В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Первое правило General Motors

Корпорация GM скрывала от властей результаты собственных расследований причин автокатастроф, в которых погибли 74 человека; сама компания признает 13 смертельных исходов
Елена Коваленко
4 мин
Фото: Molly Riley / AP
В корпорации General Motors знали, что в многочисленных авариях со смертельным исходом виновата сама компания, но скрыли это от надзорных органов, пишет The New York Times. Журналисты издания пришли к этим выводам, ознакомившись с документами Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA).
В феврале 2014 года после продолжительных разбирательств, слушаний в конгрессе, судов и общественных кампаний GM начала один из крупнейших отзывов автомобилей в своей истории. Сначала речь шла 800 тысячах Chevrolet Cobalt и Pontiac-G5, но за полгода программа распространилась в общей сложности на 28 млн машин разных выпускаемых концерном марок. Дефект замка зажигания привел к гибели 74 человек. В компании признают лишь 13 случаев.
Из-за незначительного, на первый взгляд, недостатка конструкции ключ в замке зажигания Chevrolet Cobalt, выпускавшегося с 2004 по 2010 год, во время движения мог самопроизвольно проворачиваться в положение «выключено». В таком случае на ходу глох двигатель, после чего отключалась вся работающая от генератора электроника, в том числе усилители тормозов и компьютер, отвечающий за подушки безопасности. У некоторых моделей обнаружился еще и дефект электроусилителя руля.
На большой скорости водитель не мог справиться с управлением автомобилем, машина улетала в кювет. При аварии не срабатывала ни одна подушка безопасности. За последние десять лет подобные случаи происходили многократно. По крайней мере, для 13 владельцев Chevrolet Cobalt и родственных моделей отключение двигателя на полном ходу и потеря контроля над автомобилем привели к гибели.
В GM знали об этом дефекте еще в 2004 году. Но за пределы компании сведения утекли только после того, как адвокат, подавший иск против компании, получил 32 тысячи страниц документов «для служебного пользования». Именно этот архив положил начало проверкам, в результате которых и произошел отзыв автомобилей в феврале.
Автомобиль Saturn Ion, за рулем которой была Кэндис Андерсон. Фото: wn.com
Автомобиль Saturn Ion, за рулем которой была Кэндис Андерсон. Фото: wn.com
Журналисты The New York Times сопоставили эти данные с отчетами, полученными от NHTSA. Оказалось, что по многим смертельным случаям в General Motors проводили собственные расследования, но их результаты в нарушение закона не сообщали властям. По крайней мере, в четырех случаях специалисты корпорации указали на дефектный замок зажигания как на причину аварии.
В 2000 году конгресс обязал производителей автомобилей передавать в надзорные органы любые сообщения о возможной связи дефектов конструкции с авариями, повлекшими причинение вреда здоровью или смерть. NHTSA получило право проводить проверки инцидентов, в которых гибли люди. В ходе расследований компании были обязаны передавать органу всю документацию, собранную по каждой конкретной катастрофе. Конгресс принял этот закон из-за массовых аварий внедорожников Ford Explorer в конце 90-х: модель была разработана неудачно и машины часто переворачивались, в авариях погибли более 270 человек.
Когда месяц спустя Управление безопасностью движения обратилось к компании по поводу этой аварии, менеджеры GM ответили, что им ничего не известно. В ходе переписки с NHTSA юристы корпорации несколько раз меняли позицию: сначала они «не располагали достаточными для выводов данными», потом им мешала адвокатская тайна (семья Эриксона подала на компанию в суд), но в конце концов они заявили, что компания не проводила расследования вообще.
В точности так же развивалась ситуация после гибели двух девочек-подростков в 2006 году. А после еще одной аварии со смертельным исходом в декабре 2009 года юристы GM отказались представить документы проверки вообще без объяснений. Внутреннее расследование завершилось за шесть дней до запроса властей — и причиной инцидента опять был замок зажигания.
Фотографии людей, погибших в ДТП из-за проблем с замками зажигания, в зале суда во время слушания дела General Motors в Конгрессе США. Фото: Cliff Owen / AP
Фотографии людей, погибших в ДТП из-за проблем с замками зажигания, в зале суда во время слушания дела General Motors в Конгрессе США. Фото: Cliff Owen / AP
Часть вины за сокрытие причины трагедий, однако, лежит и на управлении NHTSA. Согласно установленным правилам, производитель автомобиля получает отчет полицейской экспертизы и в случае проверки обязан передать его копию властям вместе со своими документами. Так и произошло с еще одной аварией в феврале 2007 года.
На этот раз уже полицейский эксперт, проводивший осмотр разбитого автомобиля, указал на связь между проблемным замком зажигания и подушками безопасности. В GM его отчет просмотрел один человек и не придал ему значения. Другой сотрудник не глядя прикрепил его к документам на отправку в NHTSA. В управлении этой случайной утечки не заметили.
Во время слушаний в конгрессе вскрылась и еще одна оплошность специалистов NHTSA: они были уверены, что подушки безопасности не отключаются еще около 60 секунд после глушения двигателя, и, соответственно, не догадывались о самой простой причине их несрабатывания. На самом же деле в автомобилях, произведенных General Motors, остаточного питания управляющему подушками компьютеру хватает не более чем на 150 миллисекунд. Этого времени достаточно в ситуациях, когда подача электричества прерывается уже в процессе столкновения, но когда двигатель останавливается на ходу из-за поворота ключа, пользы от этой системы нет.
Юристы General Motors признают связь дефекта в замке зажигания с 13 смертями и 31 аварией. Журналисты агентства Reuters, пользуясь базой данных NHTSA, насчитали 74 жертвы. Причина расхождения — в хитрости, на которую пошла корпорация. Свою вину производитель дефектных автомобилей признает только в случаях, когда подушка безопасности не раскрылась при простом лобовом столкновении. Не учитываются всевозможные развороты, перевороты, падения в воду и так далее: в GM не собираются нести ответственность за снижение управляемости машины после потери питания.
Свои убытки в GM оценивают в $1,2 млн, притом что ремонт одного замка зажигания стоит всего около 57 центов. В мае корпорация выплатила штраф в размере $35 млн за то, что задержала отзыв на десять лет. В разгар скандала рыночная стоимость компании упала на $3 млрд.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин