Новости – В мире
В мире
«Парящий феникс» из западных частей
Cамолет регионального класса ARJ21-700. Фото: Yu Ming Bj / AFP / East News
Китай создал региональный самолет, который мог бы составить конкуренцию «Суперджету»
21 мая, 2014 19:53
5 мин
Корпорация коммерческого авиастроения Китая (Comac) завершила строительство двух самолетов регионального класса для авиакомпании Chengdu Airlines. Как сообщает Associated Press, госкомпания обязалась выполнить 252 заказа на ARJ21-700, известный в Китае как «Сяньфен», то есть «Парящий феникс».
Судно способно взять на борт от 78 до 90 пассажиров, в зависимости от конфигурации сидений; оно может выполнять рейсы на расстояние от 2,2 до 3,7 тысячи километров. Для взлета и посадки «Фениксу» в зависимости от модификации требуется полоса длиной 1,7 тысячи или 1,9 тысячи метров — по российской классификации это соответствует аэродрому типа В (или Б), то есть самолет мог бы совершить рейс, к примеру, между аэропортами Липецка и Саратова.
Comac сообщает, что в марте и апреле модель проходила испытания в Северной Америке, где налетала около 13 тысяч километров.
China Southern Airlines, крупнейший перевозчик республики, сейчас располагает двадцатью самолетами Embraer E-190LR, близкими к судну Comac своими характеристиками. Они берут на борт от 94 до 114 пассажиров и способны совершать рейсы на расстояние около 3,5 тысяч километров.
«Мы хотим развить свой бизнес в Китае, а затем постепенно выйдем на международный рынок», — сообщил Тянь Мин, финансовый директор компании. Если все пойдет по этому плану, то ARJ21 составит конкуренцию разработке российского холдинга «Сухой» — «Суперджету-100» (SSJ).
Так же как SSJ, китайский самолет собран из частей, произведенных в странах Запада — двигатели поставлены корпорацией General Electric, электронная система управления механизмами сделана конгломератом Honeywell, в то время как авионику предоставляет Rockwell Collins. Аэродинамический профиль крыла ARJ21 был разработан в киевском конструкторском бюро имени Антонова.
Помимо ARJ21 китайская авиакорпорация собирается выпустить более крупный, узкофюзеляжный C919 — тот будет работать в сегменте таких самолетов как Boeing-737 и Airbus A320. По словам представителя корпорации, первый рабочий экземпляр будет собран к концу этого года, а перевозчикам судно поступит в 2018 году.
Производство «Суперджета» и «Сяньфена» началось приблизительно в одно и то же время — разработка регионального реактивного авиалайнера была одним из ключевых проектов Десятой пятилетки КНР (2001–2005 годы), а ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» было создано в 2000 году. Оба самолета выполнили первый тестовый полет в 2008 году, однако до перевозчиков пока дошел только SSJ-100: коммерческие рейсы совершают 30 самолетов, 19 из которых в России, шесть - в Мексике, три — в Индонезии, по одному — в Армении и Лаосе, куда собираются поставить и ARJ21.
В отличие от китайского аналога, «Суперджет» попадал в авиапроисшествия, а один борт оказался утрачен при столкновении с землей в контролируемом полете. 9 мая 2012 года судно №97004 начало демонстрационный рейс из индонезийского аэропорта Халим-Перданакусума. На борту находилось 37 пассажиров, среди которых были представители местных авиалиний. Через двадцать минут экипаж запросил снижение, а вскоре самолет пропал с радара. Обломки летательного аппарата нашли на склоне горы Салак, следствие установило, что пилот отключил систему предотвращения столкновений с землей.
По мнению директора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, проект китайского регионального авиалайнера все еще находится на начальной стадии реализации: «Китайский regional jet надо сделать, его по сути нет. Пока есть очень серьезные задержки по этой программе, и выход на международный рынок может состояться не скоро – китайцам еще много чему надо учиться. Я думаю, что выводить этот самолет они будут долго», — сказал он «Русской планете».
Как считает главный редактор отраслевого информационного агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, ARJ в «ливрее» иностранного государства можно будет увидеть года через три, однако «говорить о большом портфеле иностранных заказов не приходится». В беседе с РП он подтвердил, что низкая цена и выгодные условия кредита, являющиеся одним из основных преимуществ китайского самолета, нивелируются заградительными пошлинами российского авиарынка.
По оценкам Пантелеева, в третьих странах два судна займут разные позиции на рынке. «ARJ и MRJ (Mitsubishi Regional Jet) входят в категорию малых региональных самолетов, хороших по своей экономике, но не слишком комфортных для пассажиров — Superjet же станет сражаться скорее в нише, занятой компанией Embraer, выпускающей более тяжелые и широкие машины с лучшими свойствами с точки зрения конечного потребителя», — пояснил он.
Накануне Comac подписала меморандум о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) России. В нем говорится о планах совместной разработки семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Технико-экономическое обоснование проекта планируется представить летом.
С точки зрения Рыбака, серьезных проблем в реализации проекта возникнуть не должно: «Влияния конкуренция региональных самолетов на проект широкофюзеляжного самолета не окажет. У каждой из этих компаний есть масса собственных дел, связанных с региональными самолетами, которые кроме них никто не сделает — чем они видимо в ближайшие десять лет и будут заниматься. Что касается проекта нового самолета, я думаю, что у "Сухого" и ОАКа большой опыт сотрудничества с Китаем в области военной техники — не вижу никаких препятствий в том, чтобы они могли вести такие программы и в области гражданской техники», — резюмировал эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости