Новости – В мире












В мире
Приручение дельфина

Фото: Justin Sullivan / Getty Images / Fotobank.ru
Сожительство, разговоры и поиск мин: «Русская планета» разбирается в экспериментах над дельфинами
29 марта, 2014 07:15
10 мин
ВМФ России примет на службу украинских боевых дельфинов в Крыму. «Русская Планета» решила вспомнить об истории попыток человека наладить контакт с этими китообразными.
Дельфинов часто называют самыми умными животными. На самом деле это довольно спорное утверждение, как, впрочем, и большинство других высказываний и исследований в этой области. Спустя десятилетия с тех пор, как наука занялась интеллектом животных и их способностями к коммуникации, ученые все еще расходятся даже в базовых понятиях. Что считать интеллектом? Как отличить осознанные действия или сигналы от заученных? Где грань между условным рефлексом и пониманием?
В начале XX века наиболее подходящими животными для такого рода исследований считались обезьяны. Известны ранние эксперименты, в которых детенышей шимпанзе пытались растить и воспитывать вместе с человеческими детьми в надежде, что они разовьют речь. Вскоре, правда, стало понятно, что «речевой аппарат» приматов для речи как раз не приспособлен: не смыкаются голосовые связки, нет необходимой степени контроля над нижней челюстью и так далее.
К середине XX века, пока одни ученые продолжали искать альтернативы для обезьян вроде знакового языка или табличек, другие переключились на китообразных. Дельфины привлекают внимание к себе, во-первых, характерным набором сигналов, в котором многие склонны усматривать сложный язык; во-вторых, пластом историй и легенд об их взаимодействии с людьми (спасении утопающих, например); и в-третьих, физическими параметрами их мозга.
Вообще судить об интеллектуальном уровне по физическим признакам довольно сложно. Например, мозг дельфина — чуть больше человеческого, шимпанзе — значительно меньше, а кашалота — в несколько раз больше. Никакой корреляции с умственными способностями тут нет — этот подход дискредитировал себя достаточно давно. Но дельфины обращали на себя внимание тем, что у них соотношение массы мозга и тела уступает только человеческому.
Еще одной физиологической особенностью мозга дельфина является его значительный рост после рождения. У большинства млекопитающих масса мозга на протяжении жизни почти не меняется. Человек же рождается всего с 28% окончательной массы мозга. Дельфины находятся где-то посередине — с 42,5%. Правда, далеко идущих выводов из всех этих физических наблюдений делать не стоит.
В 1960-х ученые начали предпринимать попытки оценить интеллектуальные способности дельфинов, и, возможно, найти с ними «общий язык». Наиболее известные исследования в этой области связаны с именем доктора Джона Лилли, одного из соратников Тимоти Лири.
В 60-х Лилли построил на Виргинских островах дом на побережье, в котором было частично погруженное в воду помещение. По задумке там, в изоляции от окружающего мира, должны были проживать человек и дельфин — спать, есть и играть вместе, а также учиться языку. По утверждению ученого, спустя несколько недель эксперимента были заметны попытки китообразного имитировать английский язык; якобы после замедления записей свистов и пощелкиваний животного в них можно было различить человеческие слова. Впоследствии повторить этот результат исследователям не удалось, так что сейчас принято не воспринимать его всерьез.
Но были у Лилли и менее легко оспариваемые достижения. В частности, он утверждал, что подопытный дельфин Питер проявил понимание примитивной семантики и даже синтаксиса. Животное не только различало звуковые сигналы, обозначающие отдельные присутствующие в помещении игрушки, но после обучения понимало команды, в которых упоминалось несколько объектов. Более того, Питер как будто бы понимал разницу между порядком слов в предложении, например, правильно различал команды «отнеси куклу к мячу» и «отнеси мяч к кукле».
К похожим результатам пришел и последователь Лилли доктор Луис Херман. После семи месяцев тренировок его подопытные дельфины Аке и Феникс различали сигналы для 20 слов (к концу эксперимента — около 100) и понимали команды длиной в пять слов. Они также придавали значение порядку слов и адекватно реагировали на новые и нестандартные фразы. Например, на невыполнимые команды типа «отнеси ворота к мячу» (а не наоборот) они реагировали сигналом отрицания. На ни разу ранее не звучавшие предложения дельфины реагировали правильно в 80% случаев, что, по мнению Хермана, свидетельствовало о подлинном понимании.
Особенностью эксперимента Хермана было то, что одного из дельфинов учили звуковым командам, а другого — жестовым. Тем не менее они демонстрировали одинаковые результаты и даже проявляли определенную находчивость. Например, когда им предложили «бросить» струю воды из шланга, и Аке и Феникс независимо друг от друга подплыли к ней и подставили носы под воду, вызвав брызги. В ответ на команду поместить мяч в корзину, когда он уже там находился, они вынимали его и клали обратно.
Один из самых фантастических результатов, которые Херман описывает, был связан с взаимодействием дельфинов между собой. Их обучили командам, которые можно грубо перевести как «сделай что-нибудь эдакое» и «действуйте вместе», а потом отдали их одновременно. Аке и Феникс встретились и сделали вместе несколько кругов по бассейну, будто совещаясь, а затем одновременно выпрыгнули из воды, пуская струи.

Луис Херман, 1989 год. Фото: Ed Kashi / Getty Images / Fotobank.ru
Луис Херман, 1989 год. Фото: Ed Kashi / Getty Images / Fotobank.ru
Но обучить животное понимать сигналы искусственного языка — это одно. Научиться понимать его естественные сигналы — совсем другое. Некоторый прогресс в этом направлении наметился только в начале XXI века с ростом вычислительных мощностей и развитием самообучающихся алгоритмов анализа большого массива данных.
Кстати, именно в ходе попыток выявить какие-то закономерности, четкие лингвистические единицы в сигналах дельфинов, в 2011 году ученые внезапно обнаружили, что их свист свистом как раз не является. Характерные звуки производит речевой аппарат, работающий примерно как человеческий. Это выяснилось во время анализа записей 12-летнего самца-афалина, сделанных в 1977 году.
Ученые, записавшие эти пленки, пытались заставить животное свистеть гелием — они хотели понять, как глубина и давление влияют на «речь» дельфинов. Вопреки ожиданиям, высота звука не изменилась. Имевшихся тогда технологий для более детального анализа было недостаточно, но в 2011 году стало ясно, что за генерацию звука у китообразных полости носоглотки вообще не отвечают. «Свист» создают вибрации тканей, похожих на голосовые связки, причем животное может направлять этот звук в сторону конкретного «собеседника», не поворачиваясь. Но это — побочный результат, а основная работа ведется в другом направлении.
С 2011 года ученые пытаются создать технологию, которая позволит человеку и дельфину общаться в реальном времени на производной естественного языка. Для этого, как описывалось выше, алгоритмы анализа неструктурированных данных обрабатывают записи «речи» китообразных, чтобы выявить какие-то базовые компоненты. Понять гипотетический естественный язык дельфинов на данном этапе невозможно. Но исследователи полагают, что если создать искусственную систему сигналов, как в ранних экспериментах, но на основе именно этих базовых единиц, это упростит процесс обучения животного и вообще сильнее его заинтересует.
Чтобы упростить процесс для человека, инженеры создали подобие электронного переводчика — микрокомпьютер, который в реальном времени анализирует звуки, издаваемые дельфинами, и если находит придуманные учеными искусственные сигналы, озвучивает их перевод на английский. На сегодняшний день известно лишь об одном успешном срабатывании этой системы: летом 2013 года подопытный атлантический пятнистый дельфин попросил водорослей. В мае ожидается публикация официального отчета об этом эксперименте, в котором могут оказаться и другие интересные результаты.
Ученые были не единственными, кого заинтриговал предполагаемый высокий интеллект дельфинов. Одновременно с Лилли в 60-х сначала ВМС США, а затем и ВМФ СССР занялись экспериментами с применением дельфинов в военной сфере. Американская программа была частично рассекречена в 1990-х, но и про ту, и про другую продолжают ходить самые фантастические слухи.
Доподлинно известно только, что и американских, и советских дельфинов обучали на роль дозорных в портах и для поиска морских мин. Все остальное относится, скорее, к области легенд. Утверждается, например, что животных научили устанавливать мины, обезвреживать вражеских аквалангистов и глушить сонары при помощи специального оборудования. Одним из самых устойчивых мифов остается программа дельфинов-камикадзе, которые должны взрывать собой вражеские подлодки.
В США отряды «боевых» дельфинов существуют до сих пор и даже несколько раз использовались в военных конфликтах. «Дозорных» животных использовали во Вьетнаме, а «миноискателей» отправляли в порт Умм-Каср во время обеих войн в Персидском заливе. Предполагается, что к 2017 году дельфинов заменят роботы.
Отечественный проект был свернут вскоре после распада Советского Союза. Учебный центр находился в Казачьей бухте в окрестностях Севастополя и достался Украине. По непроверенным данным, в 2000 году находившихся там животных продали в Иран. Затем в 2012 году ВМФ Украины объявил о возобновлении программы. Новых дельфинов планировали обучать поиску объектов под водой, но программа страдала от недостатка финансирования в части разработки специального оборудования. После событий в Крыму в марте 2014 года проект оказался в ведении ВМФ России.
У американского и советско-украинского проектов есть еще одна общая легенда. В 2005 году в прессе США прошел слух, что во время урагана Катрина несколько «боевых дельфинов, обученных убивать людей при помощи отравленных дротиков» сбежали из учебного центра на озере Пончартрейн в Луизиане (настоящий центр находится на другом конце страны в Сан-Диего. — РП). Аналогичная «утка» про крымских дельфинов появилась в марте 2013 года и в украинских СМИ.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости