонацисты занимаются по лесам, рассчитана на такой случай, как в Украине. Другое дело, что такого случая им не представляется в России. Нужна масса народа, а народа либо нет, либо он им не подходит, как это было на митингах в 2011—2012 годах», — пояснил он «Русской планете».
Черный флаг над Майданом
«Наше черное знамя вызвало много вопросов у участников протеста. В принципе, нам это и требовалось. Для всех у нас ответ простой: «Мы — анархисты. За социальную революцию и здесь вместе со всеми против людоедских законов и „Беркута“. На лозунг „Слава Украине“ отвечаем „Слава вiльному народу“», — говорится в отчете анархистов, посетивших в январе охваченный протестами Киев.
Там они наблюдали за захватом Украинского дома, помогали сооружать баррикады и вели постоянную агитацию среди протестующих. Позже анархисты с сожалением отметят, что «антибуржуазного понимания» на киевских баррикадах нет. Правда, подобные выводы не помешали им призвать единомышленников поскорее отправляться в Киев, где есть «самоорганизация и дух революции».
Левые тоже считают, что Украина — именно та страна, где можно научиться организованному протесту. Билет в Киев стоит недорого, проживание и еда дешевые, а впечатлений можно набраться за одни выходные, рассуждает активист Алексей Шичков.
«Я поехал туда, чтобы посмотреть, кто там есть. Я знал про бандеровцев и „Правый сектор“, но знал, что там есть и нормальные ребята, куда большие пролетарии, чем я», — рассказал он «Русской планете».
Активный участник московских акций 2011—2012 годов после поездки написал подробный отчет в Facebook, в котором констатировал очевидное: российские протесты пока еще несравнимы с украинскими.
Московские анархисты на Майдане. Фото: сообщество «Красно-Черный Блог» «ВКонтакте»
Московские анархисты на Майдане. Фото: сообщество «Красно-черный блог» «ВКонтакте»
Хотя левые и анархисты России и старались оставаться на Майдане анонимными, а на всех фотографиях, которые они публиковали, замазывали или закрывали лица, у LifeNews появились паспортные данные некоторых из активистов, пересекавших российско-украинскую границу.
Так, по данным издания, среди протестующих оказался недавно амнистированный анархист Алексей Сутуга, леворадикал Дмитрий Бученков, активистка Движения сопротивления имени Петра Алексеева Татьяна Трифонова, член Российского социалистического движения Альбер Саркисянц.
Опыт самоорганизации Майдана действительно может быть интересен левым, но в российских условиях он малоприменим, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
«Понятно, что смотреть на столкновения между демонстрантами и милицией интересно, как и организационная структура Майдана, но для России это практически не применимо. В связи с тем, что протест там подчеркнуто не левый, завязан на ультраправую молодежь и местный бизнес», — пояснил он РП.
Воздух свободы по утрам
«У нас не было необходимости формировать свою позицию по событиям в Киеве на Майдане. Мы все уже сформулировали давно и поехали в Украину, чтобы выразить свою поддержку протестующим и подышать воздухом свободы», — рассказал «Русской планете» лидер Национального демократического альянса (НДА) Илья Лазаренко.
Делегация НДА, громко заявившего о себе во время многотысячных оппозиционных митингов в центре Москвы, провела в Киеве несколько дней. Они общались с протестующими, оппозиционным истеблишментом и членами УДАРа, «Свободы» и «Батькивщины». В силовом противостоянии с «Беркутом» нацдемы участия не принимали и вообще не участвовали в оппозиционных процессах.
«Это другое государство. Мы здесь были в качестве наблюдателей, хотя и весьма заинтересованных», — говорит Лазаренко.
Наблюдали за протестами на Украине и члены партии «РПР-Парнас». Так, в Киеве побывали один из лидеров «Парнаса» Борис Немцов, которого тогдашние украинские власти спешно объявили персоной нон грата, глава петербургского отделения партии Андрей Пивоваров и член «Парнаса» Сергей Кузин.
В беседе с «Русской планетой» Кузин признался, что ему очень хотелось посмотреть на революцию своими глазами и поддержать украинских протестующих. К тому, что подобный политический туризм поможет оппозиционерам набраться опыта, Кузин относится скептически: за полтора-два дня научиться чему-то просто не успеваешь.
«Здесь дело не в технике, — говорит Лазаренко. — В Киев нужно ехать за политическим опытом. Речь о том, как сформировать политическое поле, психологическое поле. Ведь люди на Майдане были готовы умереть».
Опыт киевских протестов бесспорно интересен российской оппозиции, но в той же мере и бесполезен, говорит политолог Дмитрий Орешкин. На Украине совершенно иная политическая ситуация: расколоты элиты, появление олигархов на фоне низких доходов населения, массовое раздражение и недовольство — в России такого пока нет, объяснил он РП.
«Кроме того, в российской непарламентской оппозиции и так велики расхождения по поводу методов. Есть сторонники прямых действий, есть сторонники взаимодействия с властью», — добавил политолог.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости