Новости – В мире












В мире
Предотвратить всё

Профессор антропологии Джэф Брэнтигэм демонстрирует работу системы прогностической охраны правопорядка в полиции Лос-Анджелеса, 2012 год. Фото: Damian Dovarganes / AP
Как американские полицейские воплощают в жизнь концепцию допреступности — досрочное обнаружение и контроль будущих преступников
6 июля, 2014 07:42
21 мин
Благодаря Эдварду Сноудену вся планета узнала, что Старший брат следит за каждым. Но пока характер глобальной слежки остается неочевидным. Спецслужбы утверждают, что речь идет о сборе так называемых метаданных — не о самом содержимом разговоров и переписок, а лишь о косвенной информации об интернет- и телефонных коммуникациях: кто, где, когда. Впрочем, это лишь в теории. Технически разведчикам ничто не мешает прослушивать телефонные линии и читать закрытые чаты.
Если верить опубликованным Сноуденом сведениям о киберслежке за 35 высокопоставленными политиками по всему миру, агентство собирало отнюдь не метаданные, а прослушивало их напрямую. Криптоаналитики АНБ успешно взламывали интернет-трафик, зашифрованный протоколом SSL — эта защита используется миллионами сайтов, начинающихся с https, в том числе Google и Facebook. А если взломать не удавалось — принуждали к сотрудничеству IT-корпорации. Что операционная система Windows — это один большой бэкдор (программа скрытого удаленного управления) американских властей, пользователи подозревали еще в далеком 1999 году.
АНБ предлагает верить, что собирает лишь невинные метаданные, не нарушает никаких гражданских свобод и вообще выполняет социально полезную функцию, ища в информационном пространстве террористов. Массовый шпионаж оправдали, как ни смешно, правозащитники из Совета по конфиденциальности и гражданским правам. Одновременно в Америке публично реализуется гораздо более антиутопичный проект, не скрывающийся ни под какими грифами секретности, — так называемая «прогностическая охрана правопорядка» (predictive policing), воплощающая в жизнь самые мрачные сценарии повести Филиппа Дика «Особое мнение» о полицейском агентстве допреступности, специализирующемся на досрочном обнаружении и аресте потенциальных преступников.
«Я ничего не делал: курил травку, играл в кости»
В июле прошлого года в дверь к 22-летнему Роберту МакДэниелу, живущему на западе Чикаго, постучал офицер. Участковый зашел, чтобы предупредить: совершишь преступление — последствия не заставят себя ждать. Роберта, простого недоучку, бросившего колледж ради работы, визит копа немало озадачил. Конечно, его пару раз задерживали по подозрению в правонарушениях, однажды даже вынесли какой-то несерьезный приговор. Но вообще полиция им интересовалась редко: у парня не было ни судимостей за насилие, ни даже штрафов за ношение оружия. Его компрометировало разве что довольно опасное гетто, где он проживает. Этот район Чикаго известен частой уличной поножовщиной. И все же появление офицера в дверях было неслучайно.

Фото: Nam Y. Huh / AP
Фото: Nam Y. Huh / AP
«Я не делал ничего такого, чего не делал бы ребенок, росший со мной по соседству. Курил травку, играл в кости», — недоумевал МакДэниел в интервью Chicago Tribune.
МакДэниел не знал, что он занесен в «горячий список» (heat list) департамента полиции Чикаго. В этом перечне фигурируют 400 жителей города, которые «потенциально» вот-вот могут стать соучастниками преступлений. Вдохновленные работами социолога из Йеля Эндрю Папахристоса, изучающего социальные связи преступников, и воспользовавшиеся алгоритмом физика из Иллинойсского технологического института, полиция Чикаго стала одной из первых в мире, доверивших компьютеру предсказание преступлений.
Прогностические системы тестируются полицейскими департаментами во всех Штатах уже несколько лет, но пока что только в Чикаго по-настоящему наловчились в искусстве предсказания преступлений. В разговоре с изданием Verge офицер Джонатан Левайн, возглавляющий IT-отдел чикагской полиции, заверил, что их программа станет основной «для национальной практики».
Агентство допреступности
Взлет чикагской «прогностической полиции» начался в 2009 году, когда Национальный институт юстиции при Минюсте США пообещал гранты любому полицейскому департаменту с интеллектуальной системой прогнозирования. Получить эти деньги попытались участки со всей страны. Выиграл Чикаго, получивший $2 миллиона. Идеальным претендентом город сделала комбинация самой высокой статистики убийств и долгая история дружбы местной полиции с технологическими новинками. Еще в начале двухтысячных патрульные машины были оборудованы тачскринами с так называемой системой CLEAR (Citizen Law Enforcement Analysis and Reporting), которая содержит базу водительских прав, имен, адресов, ордеров, обеспечивает связь между полицейскими и дает доступ к дистанционно управляемым умным камерам, способным распознавать подозрительных лиц.

Фото: Scott Olson / Getty Images / Fotobank.ru
Фото: Scott Olson / Getty Images / Fotobank.ru
Чикагским полицейским потребовалось несколько лет, чтобы оправдать звание самого продвинутого департамента Штатов. В 2011–2012 годах к отлову будущих преступников не дала приступить текучка кадров и внутренняя политика. В прошлом году прогностическая программа наконец начала набирать обороты. Главным инициатором стал Майлс Верник — профессор-физик Иллинойского технологического института. В восьмидесятых он работал на Пентагон, разрабатывая для военных системы интеллектуального распознавания целей на поле боя. Позже переключился на медицинскую визуализацию — работал со сканами мозга пожилых пациентов, чтобы создать автоматизированную диагностику наступающего старческого маразма. Ученый стал специализироваться на машинном обучении и интерпретации изображений. Именно эта совокупность навыков сделала его идеальным кандидатом для создателя системы прогнозирования преступлений. После того как ученый познакомился с командиром IT-отдела чикагского участка, в «столице убийств США» начала создаваться полицейская антиутопия.
Криминальная база Чикаго данных включает гигантский исторический архив, в частности, список так называемых «горячих точек», где чаще всего происходят преступления. За этими районами с высоким криминогенным уровнем Министерство юстиции рекомендует следить более пристально, что гипотетически должно приводить к снижению преступности: «помимо расположения, концентрация преступности и нарушений общественного порядка зависит от времени суток. Нападения чаще всего происходят между тремя и семью часами утра, когда улицы почти пусты. Квартирные кражи в основном происходят днем, когда жителей нет дома. Случаи вождения в нетрезвом виде чаще происходят в районах, где много баров и алкогольных магазинов». В базе также есть упоминания о тревожных вызовах, телефонных сообщениях о подозрительных лицах, досье на каждого арестованного и осужденного в городе.

«Горячие точки» на карте Лос-Анджелеса на мониторе в полицейском участке. Фото: Damian Dovarganes / AP
«Горячие точки» на карте Лос-Анджелеса на мониторе в полицейском участке. Фото: Damian Dovarganes / AP
Основываясь на этой информации, Верник разработал, во-первых, городскую криминогенную карту, на которой подсвечиваются районы, где вот-вот могут произойти те или иные преступления. Свое творение он сравнивает с прогнозом погоды и компьютерной диагностикой в медицине: технология делает серьезную часть работы, что не отменяет труд метеорологов и врачей. «Рекомендации картографической системы не заменят знания и опыт офицеров. Она будет выявлять потенциальные проблемы, которые полицейские могут принять во внимание», — полагает ученый.
«Попали в список — значит, на то есть причина»
Второй плод скрещивания прогностического анализа и полицейской статистики — сотни досье на будущих преступников, потенциально опаснейших людей Чикаго, некоторые из которых, правда, не совершили ни одного правонарушения — пока что не совершили. В самых общих чертах технология основана на связях допреступников с уже известными нарушителями закона. Ученый наотрез отказался рассекречивать алгоритмы профилирования допреступников, однако, по его словам, они настолько тонки, что даже ранжируют будущих бандитов в соответствии с их шансом просто попасть в перестрелку, ранить или убить кого-то.
МакДэниел, по всей видимости, попал в список не просто из-за любви к наркотикам и азартным играм, а из-за друга детства, вместе с которым однажды был задержан за распространение марихуаны. В прошлом году товарища МакДэниела смертельно ранили в районе Остин на западе Чикаго, где живет и нынешний допреступник. Сам парень был весьма оскорблен неожиданным посещением полицейского и испугался, как бы соседи не заподозрили, что он работает полицейским доносчиком. Что послужило причиной внимания к его персоне, Роберт так и не понял: «Как я уже сказал, у меня нет уголовного бэкграунда. Что же может дать причину наблюдать за мной? Если вы даже и будете следить, то заметите, что я, очевидно, ничего не делаю».
По данным источников Verge в полицейском ведомстве, к февралю 2014-го офицеры нанесли визиты уже к 60 допреступникам из списка, в котором на начало года было почти полтысячи фамилий. «Речь идет о лицах, относительно которых модель определила, что с большой вероятностью они будут вовлечены в перестрелки и убийства, — с вероятностью в сотни раз большей, чем у рядового гражданина», — пояснили в пресс-службе Национального института юстиции.

«Социальная сеть» преступности в Чикаго и Бостоне. Источник: papachristos.org
«Социальная сеть» преступности в Чикаго и Бостоне. Источник: papachristos.org
Чикагский офицер Стивен Каларис формулирует то же самое более прямолинейно: «Раз попали в этот список, значит, на то есть причина».
Сетевая теория Папахристоса
У проекта есть не только техническая часть, которой заведует Майлс Верник из Иллинойского технологического, но и гуманитарная. «Прогностической полиции» не было бы без работ социолога Йельского университета и уроженца Чикаго Эндрю Папахристоса. Ученый подошел к проблеме городского насилия с позиций теории социальных сетей. Он попытался связать воедино обычных горожан, их знакомых, знакомых их знакомых и, наконец, преступников, попавших на полицейских учет, расстрелянных или погибших каким-то другим образом. «Есть способы, особенно теперь, когда наука сетей развивается, позволяющие измерить такие вещи систематически, увидеть большие паттерны. Дело не только в ваших друзьях или с кем вы видитесь, а в самой структуре этих сетей», — объяснял Папахристос в интервью Chicago Magazine.
Социолог обратил внимание, что в районах Лоундейл и Гарфилд-парк уровень убийств в три раза выше, чем в среднем по Чикаго. Изучив биографии жертв, он обнаружил, что они во многом похожи: относительно криминальное прошлое, учет в полиции, серии арестов, зачастую даже совместных с убитыми в этих же районах. «Если вы просто проводите время с людьми, которых застрелят, даже если вообще ничего не делаете, то все равно подвергаете себя риску. Это все равно как совместное использование шприцов», — полагает ученый.

Арест, совершенный благодаря системе прогностической охраны правопорядка. Фото: @SantaCruzPolice
Арест, совершенный благодаря системе прогностической охраны правопорядка. Фото: @SantaCruzPolice
Хотя Папахристос не принимал непосредственного участия в создании программы прогнозирования преступлений, работы йельского социолога стали настольными книгами в местном прогностическом отделе. Он, в частности, показал, что насилие с применением огнестрельного оружия в афроамериканских гетто распространяются подобно вирусной эпидемии. Комбинируя пятилетнюю статистику убийств и полицейские досье, Папахристос проанализировал сеть из 3718 афроамериканцев из высокой группы риска. Исходя из персональных характеристик и положения в сети, он выстроил логистическую регрессию для моделирования шансов, застрелят ли этих людей.
Почти половина всех учтенных Папахристосом убийств произошла внутри сети, в которую входило всего 4% населения гетто. Люди, которые знают друг друга, и проводят время в одних и тех же кругах — то есть являются акторами одной сети — буквально заражают друг друга своими интересами, полагает ученый. Если интересы связаны с рискованной деятельностью (ношение оружия, употребление и продажа наркотиков), они приводят к предсказуемым неприятностям. «Чем ближе человек к жертве, тем больше риск виктимизации. Регрессионные модели показывают, что риск уменьшается вместе с социальной дистанцией», — говорится в исследовании.
По словам Папахристоса, даже если у прогностического отдела не получится снизить уровень преступности, по крайней мере он уменьшит число горожан, неминуемо втягивающихся в порочный круг насилия из-за примата социальных связей, которые обрекают их на преступную судьбу.
«Кто попадает в список? В нем что, все черные дети?»
Насколько сильно прогностические системы типа чикагского «горячего списка» вторгнутся в частную жизнь и не приведут ли они к новым видам дискриминации? Четвертая поправка к американской Конституции запрещает произвольные обыски и аресты без судебного ордера. Юрист Ханни Факури из Фонда электронных рубежей, основанного в девяностых с целью защиты гражданских прав на фоне появления Интернета и новых технологий, считает чикагский опыт предвестником гораздо более мрачного полицейского будущего: «Боюсь, эти программы создают мир, в котором полиция может появиться в чьей-либо двери в любое время по любой причине». Как в случае с МакДэниелом, достаточно пересечения нескольких вредных привычек — пару раз покурить травку, сыграть в покер — и вас уже ставят на учет как маргинального элемента.
«Прежде всего, кто и как решает, кто попадает в список? Люди попадают туда только потому, что живут в дерьмовом районе и видели каких-то нарушителей спокойствия? (…) Сколько цветных в этом списке? В нем все черные дети? В нем все дети из южного Чикаго? Если это так, значит, мы просто огораживаем себя от этой группы?», — недоумевает правозащитник.
Создатель программы Майлс Верник, в свою очередь, настаивает, что его алгоритмы не используют никакой «расовой и относящейся к локальным сообществам информации». По его словам, система будет максимально объективно составлять досье и не профилировать конкретные группы населения: «Новизна нашего подхода в том, что мы пытаемся оценить риск насилия беспристрастно, количественно. Это достигается аналогично тому, как медицина статистически выяснила, что курение — фактор риска для рака легких. Естественно, не все курящие заболевают раком, но они гораздо больше рискуют. То же самое можно сказать и о преступлениях».
Вместе с тем активист Фонда электронных рубежей признает, что предсказание преступлений может служить благим целям. Во-первых, судебная власть как таковая обречена сажать за решетку некоторый процент невиновных. Во-вторых, американские тюрьмы не несут никакого исправления колоссальному числу заключенных, которые через пару лет после освобождения вновь отправляются в места лишения свободы, свидетельствует проведенное Pew Charitable Trusts исследование пенитенциарной системы Соединенных Штатов. На этом фоне гораздо более разумно ставить на учет и посещать еще только допреступников, тем самым мотивируя их на более законопослушное поведение. По словам Факури, «хорош любой план, снижающий численность заключенных».
Департаменты провидцев
Чикаго — далеко не единственный город, пытающийся победить преступность статистическим провидением. В 2011 году New York Times описывала аналогичный опыт в Санта-Крус, штат Калифорния. Модель примерно та же: на базе статистики преступлений против собственности (угоны автомобилей, ограбления домов) математическая модель рассчитывает частотность преступлений в разных районах города. Исходя из этих данных составляются маршруты для патрулей. В какой-то момент полицейских могут отправить в неблагополучный район просто потому, что именно в этот день программе кажется шанс преступления наиболее высоким. По словам местного шерифа, только за первый месяц работы программа привела к пяти арестам и позволила предотвратить несколько преступлений. Но до профилирования допреступников в Санта-Крус пока что не доросли.
Тогда же прогностический отдел заработал в Лос-Анджелесе — и был назван журналом Time «одним из лучших изобретений 2011 года». Их компьютерная программа генерирует на городской карте так называемые «прогностические области» (prediction boxes), где велик шанс преступления. К карте подключены пять подразделений департамента полиции Лос-Анджелеса, которые покрывают площадь в 337 квадратных километров с населением примерно 1,3 миллиона человек. Из участка полицейским по радио периодически докладывают, какую из областей им сейчас следует проверить.

Карта «горячих точек» Мемфиса. Фото: AP
Карта «горячих точек» Мемфиса. Фото: AP
В одном случае система порекомендовала отправить сотрудников в квадрат, который был на краю их зоны патрулирования. Прибыв, офицеры ничего не нашли, но вернувшись несколько дней спустя, обнаружили бандита, разбивающего окно частного дома. «Мы предотвратили сотни и сотни случаев, когда люди приходили домой и видели свои дома ограбленными. (…) Даже самые большие скептики теперь приходят ко мне и говорят: "Думаю, это работает"», — приводит Associated Press слова полицейского Шона Малиновского.
Другие отделы полиции по всей стране также приобщаются к искусству прогнозирования. Корпорация IBM объединился с полицией в Мемфисе (Теннесси) и Чарльстоне (Южная Каролина), правоохранительные органы Миннеаполиса тоже привлекают статистику грабежей и убийств для профилактики будущих преступлений. Эндрю Фергюсон, профессор права в Университете округа Колумбии, полагает, что рано или поздно прогностическая охрана правопорядка создаст юридические проблемы. Юрист привел пример офицера, который патрулирует район, где компьютер предсказал ограбление, и видит человека с большой сумкой. Полицейский задерживает его, потому что тот, во-первых, выглядит якобы подозрительно, во-вторых, основываясь на прогностических данных.
«Просто человек с сумкой не заслуживает подозрений. Но в суде офицер скажет: "А мне компьютер сказал туда идти". И что будут адвокат или судья делать с этой информацией? Вы не можете устроить перекрестный допрос компьютеру», — резюмирует правовед.
Что касается Чикаго, руководствуясь Актом о свободе информации, сайт Verge в феврале этого года запросил обнародовать список допреступников, однако запрос был отклонен, так как информация может «поставить под угрозу жизнь или физическую безопасность сотрудников правоохранительных органов или любого другого лица».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости