Поддержка топливом
3 мин чтения
АЗС в Минске. Фото: Сергей Самохин / РИА Новости, архив

АЗС в Минске. Фото: Сергей Самохин / РИА Новости, архив

В Белоруссии снова дорожает бензин: эксперты связывают очередное повышение цен с увеличением поставок топлива на Украину

9 сентября в Белоруссии розничные цены на бензин и дизельное топливо, реализуемые через АЗС, выросли в среднем на 4,1%, сообщает белорусское издание «Деловая газета». Это уже третье подорожание автомобильного топлива в нынешнем году. Предыдущее повышение розничных и отпускных цен на нефтепродукты произошло 19 августа и составило в среднем 4,3%. До этого цены росли 8 июля, тогда бензин и дизтопливо подорожали на 5,2—6,3%.

Подорожание нефтепродуктов — обычное дело для постсоветской республики. За 2013 год цены на автомобильное топливо повышались пять раз, в 2012-м — четыре, а в 2011-м — одиннадцать раз. Тогда череда повышений цен остановилась только после того, как белорусские автомобилисты начали организовывать массовые акции протеста под общим названием «Стоп-бензин!»

Сегодняшнее повышение цен нельзя называть обычным. Дело в том, что отныне цена бензина будет привязана к курсу доллара, который в Белоруссии уже давно и стабильно растет (в отличие от курсов евро и российского рубля). По этому поводу пресс-служба государственного концерна «Белнефтехим» сообщила: «Принято решение индикативной маркой топлива определить бензин АИ-92-К5-Евро и оперативно индексировать его цену в зависимости от курса доллара. Предельная максимальная розничная цена на автомобильный бензин марки АИ-92-К5-Евро поступательно, в несколько этапов, будет установлена в размере, эквивалентном $1 США за 1 литр. Затем стоимость данного вида бензина будет периодически индексироваться в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару».

Как утверждают представители «Белнефтехима», индексация розничных цен на топливо в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен. «Новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое они приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту», — считают белорусские специалисты.

Между тем многие рыночные аналитики, комментируя нынешнее повышение цен на автомобильное топливо, указывают, что оно совпало с резким ростом поставок белорусских нефтепродуктов на Украину. Один из основных экспортных товаров (70% белорусского экспорта на Украину) — нефтепродукты, причем поставлять их южному соседу приходится все больше.

Второй по размерам на Украине Лисичанский НПЗ оказался в зоне боевых действий и частично разрушен, да и работать на нем некому — местные сотрудники сбежали в Россию одними из первых, рассчитывая получить там высокие зарплаты в нефтегазовом секторе. Кроме того, сейчас поставки сырой нефти из России на Украину быстро сокращаются, а канал поставок из Азербайджана еще не отработан.

Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Следствием всего перечисленного стало то, что Белоруссия сейчас плавно забирает под себя рынок нефтепродуктов на Украине. Белорусские поставщики уверенно занимают там ниши своих конкурентов. Только за январь — май нынешнего года с белорусских НПЗ на Украину было отгружено 918,9 тысячи тонн нефтепродуктов (из них 418,5 тысячи тонн бензина) — это на 9,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь весной Лисичанский НПЗ еще работал и снабжал украинский рынок. Еще нет официальных данных по более поздним поставкам белорусских нефтепродуктов на Украину, но уже ясно, что они растут, и растут быстрыми темпами.

Договоренность по вопросу резкого увеличения поставок нефтепродуктов из Белоруссии на Украину была достигнута совсем недавно — в августе на встрече Петра Порошенко и Александра Лукашенко. «Порядка 29,1% украинского импорта в первом полугодии 2014 года (по данным Укрстат) пришлось на нефть и газ. В Украине понимают, что возможность хотя бы частичного замещения этой статьи импорта за счет поставок из Белоруссии — это благоприятная возможность, которую нельзя упускать», — говорит финансовый аналитик Альпари в Киеве Александр Михайленко.

Источник «Русской планеты» в белорусской компании-нефтетрейдере «Татбелнефтепродукт» (это «дочка» российской НК «Татнефть») со всеми возможными предосторожностями признался, что рост цен на топливо внутри Белоруссии действительно связан с более чем двукратным ростом отгрузок белорусских НПЗ украинским потребителям.

«Дело не в том, что бензина и дизтоплива не хватает. Запасов вполне достаточно. Но граница Беларуси с Украиной достаточно прозрачна, и очень многие "серые" торговцы, частники, могут захотеть заработать, нелегально продавая белорусское топливо украинцам, — сказал источник РП. — Так же, как сейчас везут в огромных баках грузовиков солярку в Литву и Польшу. Рост розничных цен внутри страны должен сделать такой бизнес менее привлекательным».

«Активные поставки топлива в Украину просто совпали с очередными мерами правительства, которое в рамках договора о Евразийском экономическом союзе обязалось поэтапно сближать цены на нефтепродукты в Республике Беларусь и в Российской Федерации. То есть повышать цены на бензин и дизтопливо, ведь в Беларуси они стоят дешевле, чем во всех соседних странах», — сказал РП эксперт Белорусской ассоциации автоперевозчиков Сергей Долголев.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Дочка связалась с «преступной группой» Далее в рубрике Дочка связалась с «преступной группой»Дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова официально стала фигурантом уголовного дела и объявлена в розыск Читайте в рубрике «В мире» Бизнес в России. Заяц в кустахДанные о вкладе малого и среднего бизнеса в экономику могут быть сильно преувеличены Бизнес в России. Заяц в кустах
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
10 сентября 2014, 08:42
Как говорится - автомобиль не роскошь. Роскошь - это бензин!))
11 сентября 2014, 15:44
В Европе и у нас, кстати непомерно завышены цены на топливо. Причем, если в Европе данная цена логична, то у нас в России она совершенно необоснованна! Почему бы нашему государству не позаботится о своих гражданах и не выдать автовладельцам специальные карты, по которым граждане РФ могли бы покупать бензин и солярку по нормальной, адекватной цене, а не за так, как будто мы живем на острове и закупаем нефть за бешеные деньги заграницей, а не сами добываем её и производим СВОЙ бензин?!?!?!?!?!?!?!?
Вопрос хоть и "на засыпку", но все же риторический, так как адекватного ответа на это почему-то ни кто до сих пор дать не может!!!
10 сентября 2014, 13:19
ха-ха отлично)
09 сентября 2014, 22:38
Хитрый бацка за счет российского бензина нагибает украинский рынок топлива и снимает дельту в бюджет Белоруссии, за чужой счет все красивыми быть хотят
09 сентября 2014, 23:07
Ну и Лукашенко надо как то подниматься на фоне конфликта в Украине.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!