Новости – В мире
В мире
Отстыковаться от России
Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз ТМА-13М» и экипажем 40/41 экспедиций на МКС с космодрома «Байконкур», 29 мая 2014 года. Фото: Константин Чабалов / РИА Новости
NASA готовится поручить полеты к МКС частным компаниям
22 августа, 2014 16:18
5 мин
NASA в ближайшие недели планирует заключить контракт на производство пилотируемых космических аппаратов, способных заменить российские «Союзы», используемые для доставки астронавтов на МКС, пишет Washington Post. Потенциальные подрядчики — Boeing, SpaceX, Blue Origin и Sierra Nevada.
С тех пор как NASA закрыло программу космических шаттлов в 2011 году, американским астронавтам приходилось полагаться на российские ракеты для полетов на МКС. По данным издания, доставка одного человека на Международную космическую станцию обходится правительству США в $70 млн, и в условиях регулярно расширяющихся взаимных санкций велика вероятность, что со временем Соединенные Штаты будут полностью отрезаны от «обитаемого» космоса.
Обычно NASA пытается пользоваться собственными космическими аппаратами. Их собирают крупнейшие аэрокосмические корпорации на заказ, готовым кораблем владеет космическое агентство. В рамках нового проекта NASA впервые будет курировать разработку ракеты или челнока, который затем планирует арендовать. Такой схемой чиновники, видимо, пытаются заинтересовать молодые космические стартапы, которые сейчас находятся на пороге первых пилотируемых полетов.
Этой весной ракета Falcon-9 с многоразовым модулем Dragon, собранная компанией Элона Маска SpaceX, стала первым частным космическим судном, успешно доставившим груз на МКС. В течение лета разработчики этого аппарата испытывали модификации, способные приземляться в заданной точке и подходящие для повторного использования. Однако от коммерческих запусков с живыми астронавтами стартапы отделяют годы тестирований и согласований с NASA.
С 2013 года специалисты NASA проводят регулярные консультации с частными партнерами в рамках программы CCP (Commercial Crew Program — средства коммерческой доставки экипажа на орбиту). Участвующие в ней Boeing, SpaceX, Blue Origin и Sierra Nevada демонстрируют космическому агентству свои наработки в области пилотируемых полетов. Вероятно, этим летом проект вышел на финишную прямую: 21 августа NASA объявило о намерении заключить в августе-сентябре один или несколько контрактов с коммерческими компаниями, чтобы к 2017 году самостоятельно доставлять астронавтов на МКС. Ранее назывался более оптимистичный срок — 2015 год.
Многоразовый модуль Dragon пристыкован к МКС, 18 мая 2014 года. Фото: NASA
Многоразовый модуль Dragon пристыкован к МКС, 18 мая 2014 года. Фото: NASA
Самым традиционным решением, которое рассматривает NASA, является разрабатываемый Boeing модуль многократного использования CST-100. Поскольку для нового формата сотрудничества с космическим агентством важна монетизация проекта, корпорация сотрудничает с фирмами, занимающимися космическим туризмом, в том числе со Space Adventures и производителем надувных космических модулей Bigelow. Boeing надеется договориться с NASA о резервировании мест для туристов.
Недостаток проекта Boeing заключается в ракете-носителе. Хотя в теории CST-100 универсален и совместим даже с Falcon-9, поначалу он будет использоваться вместе с ракетой Atlas-V, разработанной совместно с Lockheed Martin. На ее первой ступени установлен российский двигатель РД-180, так что в краткосрочной перспективе разработка аэрокосмического гиганта проблемы зависимости от России не решает.
Сравнительно традиционное решение предлагает и компания основателя Amazon Джеффа Безоса Blue Origin. Их разработка — это ракета-носитель для вертикального взлета и посадки, и пассажирский модуль. Оба эти элемента предполагается использовать многократно. Пока что проводились только короткие испытания в земной атмосфере.
Проект SpaceX уже практически готов к отправке астронавтов на орбиту: разработка компании Элона Маска уже успешно доставляла грузы на МКС, а этим летом продемонстрировала способность приземляться «с точностью вертолета», что должно серьезно упростить подготовку к повторному использованию космического судна. Российские двигатели в Falcon-9 не используются, а Маск обещает, что пилотируемые полеты будут стоить дешевле $20 млн с человека.
Наконец, Sierra Nevada разрабатывает миниатюрный шаттл Dream Chaser. Космический корабль будет взлетать при помощи обычной ракеты; как и CST-100, он в теории совместим с разными носителями, но изначально разрабатывается под проблемный в политическом смысле Atlas-V. Особенность аппарата в том, что приземляться он сможет на гражданских аэродромах, подходящих для Boeing-737. Использовать его можно будет более 30 раз.
Пока не ясно, какой именно проект получит одобрение и финансирование NASA. Велика вероятность, что контракты достанутся сразу нескольким из этих компаний.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости