По состоянию на 2 июля 10:30
Заболевших661 165
За последние сутки6 760
Выздоровело 428 978
Умерло9 683
В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Поддержка топливом

В Белоруссии снова дорожает бензин: эксперты связывают очередное повышение цен с увеличением поставок топлива на Украину
Елена Коваленко
9 сентября, 2014 19:36
3 мин
АЗС в Минске. Фото: Сергей Самохин / РИА Новости, архив
9 сентября в Белоруссии розничные цены на бензин и дизельное топливо, реализуемые через АЗС, выросли в среднем на 4,1%, сообщает белорусское издание «Деловая газета». Это уже третье подорожание автомобильного топлива в нынешнем году. Предыдущее повышение розничных и отпускных цен на нефтепродукты произошло 19 августа и составило в среднем 4,3%. До этого цены росли 8 июля, тогда бензин и дизтопливо подорожали на 5,2—6,3%.
Подорожание нефтепродуктов — обычное дело для постсоветской республики. За 2013 год цены на автомобильное топливо повышались пять раз, в 2012-м — четыре, а в 2011-м — одиннадцать раз. Тогда череда повышений цен остановилась только после того, как белорусские автомобилисты начали организовывать массовые акции протеста под общим названием «Стоп-бензин!»
Сегодняшнее повышение цен нельзя называть обычным. Дело в том, что отныне цена бензина будет привязана к курсу доллара, который в Белоруссии уже давно и стабильно растет (в отличие от курсов евро и российского рубля). По этому поводу пресс-служба государственного концерна «Белнефтехим» сообщила: «Принято решение индикативной маркой топлива определить бензин АИ-92-К5-Евро и оперативно индексировать его цену в зависимости от курса доллара. Предельная максимальная розничная цена на автомобильный бензин марки АИ-92-К5-Евро поступательно, в несколько этапов, будет установлена в размере, эквивалентном $1 США за 1 литр. Затем стоимость данного вида бензина будет периодически индексироваться в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару».
Как утверждают представители «Белнефтехима», индексация розничных цен на топливо в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен. «Новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое они приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту», — считают белорусские специалисты.
Между тем многие рыночные аналитики, комментируя нынешнее повышение цен на автомобильное топливо, указывают, что оно совпало с резким ростом поставок белорусских нефтепродуктов на Украину. Один из основных экспортных товаров (70% белорусского экспорта на Украину) — нефтепродукты, причем поставлять их южному соседу приходится все больше.
Второй по размерам на Украине Лисичанский НПЗ оказался в зоне боевых действий и частично разрушен, да и работать на нем некому — местные сотрудники сбежали в Россию одними из первых, рассчитывая получить там высокие зарплаты в нефтегазовом секторе. Кроме того, сейчас поставки сырой нефти из России на Украину быстро сокращаются, а канал поставок из Азербайджана еще не отработан.
Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Следствием всего перечисленного стало то, что Белоруссия сейчас плавно забирает под себя рынок нефтепродуктов на Украине. Белорусские поставщики уверенно занимают там ниши своих конкурентов. Только за январь — май нынешнего года с белорусских НПЗ на Украину было отгружено 918,9 тысячи тонн нефтепродуктов (из них 418,5 тысячи тонн бензина) — это на 9,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь весной Лисичанский НПЗ еще работал и снабжал украинский рынок. Еще нет официальных данных по более поздним поставкам белорусских нефтепродуктов на Украину, но уже ясно, что они растут, и растут быстрыми темпами.
Договоренность по вопросу резкого увеличения поставок нефтепродуктов из Белоруссии на Украину была достигнута совсем недавно — в августе на встрече Петра Порошенко и Александра Лукашенко. «Порядка 29,1% украинского импорта в первом полугодии 2014 года (по данным Укрстат) пришлось на нефть и газ. В Украине понимают, что возможность хотя бы частичного замещения этой статьи импорта за счет поставок из Белоруссии — это благоприятная возможность, которую нельзя упускать», — говорит финансовый аналитик Альпари в Киеве Александр Михайленко.
Источник «Русской планеты» в белорусской компании-нефтетрейдере «Татбелнефтепродукт» (это «дочка» российской НК «Татнефть») со всеми возможными предосторожностями признался, что рост цен на топливо внутри Белоруссии действительно связан с более чем двукратным ростом отгрузок белорусских НПЗ украинским потребителям.
«Дело не в том, что бензина и дизтоплива не хватает. Запасов вполне достаточно. Но граница Беларуси с Украиной достаточно прозрачна, и очень многие "серые" торговцы, частники, могут захотеть заработать, нелегально продавая белорусское топливо украинцам, — сказал источник РП. — Так же, как сейчас везут в огромных баках грузовиков солярку в Литву и Польшу. Рост розничных цен внутри страны должен сделать такой бизнес менее привлекательным».
«Активные поставки топлива в Украину просто совпали с очередными мерами правительства, которое в рамках договора о Евразийском экономическом союзе обязалось поэтапно сближать цены на нефтепродукты в Республике Беларусь и в Российской Федерации. То есть повышать цены на бензин и дизтопливо, ведь в Беларуси они стоят дешевле, чем во всех соседних странах», — сказал РП эксперт Белорусской ассоциации автоперевозчиков Сергей Долголев.
темы
3 мин