В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

«Современная система образования является бесполезным мусором»

Фот: Brian Snyder / Reuters
Педагог-либертарианец Майкл Стронг считает, что современная школа учит детей пассивности и зависимости
Александр Телишев
17 июля, 2014 17:08
13 мин
Американский педагог-теоретик Майкл Стронг, инициировавший и активно участвующий в нескольких проектах альтернативных форм обучения школьников и студентов в Соединенных Штатах, выступил в среду в Москве с лекцией, в рамках которой он выделил главную проблему современной системы образования — отсутствие пространства для так называемого «креативного разрушения». По его мнению, слом государственных элементов системы и ликвидация университетов поможет решить эту проблему.
Стронга можно назвать типичным примером реализованной «американской мечты». Он родился и провел свое детство в маленьком городке, его родители не имели образования. Как он сам утверждает, плохое качество телевизионной картинки заставило его в раннем детстве читать много книг, и с этого момента он понял, что книжки позволяют учиться в пять-десять раз быстрее, чем лекции или занятия с учителем. Будущий реформатор американской системы образования поступил в университет Чикаго, где проникся духом либертарианства,  идеи которого и определили весь дальнейший ход его работы.
Стронг не одинок в своем стремлении создать альтернативную модель обучения школьников и студентов — вместе с несколькими влиятельными предпринимателями, такими как Джон Маки, директор компании Whole Foods, он организовал несколько образовательных стартапов, самым известным из которых является проект FLOW. Стронг и его единомышленники издают серии методических рекомендаций и пособий для учителей, помогающих им учить детей и молодых людей инновациям и способности создавать ценности. Кроме того, за последние 15 лет он создал целую сеть частных школ, в которых применяются те принципы, которые проповедует FLOW. По словам Стронга, все эти школы входят в сотни лучших образовательных учреждений в тех штатах, где они находятся.
 Майкл Стронг. Фото: flowidealism.org
Свою лекцию американский инноватор начал с жесткого тезиса: «Современная система образования является бесполезным мусором и ее следует уничтожить как можно быстрее ради блага всего человечества. Я прикладываю все усилия для того, чтобы эта задача была решена в ближайшие годы». По его словам, основы современной педагогики и обучения детей, как и базис политического и государственного устройства, уходят своими корнями в доисторические времена, когда люди все еще жили в пещерах. В ту эпоху образование заключалось в запоминании какого-то единого набора фактов и верований, который не подвергался сомнению и не провоцировал детей мыслить самостоятельно.
«Впервые данная ситуация изменилась в Древней Греции, где люди впервые начали сравнивать различные идеи и думать о том, какая из них является более достоверной. До этого человек никогда не пытался отбросить обыденный для нас принцип запоминания и воспроизведения информации и перейти к умозрительному мышлению. Это было крайне необычным феноменом — конформизм является нормой для человека, что можно легко заметить и в современных школах и университетах. Для меня методика Сократа, его манера задавания вопросов является основой западной цивилизации», — продолжил Стронг.
По словам педагога, для него главным являются не знания детей и студентов, а их способность взаимодействовать с окружающим миром и реализовать себя в интересной для них сфере жизни. Современная школа и другие элементы системы массового образования учат детей двум неправильным вещам — пассивности и зависимости. Сегодня дети просиживают десятки тысяч часов за партой в школе, вместо того чтобы использовать это время для обучения тем навыкам, которые необходимы для достижения успеха в реальной жизни. В этом, шутя объясняет Стронг, виновата одна конкретная страна — кайзеровская Пруссия, родина существующей сегодня системы образования.
«До появления Пруссии в Европе не было общей системы массового образования, все университеты и школы работали по своим собственным принципам. Пруссия стала первым государством на Земле, где лидеры определяли то, что должны были знать и во что должны были верить школьники и студенты. Я считаю это одной из самых неправильных и оскорбительных вещей на Земле, никто не имеет морального права на это. Мы не должны верить в правду, указанную свыше, а шаг за шагом, независимо друг от друга, приближаться к ней», — объясняет американский педагог.
По его словам, сегодня в мире нет по-настоящему свободного рынка образования, на котором не доминировало бы государство. От этого не спаслись даже Соединенные Штаты, куда прусская система образования была завезена протестантами, поселившимися на территории современного штата Массачусетс. Они использовали ее в политических и культурных целях — как считает Стронг, протестантам не нравились обычаи и поведение мигрантов — исповедующих католицизм ирландцев, большое количество которых прибыло на территорию Нового Света в середине XIX века, после начала «картофельного голода» в Ирландии. Протестанты Массачусетса использовали школы прусского образца для воспитания детей ирландцев по своим собственным лекалам, и эта практика затем распространилась по всей территории США.
Стронг полагает, что доминирование государства на рынке образования мешает появлению ключевого, по его мнению, элемента прогресса — феномена, который экономисты называют «творческим разрушением». Сегодняшний технический прогресс и постоянное улучшение качества жизни стало возможным благодаря тому, что в нашем обществе постоянно появляются новые технологии, которые разрушают старые элементы экономики и инфраструктуры и занимают их место. Характерный пример этого — грампластинки уступили место бобинным магнитофонам, те — кассетным магнитолам, СD-проигрывателям и MP3-плеерам. С появлением каждой новой «музыкальной шкатулки» вся окружающая их промышленная инфраструктура разрушалась или резко сужалась, что одновременно приводило к экономическим потрясениям и личным трагедиям, и при этом способствовало дальнейшему развитию инноваций.
Урок в одной из госшкол Чикаго. Фото: Charles Rex Arbogast / AP
Ричард Брэнсон. Фото: Matt Jelonek / Getty Images / Fotobank.ru
Подобное «творческое разрушение» сегодня не может происходить в системе образования, так как управляющие ей государственные и окологосударственные элементы меняются в ходе десятилетних, если не столетних циклов. По этой причине, как считает Стронг, настоящие инновации и развитие возможны лишь за пределами системы, которая заставляет школьников и студентов терять десятки тысяч часов жизни на те вещи, которые не помогут им добиться успеха.
«Что нужно делать, чтобы быть успешным? Вспомните Стивена Джобса в ранние дни Apple. Отсутствие профессионального образования не помешало Джобсу буквальным образом изменить мир, получить инвестиции и создать одну из самых больших компаний в мире. И он такой не один — Майкл Делл, недоучка из колледжа, создал гигантскую компьютерную компанию, то же сделал Билл Гейтс. Ричард Брэнсон, основатель компании Virgin, даже не закончил школы, как и сотни других моих сверстников, которые смогли достичь успеха и создать крупные компании. Сегодня люди постепенно начинают понимать, что знания и умения важнее, чем дипломы и прочие свидетельства о профессиональной квалификации»,  — объясняет адепт либертарианского подхода к образованию.
Решение этой проблемы, как считает Стронг, заключается в дальнейшем развитии системы домашнего и частного образования. Изначально домашнее образование появилось среди глубоко верующих христиан и представителей других конфессий, однако со временем оно стало предметом интереса для серьезных людей, искреннее заинтересованных в максимальном развитии способностей и потенциала своих детей.
По словам педагога, такие родители понимают, что дома можно учиться быстрее, качественнее и дешевле, чем в обычной госшколе. Благодаря широкому распространению домашнего образования, сегодня ситуация начинает меняться. Почти все университеты в США принимают студентов без свидетельства об окончании школы. Это, как считает Стронг, является признанием факта, что домашнее образование работает и может конкурировать с конвенциональными школами.
Однако не всегда подобный подход возможен — если молодой человек хочет стать врачом или юристом, ему все равно придется получить документы, подтверждающие его компетентность в избранной области. Эту проблему можно решить, как считает педагог, при помощи интернета и систем проверки репутации, похожих по своему устройству на то, как работают Bitcoin, Etherium и другие криптовалюты. Качество услуг от этого, по мнению Стронга, не ухудшится. Как пример он приводит историю правового раздела на сайте AskMe.com в конце 90-х годов, самым уважаемым и популярным экспертом которого был 15-летний Маркус Арнольд, заинтересовавшийся тонкостями юриспруденции после того, как государственное обвинение не смогло отправить в тюрьму убийцу его брата из-за пробелов в уголовном праве США.
Другая проблема современной системы образования заключается в том, что родители часто думают не о том, какими знаниями обладают их дети и чему они научились в школе или университете, а о престиже «корочки» Гарварда или других ВУЗов, или элитных школ. По этой причине дети часто выходят из стен школ и университетов абсолютно не готовыми к взрослой жизни и не обладают каким-либо опытом работы над реальными проблемами.
Урок в одной из госшкол Чикаго. Фото: Charles Rex Arbogast / AP
«В прошлом дети очень быстро учились брать на себя те обязанности, которые привыкли исполнять взрослые люди. Томас Джефферсон, Томас Эдисон и Эндрю Карнеги — все они начали работать в 1213 лет. Я считаю, что это правильная практика, она может помочь нам бороться с систематической инфантилизацией детей и молодых людей, которую в них воспитывают современная школа и университеты», — поясняет Стронг.
Все эти проблемы Стронг попытался решить в стенах частных школ, организованных при его непосредственном участии. Главная задача этих школ-«инкубаторов» — помочь детям начать реализовывать себя с самых малых лет. Стронг и другие участники FLOW разработали для них особую «спонтанную» форму занятий, которая помогает школьникам учиться, как адаптироваться к неожиданным ситуациям и извлекать из них максимум. Подобные навыки, как считает педагог, будут критически важны для успеха в XXI веке в условиях постоянно растущей конкуренции, когда «даже дизайн туалетных ершиков становится полем для соперничества между компаниями».
«Если говорить в самом общем виде, мы пытаемся создать культуру приобретения знаний, среду, которая одновременно позволяет детям играть и создавать какой-то интеллектуальный продукт, задавая и получая ответы на интересующие их вопросы. Для меня это самая важная роль, которую я могут играть в области обучения детей».
Как мечтает Стронг, его личные усилия и старания соратников по FLOW в конечном итоге приведут к тому, что текущая система школьного и университетского образования займет то же место в жизни общества, как современная почтовая служба США — она будет дорогой, малоиспользуемой, никому не интересной и изжившей себя. Чем больше людей сегодня подключится к проектам альтернативного образования, тем быстрее наступит это светлое будущее, заключает педагог.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ